СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему Духовно-нравственное воспитание

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывются основы духовно-нравственного воспитания 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему Духовно-нравственное воспитание»

Федеральные государственные образовательные стандарты  второго поколения Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Данилюк А.Я.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Данилюк А.Я.

Социальные и моральные проблемы, решению которые должно содействовать образование Морально-нравственная дезинтеграция общества  Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций  Снижение ценности производительного труда, творчества и образования  Усиление миграционных процессов  Снижение ценностей семейной жизни  Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод : создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Социальные и моральные проблемы, решению которые должно содействовать образование

  • Морально-нравственная дезинтеграция общества
  • Низкий уровень доверия и социальной солидарности
  • Нарушение преемственности поколений
  • Недостаток гражданского, патриотического самосознания
  • Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
  • Снижение ценности производительного труда, творчества и образования
  • Усиление миграционных процессов
  • Снижение ценностей семейной жизни
  • Ослабление физического, социального и психического здоровья населения

Вывод : создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации

Характер современного воспитания

Традиционное воспитание Современное воспитание

формирование личности согласно нормам, принятым

в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим

взаимная поддержка людей

(Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них

Причина перехода – особенности современной цивилизации

Понятие человеческого капитала Становление постиндустриального общества, инновационной экономики, экономики знаний, существенное повышение роли человека в производственных и социальных процессах обусловили появление и широкое использование во второй половине ХХ в. понятия «человеческий капитал». Он стал рассматриваться как главный производительный фактор, двигатель и основа постиндустриальной экономики. Становление постиндустриального общества, инновационной экономики, экономики знаний, существенное повышение роли человека в производственных и социальных процессах обусловили появление и широкое использование во второй половине ХХ в. понятия «человеческий капитал». Он стал рассматриваться как главный производительный фактор, двигатель и основа постиндустриальной экономики.

Понятие человеческого капитала

Становление постиндустриального общества, инновационной экономики, экономики знаний, существенное повышение роли человека в производственных и социальных процессах обусловили появление и широкое использование во второй половине ХХ в. понятия «человеческий капитал». Он стал рассматриваться как главный производительный фактор, двигатель и основа постиндустриальной экономики.

  • Становление постиндустриального общества, инновационной экономики, экономики знаний, существенное повышение роли человека в производственных и социальных процессах обусловили появление и широкое использование во второй половине ХХ в. понятия «человеческий капитал». Он стал рассматриваться как главный производительный фактор, двигатель и основа постиндустриальной экономики.
Понятие человеческого капитала В общем понимании, капитал – это блага, использование которых позволяет увеличить будущие блага. В доиндустриальную и индустриальную эпоху капиталом являются земля, труд, средства производства (физический капитал), деньги (финансовый капитал). В постиндустриальную эпоху к этим традиционным видам капитала прибавляется капитал человеческий и информационный. В современной экономике они играют ведущую роль, являются основным производительным фактором.  В общем понимании, капитал – это блага, использование которых позволяет увеличить будущие блага. В доиндустриальную и индустриальную эпоху капиталом являются земля, труд, средства производства (физический капитал), деньги (финансовый капитал). В постиндустриальную эпоху к этим традиционным видам капитала прибавляется капитал человеческий и информационный. В современной экономике они играют ведущую роль, являются основным производительным фактором.

Понятие человеческого капитала

  • В общем понимании, капитал – это блага, использование которых позволяет увеличить будущие блага. В доиндустриальную и индустриальную эпоху капиталом являются земля, труд, средства производства (физический капитал), деньги (финансовый капитал). В постиндустриальную эпоху к этим традиционным видам капитала прибавляется капитал человеческий и информационный. В современной экономике они играют ведущую роль, являются основным производительным фактором.
  • В общем понимании, капитал – это блага, использование которых позволяет увеличить будущие блага. В доиндустриальную и индустриальную эпоху капиталом являются земля, труд, средства производства (физический капитал), деньги (финансовый капитал). В постиндустриальную эпоху к этим традиционным видам капитала прибавляется капитал человеческий и информационный. В современной экономике они играют ведущую роль, являются основным производительным фактором.
Понятие человеческого капитала В общем значении человеческий капитал можно определить как совокупность индивидуальных и коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и социальной организации качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих реальных возможностей. Аналогично тому, как капитал есть самовозрастающая стоимость, так и человеческий капитал есть самовозрастание личности и социальной организации в продуктивной деятельности.

Понятие человеческого капитала

  • В общем значении человеческий капитал можно определить как совокупность индивидуальных и коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и социальной организации качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих реальных возможностей.
  • Аналогично тому, как капитал есть самовозрастающая стоимость, так и человеческий капитал есть самовозрастание личности и социальной организации в продуктивной деятельности.
Движение капитала        Д – Т - Д'   Д – Т - Д'   Д – Т - Д'   Д – Т - Д'

Движение капитала

Д – Т - Д'

  • Д – Т - Д'
  • Д – Т - Д'
  • Д – Т - Д'

Движение человеческого капитала

Логика расширенного воспроизводства человеческого капитала принципиально не отличается от общих закономерностей движения финансового и физического капитала. Кругооборот человеческого капитала происходит в последовательности этапов.

  • наличие (первоначальное накопление) человеческого капитала . В образовании происходит накопление знаний, умений, навыков, формируются компетенции, мировоззрение, интеллект, эмоционально-ценностные установки, способности к различным видам деятельности, выстраивается система социальных приоритетов и отношений. Образование: развивающее, личностно ориентированное, непрерывное, массовое и качественное
  • инвестирование человеческого капитала в деятельность (экономическую, культурную, научную, общественную и т.д.). Для движения капитала исключительно важна мотивация к инвестированию
  • решение реальных личностно, профессионально и общественно значимых задач – изменение формы человеческого капитала. Перевод человеческого капитала из идеальной формы в материальную, из ментальной в реальную
  • возвращение к первоначальной форме человеческого капитала – его приращение. Стоимость же чего-либо выражает меру его полезности, значения для человека, других людей, общества. Человек богат, если имеет то, что значимо для других. Стоимость (полезность) создает богатство, но не наоборот. Стоимость может выражаться и в денежной форме, и в иной, например, в форме знания, доброго отношения, благотворительного поступка, достойного примера жизни.

    Образование и развитие человеческого капитала Образование должно быть: непрерывным, проходить через всю человеческую жизнь, быть самой человеческой жизнью, массовым, личностно-развивающим

    Образование и развитие человеческого капитала

    Образование должно быть:

    • непрерывным,
    • проходить через всю человеческую жизнь,
    • быть самой человеческой жизнью,
    • массовым,
    • личностно-развивающим

      Содержание воспитания и пути его формирования Ценности составляют содержание воспитания Задача воспитания – формирование ценностных отношений, мотивации к жизни, труду, образованию, саморазвитию, достижению лучшего будущего Два пути формирования содержания воспитания: Гражданские ценности Традиционные ценности

      Содержание воспитания и пути его формирования

      Ценности составляют содержание воспитания

      Задача воспитания – формирование ценностных отношений, мотивации к жизни, труду, образованию, саморазвитию, достижению лучшего будущего

      Два пути формирования содержания воспитания:

      • Гражданские ценности
      • Традиционные ценности

        Гражданские ценности Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

        Гражданские ценности

        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

        Задачи разработки Концепции Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи (ФГОС общего образования – общественный договор) Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов (школы и семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ )

        Задачи разработки Концепции

        • Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи (ФГОС общего образования – общественный договор)
        • Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников
        • Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов (школы и семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ )

        Современный национальный воспитательный идеал  Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Статус: высшая цель образования, идеальное  представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ.

        Современный национальный воспитательный идеал

        Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

        Статус: высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ.

        Воспитательные идеалы в истории России Средневековая Русь  Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства  Императорский период ( XVIII в. – 1917 г.) Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов)  Советский период (1917 – 1991гг.)  Воспитание советского человека - строителя коммунизма   Постсоветский период (1991 – 2000* гг.) Свободная в самоопределении и развитии личность

        Воспитательные идеалы в истории России

        Средневековая Русь

        Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства

        Императорский период ( XVIII в. – 1917 г.)

        Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов)

        Советский период (1917 – 1991гг.)

        Воспитание советского человека - строителя коммунизма

        Постсоветский период (1991 – 2000* гг.)

        Свободная в самоопределении и развитии личность

        В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке Формирование морали Развитие совести Усвоение базовых национальных ценностей Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. Осознание ценности человеческой жизни Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

        В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить

        • Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке
        • Формирование морали
        • Развитие совести
        • Усвоение базовых национальных ценностей
        • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
        • Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора
        • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
        • Осознание ценности человеческой жизни
        • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

        В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить Осознание себя гражданином России Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам Развитость патриотизма и гражданской солидарности Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

        В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить

        • Осознание себя гражданином России
        • Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
        • Развитость патриотизма и гражданской солидарности
        • Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
        • Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
        • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
        • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
        • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
        • Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

        В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций  Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны  Укрепление национальной безопасности.

        В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить

        • Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
        • Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
        • Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
        • Укрепление национальной безопасности.

        Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей: семейной жизни; классного и школьного коллектива;  культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России; российской гражданской нации; мирового сообщества Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

        Духовно-нравственное развитие гражданина России

        Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:

        • семейной жизни;
        • классного и школьного коллектива;
        • культурно-регионального сообщества;
        • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;
        • российской гражданской нации;
        • мирового сообщества

        Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

        Система базовых национальных ценностей

        • Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
        • Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
        • Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
        • Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
        • Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
        • Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
        • Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
        • Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
        • Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
        • Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

        Уклад школьной жизни Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        Уклад школьной жизни

        • Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
        • Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
        • Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
        • Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
        • Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
        • Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        Традиционные ценности Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры, 2)основы исламской культуры, 3)основы буддийской культуры, 4)основы иудейской культуры, 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики  Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Традиционные ценности

        Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

        Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры, 2)основы исламской культуры, 3)основы буддийской культуры, 4)основы иудейской культуры, 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики

        Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         Развитие курса ОРКСЭ Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы (Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.). Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю) Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России

        Развитие курса ОРКСЭ

        • Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы (Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.).
        • Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю)
        • Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России
        Основной механизм воспитания школьников Программа духовно-нравственного развития. Воспитания и социализации обучающихся

        Основной механизм воспитания школьников

        Программа духовно-нравственного развития. Воспитания и социализации обучающихся

        Структура программы

        1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся).

        2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        3. Принципы и особенности организации воспитания на ступени НОО ( концептуальная основа уклада школьной жизни)

        4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе)

        5. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования ( по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания)

        6. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

        7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

        8. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания).

        Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

        Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
        • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
        • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
        • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
        • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

        Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ( Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества) .
        • воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике) .
        • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие).

        Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание) ; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве) .

        Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание) ;
        • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве) .

        Условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Программы Кадры Ресурсы

        Условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

        • Программы
        • Кадры
        • Ресурсы