Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Данилюк А.Я.
Социальные и моральные проблемы, решению которые должно содействовать образование
- Морально-нравственная дезинтеграция общества
- Низкий уровень доверия и социальной солидарности
- Нарушение преемственности поколений
- Недостаток гражданского, патриотического самосознания
- Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
- Снижение ценности производительного труда, творчества и образования
- Усиление миграционных процессов
- Снижение ценностей семейной жизни
- Ослабление физического, социального и психического здоровья населения
Вывод : создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России
Характер современного воспитания
Традиционное воспитание Современное воспитание
формирование личности согласно нормам, принятым
в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим
взаимная поддержка людей
(Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них
Причина перехода – особенности современной цивилизации
Понятие человеческого капитала
Становление постиндустриального общества, инновационной экономики, экономики знаний, существенное повышение роли человека в производственных и социальных процессах обусловили появление и широкое использование во второй половине ХХ в. понятия «человеческий капитал». Он стал рассматриваться как главный производительный фактор, двигатель и основа постиндустриальной экономики.
- Становление постиндустриального общества, инновационной экономики, экономики знаний, существенное повышение роли человека в производственных и социальных процессах обусловили появление и широкое использование во второй половине ХХ в. понятия «человеческий капитал». Он стал рассматриваться как главный производительный фактор, двигатель и основа постиндустриальной экономики.
Понятие человеческого капитала
- В общем понимании, капитал – это блага, использование которых позволяет увеличить будущие блага. В доиндустриальную и индустриальную эпоху капиталом являются земля, труд, средства производства (физический капитал), деньги (финансовый капитал). В постиндустриальную эпоху к этим традиционным видам капитала прибавляется капитал человеческий и информационный. В современной экономике они играют ведущую роль, являются основным производительным фактором.
- В общем понимании, капитал – это блага, использование которых позволяет увеличить будущие блага. В доиндустриальную и индустриальную эпоху капиталом являются земля, труд, средства производства (физический капитал), деньги (финансовый капитал). В постиндустриальную эпоху к этим традиционным видам капитала прибавляется капитал человеческий и информационный. В современной экономике они играют ведущую роль, являются основным производительным фактором.
Понятие человеческого капитала
- В общем значении человеческий капитал можно определить как совокупность индивидуальных и коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и социальной организации качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих реальных возможностей.
- Аналогично тому, как капитал есть самовозрастающая стоимость, так и человеческий капитал есть самовозрастание личности и социальной организации в продуктивной деятельности.
Движение капитала
Д – Т - Д'
- Д – Т - Д'
- Д – Т - Д'
- Д – Т - Д'
Движение человеческого капитала
Логика расширенного воспроизводства человеческого капитала принципиально не отличается от общих закономерностей движения финансового и физического капитала. Кругооборот человеческого капитала происходит в последовательности этапов.
- наличие (первоначальное накопление) человеческого капитала . В образовании происходит накопление знаний, умений, навыков, формируются компетенции, мировоззрение, интеллект, эмоционально-ценностные установки, способности к различным видам деятельности, выстраивается система социальных приоритетов и отношений. Образование: развивающее, личностно ориентированное, непрерывное, массовое и качественное
- инвестирование человеческого капитала в деятельность (экономическую, культурную, научную, общественную и т.д.). Для движения капитала исключительно важна мотивация к инвестированию
- решение реальных личностно, профессионально и общественно значимых задач – изменение формы человеческого капитала. Перевод человеческого капитала из идеальной формы в материальную, из ментальной в реальную
- возвращение к первоначальной форме человеческого капитала – его приращение. Стоимость же чего-либо выражает меру его полезности, значения для человека, других людей, общества. Человек богат, если имеет то, что значимо для других. Стоимость (полезность) создает богатство, но не наоборот. Стоимость может выражаться и в денежной форме, и в иной, например, в форме знания, доброго отношения, благотворительного поступка, достойного примера жизни.
Образование и развитие человеческого капитала
Образование должно быть:
- непрерывным,
- проходить через всю человеческую жизнь,
- быть самой человеческой жизнью,
- массовым,
- личностно-развивающим
Содержание воспитания и пути его формирования
Ценности составляют содержание воспитания
Задача воспитания – формирование ценностных отношений, мотивации к жизни, труду, образованию, саморазвитию, достижению лучшего будущего
Два пути формирования содержания воспитания:
- Гражданские ценности
- Традиционные ценности
Гражданские ценности
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Задачи разработки Концепции
- Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи (ФГОС общего образования – общественный договор)
- Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников
- Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов (школы и семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ )
Современный национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Статус: высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ.
Воспитательные идеалы в истории России
Средневековая Русь
Воспитание православного русского человека, укоренного в духовных традициях христианства
Императорский период ( XVIII в. – 1917 г.)
Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов)
Советский период (1917 – 1991гг.)
Воспитание советского человека - строителя коммунизма
Постсоветский период (1991 – 2000* гг.)
Свободная в самоопределении и развитии личность
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
- Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке
- Формирование морали
- Развитие совести
- Усвоение базовых национальных ценностей
- Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- Осознание ценности человеческой жизни
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить
- Осознание себя гражданином России
- Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
- Развитость патриотизма и гражданской солидарности
- Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
- Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
- Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
- Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
- Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
- Духовную, культурную и социальную преемственность поколений
В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить
- Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
- Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
- Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
- Укрепление национальной безопасности.
Духовно-нравственное развитие гражданина России
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:
- семейной жизни;
- классного и школьного коллектива;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов
Система базовых национальных ценностей
- Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- Труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
- Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Уклад школьной жизни
- Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
- Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
- Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
- Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Традиционные ценности
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры, 2)основы исламской культуры, 3)основы буддийской культуры, 4)основы иудейской культуры, 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики
Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Развитие курса ОРКСЭ
- Разработка новой концепции курса для начальной и основной школы (Решение Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 4 октября 2011 г.).
- Начальная школа – пропедевтический курс (4 кл., 1 час в неделю)
- Основная школа – системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России
Основной механизм воспитания школьников
Программа духовно-нравственного развития. Воспитания и социализации обучающихся
Структура программы
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся).
2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
3. Принципы и особенности организации воспитания на ступени НОО ( концептуальная основа уклада школьной жизни)
4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе)
5. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования ( по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания)
6. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
8. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания).
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ( Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества) .
- воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике) .
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие).
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание) ;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве) .
Условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся