Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Джузеппе Арчимбольдо"»
Джузеппе Арчимбольдо
(1527—1593 гг.)
Преподаватель Истории мировой культуры
Вдовиченко О.В
Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан — 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии».
Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Карикатуры и наброски странных чудовищ нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи для юноши были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество.
Леонардо Да Винчи. Цветы Одна из обнаруженных Арчимбальдо зарисовок Да Винчи.
Первые работы Арчимбальдо или работы в которых он принимал участие.
- Джузеппе Арчимбальдо был хорошо образован и желал познать мир ещё более. Известно 13 его рисунков, повествующих о процессе создания шелка. Все они снабжены надписями художника. Вот первое и последнее изображение серии:
- Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет. В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
- В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.25 лет художник жил при дворах в Вене и Праге После смерти ФердинандаI , продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.
Эскизы к костюмам, реквизитам, декорациям для различных праздников и спектаклей.
Вертумн
- Рудольф II очень любил всё экзотическое, загадочное, парадоксальное. Картиной «Вертумн» он был восхищён и наградил 64-летнего художника титулом пфальцграфа. Вертумн – этрусское божество садов и обработки земли. В картине это существо очень похоже на короля Рудольфа II. Виртуозно переданы плоды, овощи и цветы, удивительно броские и декоративные элементы картины.
- Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
«Четыре стихии»
Воздух Земля
- Аллегория воздуха известна только из копий, так как первоначальная версия картины « Воздух» не сохранилась. Портрет состоит исключительно из птиц, где особое внимание уделяется императорскому Орлу и Павлину, которые символизируют Максимилиана II и династию Габсбургов.
- Сложные позиции животных, таких как кабан, лось, благородный олень, лань, черный бык, удивительным образом конструируют глаз или шею. Несколько деталей однозначно указывают на династию Габсбургов: краун (венец, корона) с рогами, шкура Льва Геракла, шкура барана, символизирующие Ордена Золотого Руна.
Вода Огонь
- Знакомясь с профилем на картине «Вода», мы видим, что голова и тело полностью прорисованы в холодной, серо – жемчужной гамме. Здесь представлено более шестидесяти видов рыб и водных тварей, большинство из которых являются средиземноморского происхождения. Морж и белобрюхий тюлень сравнительно малы по отношению к морскому коньку, а краб слишком велик по отношению к черепахе, которая составляет неотъемлемую часть фигуры.
- Картина «Огонь» особенно выразительна. Цветовым решением было выбрано – огонь и золото. Немалый арсенал огнестрельного оружия заполняет композицию: пистолеты, стволы, пороховая мортира и пушка. Грудь украшает символы великой Габсбургской династии: Двуглавый орел и цепь с орденом Золотого Руна.
- Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».
- Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался.
«Временя года»
Зима Весна
Лето Осень
Все времена года в одном портрете.
Особый интерес представляют картины-перевертши, меняющие при повороте на 180 градусов не только жанр, но и смысл изображения: бравый воин оборачивается запеченой мясной снедью, а толстый добродушный садовнк – миской с овощами.
Существует так же серия картин под названием «Сезоны». Здесь же представлены некоторые из них.
Существует так же серия картин под названием «Профессии».
Водонос
Библиотекарь
Адмирал
Юрист
Флора
Адам
Ева
Спасибо за внимание!