СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Экология родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...О ЗАБОТЕ И СОХРАННОСТИ  ДАГЕСТАНСКОГО  ТУРА.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Экология родного края"»

Министерство образования и науки республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»





Проект

Естественнонаучное направление

Тема: «Проблема родного края»

Программа «ДАТУ»

(Дагестанский тур)

(Экологическое воспитание и образование учащихся начальных классов через природу родного края)



Автор проекта: Абакаров Магомедрасул учащийся 3 «б» класса

МКОУ«Гимназия№1» г.Кизилюрт

Руководитель: Муртазаева Зухра Махачевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Гимназия№1».






г.Кизилюрт

2017

Содержание проекта

I.Введение.

1.Проблема.

2.Актуальность проекта.

3. Кто является объектом проектной деятельности.

5. Цели и задачи проекта.

II.Основная часть.

  1. Проблема родного края.

  2. Принципы реализации проекта «Дату»

  3. Основные направления работы – этапы.

  4. Информационный материал о дагестанском туре.

III.Заключительная часть.

1.Диагностическая карта по теме проекта

2. Выводы о воспитательной ценности данного проекта.

Литература

Приложения.

















1.Проблема.

Проблема социально- нравственного воспитания начального звена обучения была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию учащихся . На сегодняшней день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Настоящий проект призван обеспечить знания у учащихся 7-10 лет

о животных и растениях Дагестана, воспитание бережного отношения к окружающей среде, воспитывать чувство гордости за родной край . беречь и преумножать флору и фауну родного края. Расширять знания о дагестанском туре, воспитание желания беречь данную популяцию исчезающего вида животного Дагестана-дагестанского тура.

Актуальность проекта

Воспитание любви и уважения к родной природе, нравственно -патриотического воспитание, развитие познавательного интереса, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения.

Выбор данного проекта обусловлен для поднятия интереса к изучению растений и животных республики Дагестан. Бережное отношения к природе и желания преумножать богатства – сажать деревья, вешать скворечники, быть «гостем» в природной среде когда ты на экскурсии, и «хозяином»-когда ты заботишься о ней.

Как особое направление наука экология возникла в 19 столетии. Ученые- педагоги А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах обращали внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится начальному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания соответствующего отношения к окружающей природе.

Процесс развития познавательной деятельности учащихся начальных классов, познавательная деятельность как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов.

Вид проекта: научно-поисковый, краткосрочный.

Сроки : продолжительностью до 1 месяца

Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса и воспитания социально- нравственного отношения к экологии малой родины.

Задачи проекта:

  • Формировать у учащихся основы нравственного создания методом проектов.

  • Поддерживать и развивать познавательный интерес к окружающему миру родного края в котором живут наши учащиеся.

  • Дать знания детям о растениях, животных нашей республики и об экологической ситуации в республике Дагестан.

  • Формировать экологическую культуру у учащихся и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды, охране дагестанского тура.

  • Профориентация школьников на профессии необходимые для сохранения эко-культуры республики.

II. Основная часть.

Проживая в Кизилюртовском районе, мы очень мало знаем об окружающей флоре и фауне края. В ходе реализации проекта учащиеся получат знания о прекрасных местах, которые окружают наш город Кизилюрт – река Сулак, леса Нечаевки… Не следует ждать от учащихся начальной школы взрослых форм проявления любви к родной природе, но если в ходе реализации проекта они приобретут знания об истории и природе родного края, начнут проявлять интерес к событиям в окружающей их природе и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Тема проекта была предложена классу и один из учеников Абакаров Магомедрасул – умный, эрудированный, подающий большие надежды в плане учебы и в плане интеллектуального развития, взялся за создание данного проекта …и вот что у него получилось.

Тема: «Проблема родного края «ДАТУ»

(Дагестанский тур)

(Экологическое воспитание и образование учащихся начальных классов через природу родного края)



Принципы реализации проекта:

  1. Доступность, достоверность и научность знаний.

  2. Соответствие сложности материала возрасту учащихся.

  3. Культурологический подход в Нечаевский лес, в Городской парк отдыха и спорта.

  4. Связь воспитательной работы с окружающей действительностью.

Ожидаемые результаты:

  • У учащихся сформируется первоначальные навыки экономически - грамотного и безопасного поведения в природе, знания о животных и растениях республики Дагестан.

  • Учащиеся будут применять полученные знания в продуктивной деятельности.

  • У учащихся сформируется чувство гордости за свой край, республику .

  • Подвести к выбору профессии востребованную окружающей природой – виноградаря, механизатора, птичницы, овцевода, доярки, охотоведа, егеря, рыбиспектора …


Основные направления работы по проекту:

  • Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий;

  • Организация предметно - развивающей среды в «Экологическом центре» 3 «б» класса.

  • Определение уровня знаний, умений и навыков по экологии методом диагностики;

  • Изучение ученического о опыта по созданию проектов, отбор и внедрение эффективных методик и технологий ИКТ в работе у учащимися над значимыми проектами.


Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

  1. Подготовительный

- Изучение нормативно- правовой базы

- Анкетирование учащихся –начальные этапы знаний о дагестанском туре и о проблеме . связанная с данным животным ,

- «Банк идей – «Среда обитания кавказских туров»» (поиск, изучение среды обитания)

Диагностирование учащихся ;

Педагогическая оценка результатов диагностики.

- Налаживание взаимодействия с МКОУ «Гимназия№1» и СОШ№8 - с краеведческими музеями;


1 неделя



Учащиеся 3 «б» класса и руководитель проекта ученик Абакаров Магомедрасул

  1. Практический






















- Обеспечение условий для реализации проекта;

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик обучения по теме: «Важность охраны дагестанского тура»;

- Совершенствование предметно - развивающей среды в классе;

-Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендации по проблеме «Охрана дагестанского тура»;

- Творческо-оформительская деятельность – создание уголка, фото-альбома. презентации , реферат о дагестанском туре;

-Выполнение плана и оценка результата, внесение изменений, коррекция.

  • -Познавательная информация: виды кавказских козлов: 1..заподнокавказкиский 2.восточнокавказский.


-Презентация проекта на заседании педагогического совета МКОУ «Гимназия№1»



2- 3 неделя

В ходе реализации проекта


В ходе реализации проекта


В ходе реализации проекта


1 раз в неделю


Апрель



Учащиеся 3 «б» класса и Абакаров Магомедрасул

3.Заключительный

*Презентация проекта родителям на родительском собрании;

*Открытие выставки о дагестанском туре – поделки, рисунки композиции с дагестанским туром;

*Обработка результатов по реализации проекта;

*Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем;

* Реферат. Охрана животного и растительного мира – наш святой долг!

К природе нужно относится бережно, потому что только от нас зависит, что останется грядущим поколениям. Природа – как сложнейшая мозаика: если выпадает одно звено, нарушается гармония и естественные связи. Вот для чего нужна Красная книга Дагестана!

*Диагностирование учащихся на знания о дагестанском туре-итоговая,

*Награждение грамотами «Юный эколог» - знатоков Дагестанской флоры и фауны.


4 неделя


Ученик 3 «б» класса Абакаров Магомедрасул










Реферат, мулти-медийная презентация, фото-материалы.










Диагностический лист

Информационный материал к проекту «Дату»

Тема: «Горный козел кавказский тур – гордое и благородное животное, нуждающееся в охране».

Познавательная информация для учащихся класса готовит Абакаров Магомедрасул с применением мультимедийной информации с использованием ИКТ



Содержание проектной деятельности:

1.Кавказский горный тур-какой он?

2.Особенности и среда обитания.

3. Важность охраны дагестанского тура.

4.Диагностическая карта по определению результатов работы над данным проектом.

Природа Кавказа богата и выделяется разнообразием флоры и фауны. Для естествоиспытателей и биологов здесь настоящий рай. Большинство представителей животного мира хорошо изучены. Существуют здесь и виды, которые считаются редкими. К таким относится кавказский тур – животное, занесенное в Красную книгу.



Кавказский горный тур – какой он?

Латинское название тура звучит как «Capra caucasica». Обитает на достаточно небольшой территории кавказских гор и на сегодняшний день считается вымирающим. Животное это подразделяется зоологами на следующие виды:

  • западнокавказский;

  • восточнокавказский.

Различий между этими видами очень немного, поэтому, говоря и о том, и о другом, обычно называют их одинаково – кавказский тур. Однако у обоих этих видов есть и дополнительные названия. Так, восточнокавказский вид – это дагестанский тур, а западнокавказского называют еще кубанским, либо туром Северцова (по имени исследователя, который изучал животное).

Основным различием у этих горных козлов являются рога, а точнее, их форма. У дагестанского – рога очень похожи на бараньи, они сильнее изогнуты, выглядят толстыми и мощными. Что касается кубанского, то его рога имеют саблеобразную форму и выглядят более изящно.

Ученые относят это животное к семейству полорогих (род горных козлов). От обычного домашнего козла он отличается, прежде всего, телосложением. Он гораздо крупнее, у него очень сильные ноги – это и понятно, ведь животные эти проживают в горах, где без определенной ловкости и навыков вряд ли можно будет прокормиться и выжить.

Средний рост (высота в холке) самца составляет от 90 до 110 см, тело в длину – доходит до 165 см, вес в отдельных случаях – до 100 кг. Самка меньше и грациознее. Высота ее – до 90 см, вес не более 60-65 кг, тело в длину не более 140 см.

Отличается от обычных козлов и своим окрасом. Шерсть его выглядит рыжеватой, что иногда помогает животному удачно маскироваться. При этом окрас шкуры на животе является более светлым по сравнению со спиной, ноги же темнее. Летом тур светлеет, к зиме приобретает бурый окрас.

Отличительными особенностями помимо рогов и окраса является борода. Она довольно коротка, не более 70 мм, но зато широкая. Что же касается рогов тура, то по длине изгиба они составляют у самцов до 100 см, а вот самки не могут этим гордиться – их рожки обычно не превышают в длину 20 см.

Особенности и среда обитания

Среда обитания – это, конечно же, горы. При этом на сегодняшний день это животное не встречается нигде, кроме пространства Кавказского хребта. Западнокавказский тур (или кавказский горный козел) обитает в Закавказье, в то время как дагестанского – можно увидеть в восточной части Северного Кавказа.



Если вы хотите увидеть тура дагестанского, то вам придется отправиться восточнее реки Терек. Это район Богосского, Талибского, Нукталинского хребтов, не выше 4 тысяч метров над уровнем моря.

Как все парнокопытные, дикий тур – животное стадное. Он обычно перемещается в течение всего года не далее того хребта, где обитает. Дальние «путешествия» не для него. При этом они не любят, когда за их жизнью и кормежкой наблюдают, поэтому стараются уйти в уединенные места.

Самыми любимыми зонами обитания этих интересных животных становятся переходы между альпийскими лугами и верхними лесами. Зимой пасется на альпийских лугах, с началом весны выходит на горные склоны, где уже пробивается свежая травка.

Зимнее стадо горных козлов может составлять до сотни голов, летом оно не такое большое – не более 20 особей. По мере того как на склонах тает снег, туры все выше поднимаются к тем участкам, где есть ледники. Так они проводят все лето, а к осени вновь спускаются ниже, к лугам.

Исследователи Кавказа утверждают, что эти животные – создания чрезвычайно выносливые. Плотная шкура позволяет им без особых сложностей выдерживать и горные снегопады, и морозы. Благодаря своей зоркости и отличному обонянию кавказский горный тур может учуять животное или человека за сотни метров. Осторожность у этих козлов потрясающая. Они не любят никаких соседей, даже копытных, и стараются держаться особняком. Именно поэтому его сегодня можно встретить нечасто.



Не только слух, зрение и обоняние помогают им избегать опасности. В каждом стаде имеются особи, которых можно назвать дозорными. В случае приближения нежелательных гостей они предупреждают остальных с помощью особого фырканья. Именно на «дозорного» ориентируется все стадо во время кормежки, и звуки, которые он издает, служат сигналом к отходу. Если вдаль или в лес уйти не удается, козлы взбираются на скалы – оттуда достать их зверю очень сложно, да и человек столкнется с явными препятствиями.

В обязательный корм для туров входят не только трава и кора деревьев, но и соль. Для того чтобы полизать ее, животные отправляются на солонцы. Пасутся большей частью по ночам, а день – отведен для отдыха. Иногда, чтобы скрыться от охотников и хищных зверей, отдельные особи могут укрыться в скалистых пещерах.

Срок вынашивания козлят у самки составляет 5,5 месяца. Время приплода – май и июнь. Как правило, самка приносит одного детеныша, двое – это редкий случай. Самки обретают способность к размножению года в 3-4, самцы становятся половозрелыми несколько позже.

Брачный период начинается поздней осенью и продолжается вплоть до декабря. В этот период молодняк держится поодаль от взрослых животных. Схватки самцов обычно до кровопролития не доходят, а удары их рогов издают сильный звук, который разносится в воздухе на расстояние до километра.

Важность охраны дагестанского тура

Поголовье туров некогда было достаточно большим. Причины, по которым сегодня этот вид животных находится на грани исчезновения, следующие:

  1. Незаконная охота (браконьерство).

  2. Нападение хищников.

  3. Природные катаклизмы (например, сход лавин в горах).

Поскольку кавказские горные козлы были издавна объектом охоты, численность их постепенно снижалась. В старину (да и сегодня) рога тура считаются авторитетным охотничьим трофеем, вследствие чего животных этих становится все меньше. К тому же, большой урон поголовью наносили и хищники – большей частью, рыси и волки.

По разным сведениям в природе сохранилось всего от 10 до 16 тысяч особей. На сегодняшний день Международным союзом охраны природы тур занесен в Красную книгу. Но, есть некоторые нюансы, которые нужно разъяснить. Дело в том, что эта организация занесла в списки охраняемых животных оба вида туров. Но западнокавказский – проходит в Красной книге в категории «в опасности», а вот восточнокавказский относится к категории «близок к угрожаемому».

Опасность для исчезновения  так же представляет скрещение этих двух видов. Животные не слишком-то понимают, что относятся к разным видам, поэтому в результате таких «встреч» на свет появляются гибридные особи, которые не могут давать потомства, что является еще одной причиной постепенного сокращения популяции.



Несмотря на то, что горный козел занесен в список особо охраняемых животных, он по-прежнему находится в опасности, которая исходит от человека. Например, в Азербайджане до сих пор разрешена охота на дагестанского тура. Если охотник имеет лицензию на отстрел, он может охотиться на этих животных с июля по август.

Для того, чтобы это животное вообще не исчезло с нашей планеты, люди занимаются их воспроизводством. В том же Азербайджане имеется отдельное хозяйство для разведения туров.

Из рогов тура делают элитные сосуды для вина. Он считается ценным подарком на Кавказе и далеко за его пределами. Сосуд для вина, выполненный из рога, считается символом древности кавказского народа, демонстрирующий привязанность к старинным устоям и традициям.



Винный рог – весьма популярный подарок для настоящего мужчины. Большой выбор элитных рогов тура представлен в интернет-магазине КавказСувенир. Работы лучших кавказских мастеров доступны для заказа со всех уголков России и мира.

Традиция гласит, что, выпив из рога до краев наполненное вино, человек обеспечит изобилие и достаток в своем доме.  Обычаи гостеприимства предполагают использование такого сосуда для вина при встрече гостя, становясь подарком для него (после осушения). Такие рога обычно обрамляются благородными металлами и оформляются с помощью технологий чеканки или гравировки.

III.Заключительная часть

1.Диагностическая карта «Юный эколог» составленный Абакаровым М.

№ п/ п



Фамилия, имя детей

Владение навыками экологически безопасного поведения в природе

Знания о лекарственных растениях Дагестана

Знания о дагестанском туре. Виды туров?

Знания о диких животных нашего края .

Особенности строения дагестанского тура, среда обитания и корм?

Причины исчезновения дагестанского тура и как ее решить

1

Абакаров М.

5

5

5

5

5

5

2

Акашева Х.

3

5

3

3

3

5

3

Будагилова Б.

5

5

4

4

4

4

4

Капаров Г.

3

4

5

4

4

4

5

Джамалова Д.

5

5

4

4

5

5

Итоги диагностики :

21

24

21

20

21

23

Средний уровень :

21,8 при 25,0


Критерии оценки:

Оцениваются: - самостоятельность;

- полнота ответа;

- точность ответа;

3 балла – ученик самостоятельный, справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии методикой,

2 балла – ученик справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный;

О баллов – ученик не справляется с заданием даже с помощью руководителя проекта или отказывается его выполнять.

Диагностический материал: мультимедийная презентация «Кавказский тур занесен в «Красную книгу Дагестана», картинки, тесты, экологические игры.


2.Учащиеся 3 «б» класса, благодаря проекту «Дату» Абакарова Магомедрасула узнали много интересного и незнакомого о таком красивом и гордом животном как дагестанском туре.

Что кавказский тур группа парнокопытных животных рода Горных козлов. Обитает в Кавказских горах. Что делится на два подвида, один из которых распространен в западной части Кавказского хребта , другой водится в восточной части горного массива, иначе его называют Дагестанским туром. Представители обоих подвидов отличаются друг от друга формой рогов, имеют незначительную разницу во внешнем строении. Однако при скрещивании дают бесплодное потомство, что способствует сокращению численности поголовья этих животных и их сокращению способствуют браконьеры, которые ради их красивой шкуры и рогов их истребляют.

Создатель и разработчик проекта поднял серьезную и важную тему о бережном отношении к флоре и фауне родного края и искреннее желание у учащихся беречь и преумножать ее богатства.

Любить свой край. Быть нужным ей. Быть преданным родной земле.


Литература:

1.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с.

2.Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

3.Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

4.Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.

5.Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.

6.Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.

7.Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

8. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

9. «Красная книга Дагестана»



Приложения.

Фото=материалы по проекту «Дату» - автор Абакаров Магомедрасул.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!