И. А. Крылов.
Слово о баснописце. Басня «Осёл и Соловей».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
И. А. Крылов.
Осёл и Соловей.
Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Осёл и Соловей»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни.
Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, А слушаем внимательно .
Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист, родился в Москве 13 февраля 1769 г.
С 1809 по 1843 г.г. создал более 200 басен.
Скончался 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге.
БЛИЦ- ПЕРЕКЛИЧКА
Тест «Биография И.А.Крылова»
1.Отметьте дату рождения И.А.Крылова
А) 1812 г.
Б)1844 г.
В) 1769 г.
2. Определите место рождения И.А.Крылова
А) Москва
Б) Санкт-Петербург
В) Тверь
3.Воспитанием мальчика занималась:
А) бабушка
Б) мать
В) няня
БЛИЦ- ПЕРЕКЛИЧКА
Тест «Биография И.А.Крылова»
4.Восьмилетний Крылов работал:
А) грузчиком
Б) мыл посуду
В) переписчиком бумаг
5. Крылов в большей степени становится известен как:
А) баснописец
Б) журналист
В) издатель
6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:
А) Более двухсот басен
Б) Более трёхсот басен
В) Более ста
Викторина.
Знаток басен.
Дополните фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ -Ворона каркнула во всё воронье горло…/ -А вы, друзья, как ни садитесь…/ -Когда в товарищах согласья нет…/
Дополните фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона . -Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка… -А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь. -Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
Дополните фразу:
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ -А Васька…/ -За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ -У сильного…/ -Чтоб музыкантом быть…/ -Ты всё пела. Это дело…/
Дополните фразу:
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было… -А Васька…/ слушает да ест . -За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он… -У сильного…/ всегда бессильный виноват. -Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье. -Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Дополните предложения:
Басня – это стихотворное или прозаическое произведение…
Мораль – краткое заключение …
Басня состоит из …
В баснях мы часто встречаем …
В баснях обличаются…
Дополните предложения:
Басня – это стихотворное или прозаическое произведение… (нравоучительного сатирического характера).
Мораль – краткое заключение … (в котором разъяснена её основная поучительная мысль)
Басня состоит из …(зачина, морали)
В баснях мы часто встречаем …
В баснях обличаются… (человеческие пороки).
Дополните предложения:
Олицетворение – это наделение человеческими качествами … .
Аллегория – это иносказание — ….
Дополните предложения:
Олицетворение – это наделение человеческими качествами … (животных, оживление предметов, явлений природы).
Аллегория – это иносказание — … (изображение отвлечённого понятия через конкретный образ).
История создания басни:
И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.
Словарная работа:
МАСТЕРИЩЕ – искусный мастер.
СВИРЕЛЬ - русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты.
Являть своё искусство стал – стал показывать своё пение
Творческая работа:
I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения?
Творческая работа:
Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью.
Творческая работа:
II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей? Прочитайте.
Творческая работа:
II группа: Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”.
Творческая работа:
III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?
Творческая работа:
III группа: Осёл – глупый, ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выразительное
чтение басни
«Осёл и Соловей».
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно