СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Изображение предметного мира. Выразительные возможности натюрморта».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация методической разработки 6 кл. Мир наших вещей. Натюрморт.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Изображение предметного мира. Выразительные возможности натюрморта».»

Методическая разработка по разделу «Мир наших вещей. Натюрморт». 6 класс

Методическая разработка по разделу «Мир наших вещей. Натюрморт». 6 класс

НАТЮРМОРТ :  - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу;  - картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.   Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств - основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре .

НАТЮРМОРТ : - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; - картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии.

Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах.

Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств - основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре .

Натюрморт – один из самых известных жанров изобразительного искусства. С одной стороны рисовать его достаточно легко – всегда можно найти несколько предметов и составить из них композицию; с другой – рисование предметов может показаться ученикам однообразным и скучным. Как сделать работу увлекательной и интересной, но в то же время обучающей В искусстве жёстких рецептов нет. Их заменяют вкус, чутьё, интуиция, композиционное видение, но задача художника показать реальный мир, знакомый и близкий простому зрителю

Натюрморт – один из самых известных жанров изобразительного искусства.

С одной стороны рисовать его достаточно легко – всегда можно найти несколько предметов и составить из них композицию;

с другой – рисование предметов может показаться ученикам однообразным и скучным.

Как сделать работу увлекательной и интересной, но в то же время обучающей

В искусстве жёстких рецептов нет. Их заменяют вкус, чутьё, интуиция, композиционное видение, но задача художника показать реальный мир, знакомый и близкий простому зрителю

Цель методической разработки показать красоту окружающего мира  посредством натюрморта, разнообразив работу над ним, используя разные методы и приёмы Задачи  Систематизировать знания учащихся о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве  Освоить разные способы и стили работы над натюрмортом   Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству Отображать характеристики и черты окружающей действительности через натюрморт  Передача своего отношения к окружающему миру  На протяжении веков вырабатывались разные методы изображения окружающего мира, которые превращались в правила

Цель методической разработки

  • показать красоту окружающего мира посредством натюрморта, разнообразив работу над ним, используя разные методы и приёмы

Задачи

  • Систематизировать знания учащихся о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве
  • Освоить разные способы и стили работы над натюрмортом

  • Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству
  • Отображать характеристики и черты окружающей действительности через натюрморт
  • Передача своего отношения к окружающему миру

На протяжении веков вырабатывались разные методы изображения окружающего мира, которые превращались в правила

правила постановки натюрморта Набор предметов не может быть случайным, их должна объединять определенная тема. рекомендуется использовать чередование светлых и тёмных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий.   Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт получится громоздким. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.  Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.    Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.

правила постановки натюрморта

Набор предметов не может быть случайным, их должна объединять определенная тема.

рекомендуется использовать чередование светлых и тёмных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий.

Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт получится громоздким.

Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.

Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.

 

Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.

Важно на начальном этапе работы обратить внимание на такие понятия, как Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Перспектива круга, квадрата, центральная (по одной точке схода) и угловая (по двум ) Светотень – способ передачи объёма с помощью теней и света Свет, тень (падающая и собственная), полутень, блик, рефлекс Пропорции – соотношение частей друг к другу или к целому Метод визирования, ось симметрии

Важно на начальном этапе работы обратить внимание на такие понятия, как

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства

Перспектива круга, квадрата,

центральная (по одной точке схода) и угловая (по двум )

Светотень – способ передачи объёма с помощью теней и света

Свет, тень (падающая и собственная), полутень, блик, рефлекс

Пропорции – соотношение частей друг к другу или к целому

Метод визирования, ось симметрии

Натюрморт может быть выполнен в: живописи скульптуре Цвет и созданный им колорит играют основную роль Каменные рельефы из плодов, листьев и других декоративных элементов применялись ещё в древности. Пластичность, выразительность лепки отличают декоративные композиции натюрмортов. натюрморт может иметь самостоятельное  значение или быть составной частью. графике Решающую роль играет рисунок, линии и пятна должны передавать объёмную форму в пространстве.

Натюрморт может быть выполнен в:

живописи

скульптуре

Цвет и созданный им колорит играют основную роль

Каменные рельефы из плодов, листьев и других декоративных элементов применялись ещё в древности. Пластичность, выразительность лепки отличают декоративные композиции натюрмортов. натюрморт может иметь самостоятельное значение или быть составной частью.

графике

Решающую роль играет рисунок, линии и пятна должны передавать объёмную форму в пространстве.

Изображению натюрморта на листе предшествует большая подготовительная работа История возникновения натюрморта как жанра изобразительного искусства  Изучение правил и законов рисования  Изображение отдельных предметов  Постановка композиции (упражнения и анализ постановки)

Изображению натюрморта на листе предшествует большая подготовительная работа

  • История возникновения натюрморта как жанра изобразительного искусства

  • Изучение правил и законов рисования

  • Изображение отдельных предметов

  • Постановка композиции (упражнения и анализ постановки)
Изображение отдельных предметов Ученикам интересно не только рисовать предмет, передавая форму, но попробовать показать объём.  Распределение света на геометрических телах.

Изображение отдельных предметов

Ученикам интересно не только рисовать предмет, передавая форму, но попробовать показать объём.

Распределение света на геометрических телах.

Постановка композиции. Упражнения.  Вписать натюрморт в  геометрическую фигуру  (треугольник, вертикальный  или горизонтальный  прямоугольник и т.д.):  поставить и выполнить зарисовку  Компьютерная графика : составить схему  постановки натюрморта из  фигур или нарисовать в  программе Paint

Постановка композиции. Упражнения.

  • Вписать натюрморт в

геометрическую фигуру

(треугольник, вертикальный

или горизонтальный

прямоугольник и т.д.):

поставить и выполнить зарисовку

  • Компьютерная графика : составить схему

постановки натюрморта из

фигур или нарисовать в

программе Paint

Зная и выполняя правила, учащиеся работают над натюрмортом … … и радуются успеху

Зная и выполняя правила, учащиеся работают над натюрмортом …

и радуются успеху

Для удержания внимания и интереса к рисованию натюрморта используются разные виды работы Коллаж Аппликация  Изучить исторические сведения ученикам поможет приём  «Натюрморт-  рассказчик» Учитель приносит предметы для постановки и предлагает ученикам составить композицию. Дети берут предмет, но прежде чем поставить его, читают исторические сведения, связанные с жанром натюрморта.

Для удержания внимания и интереса к рисованию натюрморта используются разные виды работы

  • Коллаж
  • Аппликация

Изучить исторические сведения ученикам поможет приём

  • «Натюрморт-

рассказчик»

Учитель приносит предметы для постановки и предлагает ученикам составить композицию. Дети берут предмет, но прежде чем поставить его, читают исторические сведения, связанные с жанром натюрморта.

Создание декоративного натюрморта 1 вариант (более длительный и сложный) Ученикам предлагается нарисовать два одинаковых натюрморта, но решить их разными способами: В живописи, традиционно Расчертить предметы на полоски, кубики и т.п., раскрасить в одной цветовой гамме, контрастным цветом или по желанию 2 вариант (более лёгкий) Ученикам предлагается нарисовать только декоративный вариант, причём предметы можно обвести по шаблону И в декоративном натюрморте дети замечают объём предметов
  • Создание декоративного натюрморта

1 вариант (более длительный и сложный)

Ученикам предлагается нарисовать два одинаковых натюрморта, но решить их разными способами:

  • В живописи, традиционно
  • Расчертить предметы на полоски, кубики и т.п., раскрасить в одной цветовой гамме, контрастным цветом или по желанию

2 вариант (более лёгкий)

Ученикам предлагается нарисовать только декоративный вариант, причём предметы можно обвести по шаблону

И в декоративном натюрморте

дети замечают объём предметов

«Художественный» диктант  поможет ученикам увидеть поэзию и красоту натюрморта. Учитель даёт описание картины, дети, прослушав, выполняют зарисовку. Девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенно увлекательного. Но как мастерски художник написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещённое ярким солнцем, так и искрится, так и горит весёлыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натёртая воском…  Важно, чтобы ученики, слушая, делали записи основных признаков картины в тетради.  На одном уроке можно сделать несколько зарисовок.
  • «Художественный» диктант

поможет ученикам увидеть поэзию и красоту натюрморта. Учитель даёт описание картины, дети, прослушав, выполняют зарисовку.

Девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенно увлекательного. Но как мастерски художник написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещённое ярким солнцем, так и искрится, так и горит весёлыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натёртая воском…

Важно, чтобы ученики, слушая, делали записи основных признаков картины в тетради.

На одном уроке можно сделать несколько зарисовок.

Викторина 1 вариант Ученикам предлагаются задания разного характера в бумажном варианте Вопросы, Иллюстрации , Задания на соотнесение Работа выполняется как самостоятельная 2 вариант Ученикам предлагаются задания, используя компьютерную презентацию с вопросами и ответами. После своего ответа дети видят правильный, идёт живое обсуждение. Задание: найдите среди предложенных картин натюрморт
  • Викторина

1 вариант

Ученикам предлагаются задания разного характера в бумажном варианте

  • Вопросы,
  • Иллюстрации ,
  • Задания на соотнесение

Работа выполняется как самостоятельная

2 вариант

Ученикам предлагаются задания, используя компьютерную презентацию с вопросами и ответами. После своего ответа дети видят правильный, идёт живое обсуждение.

Задание: найдите среди предложенных картин натюрморт

Успех работы над натюрмортом зависит от ряда условий: 1. Желание рисовать 2. Знание основных правил и законов рисования 3. Использование тренировочных упражнений 4. Систематичность и разносторонний характер работы 5. Целевой обход учителя с помощью и контролем

Успех работы над натюрмортом зависит от ряда условий:

1. Желание рисовать

2. Знание основных правил и законов рисования

3. Использование тренировочных упражнений

4. Систематичность и разносторонний характер работы

5. Целевой обход учителя с помощью и контролем

Заключение Изучив вышеизложенное, необходимо отметить, что работа над натюрмортом была и остаётся одним из важнейших этапов обучения учащихся рисованию. большое внимание уделяется правилам постановки и выполнения натюрморта, композиционному решению и правилам перспективы, а также последовательности работы. использование разных приёмов делает работу более интересной и захватывающей. Ребятам такие виды работ и упражнений очень нравятся, урок получается насыщенным и неоднообразным. В натюрмортах могут быть переданы самые разные образы, выражающие мировосприятие автора.

Заключение

Изучив вышеизложенное, необходимо отметить, что работа над натюрмортом была и остаётся одним из важнейших этапов обучения учащихся рисованию.

большое внимание уделяется правилам постановки и выполнения натюрморта, композиционному решению и правилам перспективы, а также последовательности работы.

использование разных приёмов делает работу более интересной и захватывающей. Ребятам такие виды работ и упражнений очень нравятся, урок получается насыщенным и неоднообразным.

В натюрмортах могут быть переданы самые разные образы, выражающие мировосприятие автора.

Список литературы: Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского 1-9 кл.» Москва Просвещение»2007 г. Л.А.Неменская Изобразительное искусство 6 класс «Искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2009 г. О.В.Павлова Изобразительное искусство 6 класс поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского Издательство «Учитель» Волгоград2006 г. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» издательство «Белый город» 2006

Список литературы:

  • Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского 1-9 кл.» Москва Просвещение»2007 г.
  • Л.А.Неменская Изобразительное искусство 6 класс «Искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2009 г.
  • О.В.Павлова Изобразительное искусство 6 класс поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского Издательство «Учитель» Волгоград2006 г.
  • Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» издательство «Белый город» 2006