Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС»
Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС Исмаилова С. А.
ФГОС в высказывании Уильяма Артура Уорда
Средний учитель говорит.
Хороший учитель объясняет.
Высший учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Системы оценивания согласно ФГОС
Новые стандарты ориентируют на достижение качественно новых целей и результатов.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения, так как теперь за качество процесса обучения несёт персональную ответственность учитель и школа в целом.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
Особенности предлагаемой системы оценки
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов).
- Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).
- Оценка динамики образовательных достижений учащихся.
- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования
- Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
- Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.
- Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Функции контроля и оценки
- социальная функция : развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
- образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
- Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Виды контроля:
- Текущий;
- Тематический;
- Итоговый;
Методы и формы организации контроля
- Устный опрос;
- Письменные опрос;
- Контрольные работы;
- Итоговые работы;
Особенностью устного опроса теперь является то, что обучающимся предлагается решить учебную задачу посредством создания вокруг неё проблемной ситуации, что требует от ученика самостоятельности, творчества, сообразительности, а не повторения выученного дома текста или статьи учебника.
Оценка метапредметных результатов
- Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой УУД.
- Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов может быть оценен и измерен:
1)в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач.
2)Как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован в представленных примерах для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.
В зависимости от успешности выполнения проверочных работ по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат и позволяющие оценить сформированность коммуникативных учебных действий представлены в планируемых результатах освоения курсов музыки, технологии, физкультуры.
Особенности оценки личностных результатов
- Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
- Сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе;
- Сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий и т.д.;
- Сформированности самооценки;
- Сформированности мотивации учебной деятельности;
- Согласно требованиям Стандарта в итоговой оценке освоения обучающимися выделены две составляющие:
- 1) результаты промежуточной аттестации ( накопленные оценки ), отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
- 2) результаты итоговых работ ( оценки за стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
- Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы.
- Проведение итоговых работ обусловлено необходимостью получения объективных и сопоставимых данных о достигаемых системой начального образования уровнях образовательных результатов. Для проведения итоговых работ в целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать единый инструментарий , разрабатываемый или на федеральном уровне, или на областном уровне, или образовательными учреждениями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки.
- В начальной школе особое место в системе итоговых работ занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией».
- Именно эти результаты имеют решающее значение для успешного обучения на следующей ступени, для оценки деятельности системы начального образования в целом и педагогов, работающих в начальной школе.
- Проверку результатов целесообразно вести при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку, по математике и окружающему миру.
Необходимо также использовать наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.
- Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (оценка на единой критериальной основе; самоанализ, самооценка, самоконтроль).
Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает «Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.
- Портфолио – оптимальный способ организации накопительной системы оценки. Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
- Обязательной составляющей портфолио являются:
- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
2) Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3) Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Спасибо за внимание!