СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Кто есть кто романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетация может быть ипользована на уроках изучения романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Кто есть кто романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Прототипы героя:   1. Михаил Булгаков  Газетная кампания против Мастера - это травля Булгакова после публикации его пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира» и романа «Белая гвардия». «Ударим по булгаковщине!» называлась статья в газете «Рабочая Москва». «Ударить по пилатчине» предлагает критик Лаврович после публикации Мастером отрывков романа о Понтии Пилате.    2. Максим Горький  Горький умер в Горках под Москвой, Мастер - под Москвой в клинике Стравинского.  В романе тьма пришла после смерти Мастера (до обретения им покоя). В жизни затмение было 19 июня 1936 года - на следующий день после смерти Горького.  Азазелло передал Мастеру фалернское вино  цекуба. Почти так же называлось одно из детищ Горького - ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых).    3. Николай Гоголь  Мастер внешне похож на Гоголя - бритого, темноволосого, с острым носом и встревоженными глазами. Ради этого сходства первый раз в романе Мастер появляется без бороды.  Сожжение Мастером своего романа - намек на сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ». Мастер.

Прототипы героя: 1. Михаил Булгаков Газетная кампания против Мастера - это травля Булгакова после публикации его пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира» и романа «Белая гвардия». «Ударим по булгаковщине!» называлась статья в газете «Рабочая Москва». «Ударить по пилатчине» предлагает критик Лаврович после публикации Мастером отрывков романа о Понтии Пилате. 2. Максим Горький Горький умер в Горках под Москвой, Мастер - под Москвой в клинике Стравинского. В романе тьма пришла после смерти Мастера (до обретения им покоя). В жизни затмение было 19 июня 1936 года - на следующий день после смерти Горького. Азазелло передал Мастеру фалернское вино  цекуба. Почти так же называлось одно из детищ Горького - ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых). 3. Николай Гоголь Мастер внешне похож на Гоголя - бритого, темноволосого, с острым носом и встревоженными глазами. Ради этого сходства первый раз в романе Мастер появляется без бороды. Сожжение Мастером своего романа - намек на сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ».

Мастер.

Первые главы романа посвящены в основном второстепенным персонажам, а главный герой - Мастер - появляется только в 13-й главе. Поначалу он представлен фигурой антимастера - Ивана Бездомного.

Создаваемый Мастером «малый» роман - зеркало, включенное в состав «большого» романа, большого зеркала, а отражают оба метущуюся булгаковскую душу.

Черты, роднящих его с Иешуа: верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутренняя независимость, «бродячий философу».

Мастер сломлен, безумен, слаб. Однако именно в смирении Мастера - верность самому себе, твердость духа, а не слепая покорность.

Работая над своим произведением о “жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате”, Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, “чего ни хватишься, ничего нет”. В этом мире божественный дар Мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное.

  Мастер представлен в романе не только как автор “негорящей рукописи”, но и как возлюбленный главной героини — Маргариты. Таким образом, тема творчества и тема любви неразрывно переплетаются в повествовании, так как сами эти понятия связаны с возвышенным состоянием человеческой души, подаренным самим Богом.

Мастер все-таки не приемлет даров Воланда, и за встречу с сатаной Мастер и Маргарита платят своей земной жизнью.

На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью.

  В связи с этим фигура Мастера в романе неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он “не заслужил света, но заслужил покой”.

Цитаты: «…Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны или втайне ненавидят окружающих...» «…Интересней всего в этом вранье то, что это вранье от первого до последнего слова...» «…Дорогая, в том то и штука, что закрыты! В том то и вся соль! А в открытый предмет может попасть каждый!» «…Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого - Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно!»

Цитаты:

  • «…Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны или втайне ненавидят окружающих...»
  • «…Интересней всего в этом вранье то, что это вранье от первого до последнего слова...»
  • «…Дорогая, в том то и штука, что закрыты! В том то и вся соль! А в открытый предмет может попасть каждый!»
  • «…Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого - Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно!»
Маргарита Прототипы героини:  1. Елена Булгакова Третья жена писателя, Елена Сергеевна - главный претендент на образ Маргариты. Подтверждение тому - вся совместная жизнь Булгакова и мистически притягательной Елены. А прототипом мужа Маргариты, стал второй супруг Булгаковой, военачальник Шиловский. 2. Мария Андреева Красавица актриса Художественного театра, гражданская жена Горького. Жила вместе с революционерами-боевиками в квартире, получившей прозвище «проклятой». В ней, подобно  Азазелло, не целясь стреляли в пол. Из квартиры боевики бежали, после того как их предупредил товарищ по кличке Чорт. Ее отношения с Горьким - огромное на него влияние, заставляют часть литературоведов видеть в ней Маргариту.

Маргарита

Прототипы героини:

1. Елена Булгакова

Третья жена писателя, Елена Сергеевна - главный претендент на образ Маргариты. Подтверждение тому - вся совместная жизнь Булгакова и мистически притягательной Елены. А прототипом мужа Маргариты, стал второй супруг Булгаковой, военачальник Шиловский.

2. Мария Андреева

Красавица актриса Художественного театра, гражданская жена Горького. Жила вместе с революционерами-боевиками в квартире, получившей прозвище «проклятой». В ней, подобно  Азазелло, не целясь стреляли в пол. Из квартиры боевики бежали, после того как их предупредил товарищ по кличке Чорт. Ее отношения с Горьким - огромное на него влияние, заставляют часть литературоведов видеть в ней Маргариту.

В литературном плане Маргарита восходит к Маргарите "Фауста" Иоганна Вольфганга Гёте.

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у Сатаны за несчастную Фриду. Слова Воланда, адресованные в связи с этим Маргарите: "Остается, пожалуй, одно - обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!.. Я о милосердии говорю... Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. ..»

Булгаков подчеркивает также связь М. с французскими королевами, носившими имя Маргарита. В подготовительных материалах к последней редакции "Мастера и Маргариты" сохранились выписки из статей Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, посвященных Маргарите Наваррской (1492-1549) и Маргарите Валуа (1553-1615).

Маргарита своей вечной любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда героя здесь - не свет, а покой.

  Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине.

  Маргарита вдохновила мастера на продолжение работы над романом. Героиня создавала в подвальчике своего возлюбленного уют, читала и перечитывала готовые отрывки романа. Именно она и назвала героя «мастером». Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова - Елены Сергеевны. Она также вдохновляла писателя на работу над его великими произведениями, была с ним всегда рядом...

Маргарита во второй части романа явно перехватывает лидерство, становится не только опорой, но и спасением Мастера, его единственной надеждой и целью в жизни.

Понтий Пилат В

Понтий Пилат

В "Мастере и Маргарите" казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни П. П., и память о казненном не дает прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь.

Единственным другом всадника остался преданный пес Банга.

Только бродячий философ смог справиться с болезнью прокуратора. Но Пилат не решается ради этого человека рушить свою карьеру.

Чужая жизнь для прокуратора не стоит ровным счетом ничего. Прокуратор подписывает ему смертный приговор, по все-таки пытается спасти Иешуа.

Пилат сам пытается отомстить за смерть одного человека смертью другого.

Но Михаил Булгаков  показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат – человек сильный, но он понимает, что может выжить  и преуспеть, лишь оставаясь рабом и слугой кесаря.

Образ Понтия Пилата драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, Понтий Пилат восклицает: «Погибли!» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.