СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "М. Горький. Периоды творчества и ранние рассказы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к открытому занятию по теме: "М. Горький. Творчество и ранние рассказы", в которой даны периоды творчесва М.Горького, анализ рассказов и тест по биографии и творчеству писателя"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "М. Горький. Периоды творчества и ранние рассказы"»

Открытый урок  по дисциплине   «Русский язык и литература» Группа 15-28ТМ  Специальность15.02.08. «Технология машиностроения»

Открытый урок по дисциплине «Русский язык и литература»

Группа 15-28ТМ

Специальность15.02.08.

«Технология машиностроения»

 Максим Горький.   Сведения из биографии.  Тематика и проблематика  раннего творчества.   (1868 – 1936) «Человека создает его сопротивление окружающей среде»  М.Горький

Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.

(1868 – 1936)

«Человека создает

его сопротивление окружающей среде»

М.Горький

 План занятия  1. Жизнь и творчество А.М. Горького.  2. Романтизм молодого Горького.  3. Анализ романтических произведений писателя («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).

План занятия

1. Жизнь и творчество А.М. Горького.

2. Романтизм молодого Горького.

3. Анализ романтических произведений писателя («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).

Ранние годы А. М. Пешков родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.  Воспитывался в семье деда В.В. Каширина. «Домик Каширина»

Ранние годы

А. М. Пешков родился

16 (28) марта 1868 года

в Нижнем Новгороде.

Воспитывался в семье

деда В.В. Каширина.

«Домик Каширина»

А.М. Пешков работал рассыльном в модном магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходе «Добрый», учеником иконописной мастерской, статистом в театре.

А.М. Пешков работал

рассыльном в модном

магазине, прислугой у

чертежника, посудником

на пароходе «Добрый»,

учеником иконописной

мастерской, статистом в

театре.

Летом 1884 года Пешков едет в Казань. Активное участие в студенческих кружках, увлечение революционными идеями,  конфликты с полицией. Казанский университет
  • Летом 1884 года Пешков едет в Казань.
  • Активное участие в студенческих кружках, увлечение революционными идеями,

конфликты с полицией.

Казанский университет

Летом 1888г. Пешков с народником М.А. Ромасем уехал в с. Красновидово для пропаганды революционных идей.  «Хождения по Руси» (Поволжье, Бессарабия, Дон, Украина, Крым, Кавказ).  В Нижнем знакомится с В.Г.Короленко, который увидел в нем «литературный талант самородка». М.А.Ромась  В.Г.Короленко
  • Летом 1888г. Пешков с народником М.А. Ромасем уехал в с. Красновидово для пропаганды революционных идей.

  • «Хождения по Руси» (Поволжье, Бессарабия, Дон, Украина, Крым, Кавказ).
  • В Нижнем знакомится с В.Г.Короленко, который увидел в нем «литературный талант самородка».

М.А.Ромась

В.Г.Короленко

Начало литературной деятельности  Весной 1891г. Пешков отправляется в Тифлис.  1892 год – тифлисская газета «Кавказ» - рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом - М.Горький. 1895 год – журнал «Русское богатство» ( рассказ «Челкаш»). 1895 – «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

Начало литературной деятельности

Весной 1891г. Пешков отправляется в Тифлис.

1892 год – тифлисская газета «Кавказ» - рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом - М.Горький.

1895 год – журнал «Русское богатство» ( рассказ «Челкаш»).

1895 – «Старуха Изергиль»,

«Песня о Соколе».

1897 – 1898 - газета «Нижегородский листок». 1899 – роман «Фома Гордеев» - «содержательная картина современности», на фоне которой «должен бешено биться энергичный здоровый человек...».
  • 1897 – 1898 - газета «Нижегородский листок».
  • 1899 – роман «Фома Гордеев» -

«содержательная картина современности», на фоне которой «должен бешено биться энергичный здоровый человек...».

А.П.Чехов и М.Горький В 1901г. под влиянием А.П.Чехова и Л.Н.Толстого прозаик М.Горький впервые обратился к жанру драматургии. Л.Н.Толстой и М.Горький

А.П.Чехов и М.Горький

В 1901г. под влиянием

А.П.Чехова и Л.Н.Толстого

прозаик М.Горький

впервые обратился

к жанру драматургии.

Л.Н.Толстой и М.Горький

 С 1901года М.Горький – глава издательства «Знание».  Пьесы: 1901 – «Мещане» 1902 – «На дне»
  • С 1901года М.Горький – глава издательства «Знание».
  • Пьесы:
  • 1901 – «Мещане»
  • 1902 – «На дне»

Апрель 1901г. – арест за участие в студенческих волнениях в Петербурге.  Май 1901г. – выслан в Арзамас.  Август 1902г. – арзамасская ссылка закончилась.

Апрель 1901г. – арест за участие в студенческих волнениях в Петербурге.

Май 1901г. – выслан в Арзамас.

Август 1902г. – арзамасская ссылка закончилась.

 В 1905 году Горький вступает в РСДРП  1905 -1907 г.г. – аресты  В 1905 году знакомится с Лениным.

В 1905 году Горький вступает в РСДРП

1905 -1907 г.г. – аресты

В 1905 году знакомится с Лениным.

1906 г. – 1913 г. – эмиграция на Капри. Создает произведения :  Роман «Мать», повесть «Городок Окуров»(1909), повесть «Детство» (1913-1914), (1916) «В людях», (1923) «Мои университеты»  В 1913г. Горький вернулся в Россию.
  • 1906 г. – 1913 г. –

эмиграция на Капри.

  • Создает произведения :

Роман «Мать», повесть «Городок Окуров»(1909), повесть «Детство» (1913-1914), (1916) «В людях», (1923) «Мои университеты»

В 1913г. Горький вернулся в Россию.

 Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Горький воспринимает неоднозначно. Он обвиняет Ленина в захвате власти и развязывании в стране террора.  1918г. – Горький союзник власти большевиков. 1918

Февральскую и Октябрьскую

революции 1917 года Горький

воспринимает неоднозначно.

Он обвиняет Ленина в захвате власти

и развязывании в стране террора.

1918г. – Горький союзник власти большевиков.

1918

Период эмиграции и последние годы жизни Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928)        «Рассказы 1922 – 1924 годов» Роман «Дело Артамоновых» (1925) «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936) «Литературные портреты» о Короленко, Чехове и др.  Сорренто

Период эмиграции и

последние годы жизни

  • Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928)

  • «Рассказы 1922 – 1924 годов»
  • Роман «Дело Артамоновых» (1925)
  • «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936)
  • «Литературные портреты» о Короленко, Чехове и др.

Сорренто

1928, 1933 – возвращение в СССР.  «У НИХ – очень большие цели. И это оправдывает для меня все». (М.Горький)
  • 1928, 1933 – возвращение в СССР.

«У НИХ – очень большие цели. И это оправдывает для меня все». (М.Горький)

Горький ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей СССР (1934). Публицистика Горького 30-х годов – «торжественный гимн» СССР, Сталину и революционному пролетариату.

Горький ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей СССР (1934).

Публицистика Горького 30-х годов – «торжественный гимн» СССР, Сталину и революционному пролетариату.

 Последние годы жизни Горького трагичны.  С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со Сталиным, высокая награда (орден Ленина, 1932); с другой – тщательный контроль за перепиской, контактами, поездками.   М.Горький умер 18 июня 1936 года.

Последние годы жизни Горького трагичны.

С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со Сталиным, высокая награда (орден Ленина, 1932); с другой – тщательный контроль за перепиской, контактами, поездками.

М.Горький умер 18 июня 1936 года.

Романтизм молодого Горького  Горький был первым, кто вывел на страницах своих рассказов, героя-бунтаря, Человека-Борца, Человека, способного одолеть Зло Мира.  Ранний период творчества представлен романтическими рассказами.

Романтизм молодого Горького

Горький был первым, кто вывел на страницах своих рассказов, героя-бунтаря, Человека-Борца, Человека, способного одолеть Зло Мира.

Ранний период творчества представлен романтическими рассказами.

 Основные черты романтизма.  Романтический герой. Романтические произведения «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».  .

Основные черты романтизма.

Романтический герой.

Романтические произведения

«Старуха Изергиль», «Макар Чудра».

.

Романтизм  – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.

Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.

Основные черты романтизма  провозглашение  человеческой личности, сложной, глубокой; утверждение  внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности; интерес  ко всему сильному, яркому, возвышенному; тяготение  к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного; мучительное переживание  героя разлада с действительностью; отказ героя  от обыденного; стремление личности  к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

Основные черты романтизма

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
  • интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание героя разлада с действительностью;
  • отказ героя от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

  В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. М. Горький  Настало время романтического. М. Горький

В частности, моя задача – пробуждать

в человеке гордость самим собой, говорить

ему о том, что он в жизни – самое лучшее,

самое святое и что кроме него

нет ничего достойного внимания.

М. Горький

Настало время романтического.

М. Горький

Черты романтизма у Горького Индивидуальная, особенная личность Проблема противоборства человека с миром Противопоставлен  другим персонажам Разграничение мира на свет и тьму Звучание фольклорных мотивов Одушевление природы   Философская значимость происходящего  Лирическое преобладает над эпическим

Черты

романтизма

у Горького

Индивидуальная,

особенная личность

Проблема

противоборства

человека с миром

Противопоставлен

другим

персонажам

Разграничение

мира на свет и

тьму

Звучание

фольклорных

мотивов

Одушевление

природы

Философская

значимость

происходящего

Лирическое

преобладает над

эпическим

Романтические герои: сильные ,  гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные,  сильные, загадочные «Макар Чудра» «Старуха Изергиль» «Легенда о Ларре» Легенда о Данко

Романтические

герои: сильные ,

гордые, свободолюбивые,

одинокие, особенные,

яркие, необычные,

сильные, загадочные

«Макар Чудра»

«Старуха

Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Легенда о Данко

     Тематика и характер конфликта. Описание романтических героев: внешность, черты характера, судьба. Авторская позиция.

Тематика и характер конфликта.

Описание романтических героев:

внешность, черты характера, судьба.

Авторская позиция.

    Тематика и характер конфликта. Описание романтических героев: внешность, черты характера, судьба. Авторская позиция.

Тематика и характер конфликта.

Описание романтических героев:

внешность, черты характера, судьба.

Авторская позиция.

  Легенда о Ларре

Легенда о Ларре

Легенда о Данко

Легенда о Данко

Анализ рассказа 1. Тематика произведения 2. Характер конфликта 3. Внешность главных героев и отличительные черты характеров 4. Особенности судеб героев 5. Отношение писателя к героям

Анализ рассказа

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность главных героев и отличительные черты характеров

4. Особенности судеб героев

5. Отношение писателя к героям

  Ролик из к / ф «Табор уходит в небо» (песня Радды) Эмиль Лотяну 1976г.

Ролик из к / ф «Табор уходит в небо»

(песня Радды) Эмиль Лотяну 1976г.

Анализ рассказа «Макар Чудра»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров

4. Особенности судеб героев

5. Отношение писателя к героям

О ценностях жизни, о выборе:

( О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть)

У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать.

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.»

«Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.»

Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: «Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы.

Легенда о Ларре Видеофрагмент

Легенда о Ларре

Видеофрагмент

Анализ легенды о Ларре 1. Тематика произведения 2. Характер конфликта 3. Внешность героя и отличительные черты характера 4. Особенности судьбы героя 5. Отношение писателя к герою О смысле жизни: (Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними) Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле). «..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…» Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость Одиночество и вечное существование (бессмертие). Превращается в тень (тьма, холод) Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность.

Анализ легенды о Ларре

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

4. Особенности судьбы героя

5. Отношение писателя к герою

О смысле жизни:

(Презирает людей, относится к

ним высокомерно, не считается с ними)

Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле).

«..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…»

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

Одиночество и вечное существование (бессмертие).

Превращается в тень (тьма, холод)

Антиидеал, осуждает его

поступки, античеловеческую сущность.

Легенда о Данко Видеофрагмент

Легенда о Данко

Видеофрагмент

Анализ легенды о Данко 1. Тематика произведения 2. Характер конфликта 3. Внешность героя и отличительные черты характера 4. Особенности судьбы героя 5. Отношение писателя к герою О смысле жизни: (Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей) Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям) «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы… Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.» Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце. Голубые искры (свет, тепло) Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Анализ легенды о Данко

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

4. Особенности судьбы героя

5. Отношение писателя к герою

О смысле жизни:

(Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей)

Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям)

«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы… Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.»

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце.

Голубые искры (свет, тепло)

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

1.Укажите годы жизни М. Горького

а) 1894-1958

в) 1868-1936

б) 1881-1925

г) 1870 1953

8. Укажите, кто из названных персонажей не является героем рассказа М. Горького «Макар Чудра»:

а) Солдат Данило

б) Лойко

в) Радда

г) Данко

2.Укажите, какой факт не относится к биографии М. Горького

а) Возглавил Союз писателей СССР.

б) Долгое время жил в Италии.

в) Умер в эмиграции и похоронен не в России

3. М. Горький начинал свое творчество с написания:

а) путевых очерков

б) стихотворений

в) романтических рассказов

г) реалистических романов

9. Укажите, кто из героев М. Горького произносит: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте,пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец,- все на свете имеет конец. Идемте! Ну! Гей!»

а) Данко б) Челкаш в) Макар Чудра г) Лойко

15.Уроженцем какого города был М.Горький?

а) Москвы 

б) Петербурга

в) Нижнего Новгорода

г)Саратова

4. Укажите первый рассказ М. Горького

а) «Макар Чудра»

б) «Старуха Изергиль »

в) «Челкаш»

г) «Мальва»

10. Современники называли М.Горького:

а) «Колумбом Замоскворечья»

б) «Буревестником революции»

в) «Рязанским Лелем»

16.Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?

а) Лойко Зобара

б) Данко

в) Ларру 

г) Макара Чудру

11. Какие книги не входят в автобиографическую трилогию М. Горького?

а) «Детство»

б) «Отрочество»

в) «В людях»

г) «Мои университеты»

17. К какому литературному направлению следует отнести такие произведения М.Горького, как "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе» ?

а) классицизм

б) модернизм 

В) романтизм

г) реализм

5. Укажите настоящую фамилию М. Горького:

а) Бугаев

б) Лотарев

в) Пешков

г) Гликберг

18. По какому рассказу М. Горькому поставлен фильм «Табор уходит в небо»?

а)"Челкаш"

б)"Макар Чудра» 

в) "Городок Окуров"

г) "Жизнь Клима Самгина"

12. Когда состоялся I съезд Советских писателей, на котором было объявлено о существовании и принципах нового литературного направления - социалистического реализма?

а) в 1930 г.

б) в 1932 г.

в) в 1936 г.

г) в 1934 г.

6. В каком рассказе М.Горького повествуется о трагической любви Лойко и Радды?

а) «Челкаш»

б) «Макар Чудра»

в) «Старуха Изергиль»

г) «Страсти-мордасти»

13.Назовите произведение, которое является автобиографией М.Горького.

а) "Жизнь Матвея Кожемякина"

б) "В людях" 

в) "Городок Окуров"

г) "Жизнь Клима Самгина"

7. Кто поведал легенду о Данко?

а) Челкаш

б) Изергиль

в) Макар Чудра

г) Лука

19. Кто из русских писателей первым разглядел талант М.Горького, как «талантливого самородка»?

а) Толстой Л.Н.

б) Чехов А.П.

в) Короленко В.Г.

г) Пушкин А.С.

14.Какое произведение М.Горького является первым романом, в котором выступает герой - профессиональный революционер?

а)"Фома Гордеев» в) «Дело Артамоновых»

б) "Мать" г) «Жизнь Клима Самгина»

20. Какие годы М.Горький провёл в Арзамасе?

а) 1901-1902гг.

б) 1905-1907гг.

в) 1917-1918гг.

г) 1935-1936гг.

1. в) 8. г) 2. в) 9. а) 3. в) 15. в) 4. а) 10. б) 16. в) 11. б) 17. в) 5. в) 18. б) 12. г) 6. б) 13. б) 7. б) 19. в) 14. а) 20. а) 5-6 правильных ответов – «3» 7-8 правильных ответов – «4» 9-10 правильных ответов – «5»

1. в)

8. г)

2. в)

9. а)

3. в)

15. в)

4. а)

10. б)

16. в)

11. б)

17. в)

5. в)

18. б)

12. г)

6. б)

13. б)

7. б)

19. в)

14. а)

20. а)

5-6 правильных ответов – «3»

7-8 правильных ответов – «4»

9-10 правильных ответов – «5»

Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги … и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”

Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги … и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”

Чему я научился сегодня на занятии?   - Была ли тема урока интересной для меня?   - Доволен ли я своей работой?   - Что заставило меня задуматься?  -Что мне больше всего запомнилось?
  • Чему я научился сегодня на занятии? - Была ли тема урока интересной для меня? - Доволен ли я своей работой? - Что заставило меня задуматься?

-Что мне больше всего запомнилось?

Домашнее задание    Прочитать пьесу М.Горького «На дне», определить тему и проблематику.

Домашнее задание

Прочитать пьесу

М.Горького «На дне»,

определить тему и проблематику.

Спасибо за работу

Спасибо за работу