СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Народные промыслы России. Художественная обработка камня"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

  На Руси промысел зарождался в XI-XII вв, уже в это время мастера-градодельцы и каменотесы  создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством технического исполнения (например, детали внутреннего убранства храма св. Софии Киевской, диковинные рельефные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского собора в г. Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли близ Владимира). От XVII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палаты Московского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря в Москве и т. п.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Народные промыслы России. Художественная обработка камня"»

Народные промыслы России. Художественная обработка камня Преподаватель Истории мировой культуры Вдовиченко О.В

Народные промыслы России. Художественная обработка камня

Преподаватель Истории мировой культуры

Вдовиченко О.В

История зарождения промысла

На Руси промысел зарождался в XI-XII вв, уже в это время мастера-градодельцы и каменотесы создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством технического исполнения (например, детали внутреннего убранства храма св. Софии Киевской, диковинные рельефные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского собора в г. Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли близ Владимира). От XVII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палаты Московского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря в Москве и т. п.

При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге. Несколько позднее, в 1726 г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске) была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине II - Колыванская фабрика на Алтае.

   

Создание камнеобрабатывающих предприятий на Урале и на Алтае было обусловлено, с одной стороны, модой на камнерезные художественные изделия как монументального, так и камерного характера, с другой - огромными запасами цветного поделочного камня, месторождения которого были открыты в этих районах.

Классификация поделочных камней   Поделочными камнями называют породы камней, применяемые в архитектуре при отделочных работах и употребляемые при изготовлении декоративно-художественных изделий (драгоценные и полудрагоценные камни к ним не относятся).    По степени сложности и трудоемкости обработки в зависимости от механических свойств и структуры камня различают твердый камень , камень средней твердости и мягкий .  Твердые поделочные камни имеют показатель твердости по шкале Мооса от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом; камни средней твердости имеют показатель твердости 3,5-4 и их легко можно поцарапать ножом; мягкие камни, имеющие показатель твердости 1,5-2,5, также можно легко царапать ногтем и резать ножом. К твердым камням относятся яшма, орлец (родонит), агат (халцедон), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень и др.   В группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки .       К мягким камням относятся гипс, селенит, кальцит, серпентин, тальковый камень и др.

Классификация поделочных камней

Поделочными камнями называют породы камней, применяемые в архитектуре при отделочных работах и употребляемые при изготовлении декоративно-художественных изделий (драгоценные и полудрагоценные камни к ним не относятся).

   По степени сложности и трудоемкости обработки в зависимости от механических свойств и структуры камня различают твердый камень , камень средней твердости и мягкий .

Твердые поделочные камни имеют показатель твердости по шкале Мооса от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом; камни средней твердости имеют показатель твердости 3,5-4 и их легко можно поцарапать ножом; мягкие камни, имеющие показатель твердости 1,5-2,5, также можно легко царапать ногтем и резать ножом.

  • К твердым камням относятся яшма, орлец (родонит), агат (халцедон), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень и др.
  •   В группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки .    
  •   К мягким камням относятся гипс, селенит, кальцит, серпентин, тальковый камень и др.

На предприятиях Урала и Алтая изготовлялись в XVIII в. архитектурные детали и колонны для Зимнего дворца, мраморные плиты и колонны для Мраморного дворца в Петербурге; позднее выполнялся ряд заказов для Большого Кремлевского дворца в Москве и детали галереи из синего мрамора в Царском Селе близ Петербурга.

Со второй половины XVIII в. одним из излюбленных элементов украшения фасадов и внутренних помещений дворцов у русской знати стали декоративные вазы , преимущественно из уральского камня: травянисто-зеленой с волнообразными белыми полосами ревневской яшмы ; кроваво-красной с темными и белыми прожилками орской яшмы , полосатой ямской яшмы ; розового с черными дендритами орлеца (дендриты - кристаллы, напоминающие ветви деревьев или хвою); темно-голубого или синего с белыми и золотистыми вкраплениями лазурита ; темно-зеленого с узором в виде концентрических овалов и лентообразных тоновых полос малахита , о сложности добычи и обработки которого сложены десятки легенд: серо-зеленого прозрачного нефрита , считавшегося в древности вечным камнем, обладавшим чудесными свойствами; наконец, порфира и мрамора различной окраски - белого, серого, темно-зеленого, темно-красного и черного.

   

  Каменные вазы нередко достигали полутораметровой высоты и имели до двух метров в диаметре. Красота природного камня в них сочеталась с красотой силуэта и усиливалась благодаря пластической обработке поверхности и наличию литых скульптурных деталей из золоченой бронзы.  

    Над некоторыми каменными диковинами мастера-каменотесы, гранильщики, шлифовальщики работали десятки лет.

Большая ваза. Эрмитаж Большая ваза, изготовленная из серо-зеленой ревневской (алтайской) яшмы. Ее эскиз создал архитектор Мельников. Ваза выполнена из монолита, изготавливалась на протяжении 15 лет (1829-1843). Яшма – исключительно твердый материал и с трудом поддается обработке даже на современных станках. Размеры вазы – 5 х 3,25 метра, вес- 19 тонн. Большая ваза очень изящна и не кажется тяжеловесной. Ее украшает тончайшая резьба. По преданию, в октябре 1917 года в ней прятался глава Временного правительства Керенский до того, как он тайно бежал из Петрограда на автомашине американской миссии. Вазу установили во дворце раньше, чем возвели кровлю. Для доставки этого шедевра в Петербург запрягали от 120 до 160  лошадей одновременно. Одной этой вазы было  достаточно, чтобы снискать Эрмитажу мировую славу.

Большая ваза. Эрмитаж

Большая ваза, изготовленная из серо-зеленой ревневской (алтайской) яшмы. Ее эскиз создал архитектор Мельников. Ваза выполнена из монолита, изготавливалась на протяжении 15 лет (1829-1843). Яшма – исключительно твердый материал и с трудом поддается обработке даже на современных станках. Размеры вазы – 5 х 3,25 метра, вес- 19 тонн.

Большая ваза очень изящна и не кажется тяжеловесной. Ее украшает тончайшая резьба. По преданию, в октябре 1917 года в ней прятался глава Временного правительства Керенский до того, как он тайно бежал из Петрограда на автомашине американской миссии.

Вазу установили во дворце раньше, чем возвели кровлю. Для доставки этого шедевра в Петербург запрягали от 120 до 160  лошадей одновременно. Одной этой вазы было  достаточно, чтобы снискать Эрмитажу мировую славу.

Обработка камня

До рубежа XVIII-XIX вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную.    

    Твердый камень сортировали по величине кусков, окраске и рисункам и обивали. Затем каменные болванки распиливали на части пилой с подсыпкой под нее абразивного порошка. Круглые отверстия в камне высверливали при помощи трубки из мягкого железа с тем же абразивом. Молоток, долото, напильники-были основными инструментами мастера-каменщика. Обработанные вчерне изделия шлифовали тяжелыми чугунными гладилками, под которые насыпали абразивный порошок. Во время шлифовки поверхность камня поливали водой; перетертые частицы камня смешивали с абразивным порошком, образуя так называемый шлам, его собирали и снова употребляли для шлифовки.

  После шлифовки каменное изделие подвергали полировке. Перед полировкой все трещины и поры в камне, оставшиеся после обработки, тщательно заделывали подобранной под цвет камня мастикой; камень промывали водой и протирали тряпкой. Для того чтобы придать готовому изделию зеркальный блеск, его посыпали полировальным порошком - крокусом или трепелом (крокус-абразивный материал; трепел - кремневая горная мука, состоящая из аморфного кремнезема и измельченных скелетов микроорганизмов) и терли "куклой" - войлочной подушкой.  

  Большое искусство требовалось от мастеров-каменотесов при подборе камня по рисунку, что чрезвычайно важно при работе с такими породами камня, как рисунчатые яшмы, орлец, малахит.

В середине XVIII в. из среды уральских камнерезов выдвинулся талантливый мастер Никита Бахарев . Он был первым, кто пытался механизировать добычу и обработку камня. Им были сконструированы первые механизмы, которыми оснащались вновь строящиеся гранильные и шлифовальные фабрики.

    В начале XIX в. техника обработки камня была усовершенствована подмастерьем Василием Каковиным : он изобрел приводившийся в движение водой механизм для распиловки и сверловки больших камней. С этого времени и вплоть до Октябрьской революции первичная обработка камня, изготовление несложных по форме изделий и полировка круглых вещей производилась при помощи подобных механизмов.    

В настоящее время на камнеобрабатывающих заводах для распиловки камня служат полуавтоматические резальные станки, на которых установлены дисковые пилы или абразивные диски. Сверловка твердого камня производится на сверловочных полуавтоматах, шлифовка и полировка - на шлифовально-полировальных станках. Для вырубки гнезд и нанесения орнамента на мрамор применяется травление соляной кислотой. Ручной труд при обработке твердого и полутвердого камня остался только там, где особая сложность формы декоративной вещи не дает возможности применить механизмы.

  

     В начале XIX в. в связи с сокращением дворцово-усадебного строительства значительно уменьшились заказы на крупные изделия из цветного поделочного камня. Монументальные декоративные произведения камнерезного искусства постепенно уступили место более камерным вещам: письменным приборам, подсвечникам, шкатулкам . Подсвечник из малахита Шкатулка из агата Старинная чернильница – бронза, оникс, перегородчатая эмаль

     В начале XIX в. в связи с сокращением дворцово-усадебного строительства значительно уменьшились заказы на крупные изделия из цветного поделочного камня. Монументальные декоративные произведения камнерезного искусства постепенно уступили место более камерным вещам: письменным приборам, подсвечникам, шкатулкам .

Подсвечник из малахита

Шкатулка из агата

Старинная чернильница –

бронза, оникс, перегородчатая

эмаль

Появляются табакерки, туалетные вазочки и лоточки, кольца, серьги, броши, печатки,  камеи из яшмы, сердоликов, агата . После отмены крепостного права цветной поделочный камень стали употреблять только лишь как полуфабрикат для ювелирной промышленности. Камея «Посейдон», яшма. Екатеринбург, 1830г. Эрмитаж Табакерка из оникса и серебра. Начало 18 века. Государственный исторический музей

Появляются табакерки, туалетные вазочки и лоточки, кольца, серьги, броши, печатки,

камеи из яшмы, сердоликов, агата . После отмены крепостного права цветной

поделочный камень стали употреблять только лишь как полуфабрикат для ювелирной

промышленности.

Камея «Посейдон», яшма.

Екатеринбург, 1830г. Эрмитаж

Табакерка из оникса и серебра. Начало 18 века. Государственный исторический музей

В последующее время все более широкое распространение получает художественная обработка мягкого камня.

    Мягкий камень, уступая твердому и полутвердому в прочности и долговечности, также в достаточной степени декоративен. Гипсовый камень отличается большим разнообразием пород и особой причудливостью окраски и узоров. Кроме наиболее часто встречающегося белого и белого с более или менее густым серым или коричневатым узором камня, попадается гипсовый камень золотистых, нежно-розовых оттенков, зеленоватый, напоминающий нефрит, с голубыми прожилками и т. д. Кальцит ровного коричневатого цвета бывает очень интересен в отдельных декоративных предметах, особенно в анималистической скульптуре. Сероватый или зеленоватый в изломе серпентин при полировке становится черным или темно-зеленым; комбинирование полированных и неполированных участков в одном и том же блоке камня открывает, таким образом, очень большие художественные возможности. Наконец, слоистый, полупрозрачный, медово-желтый селенит , или, как его еще называли, "уральский самоцвет", также является очень интересным в декоративном отношении материалом, встречающимся только на Урале.

   

    Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркульной пилой. Художественные изделия из заготовленных блоков выполняют при помощи стамесок, рашпилей и других подобных инструментов. Изделия из мягкого камня шлифуют стеблями хвоща и полируют гашеной известью и мыльной пеной. Легкость, доступность обработки мягкого камня, его большие запасы как на Урале, так и в других местах способствовали широкому распространению этой отрасли декоративного искусства в народной среде.

Пасхальное яйцо из селенита

Во второй половине XIX в. основным материалом для изготовления художественных камнерезных изделий в маленьких кустарных крестьянских мастерских был селенит, из которого вытачивали пасхальные яйца, рамочки для фотографий, пепельницы в виде туфельки или листика. В конце XIX - начале XX в. появляется мелкая скульптура.

   После революции 1917 года произошло следующее разделение в камнерезном производстве: добычей твердого камня и его обработкой, требующей сложного заводского оборудования, стала заниматься государственная промышленность, а мягкий камень стали обрабатывать в артелях промысловой кооперации, затем - на предприятиях художественных промыслов.

   

  

  В настоящее время предприятия по обработке мягкого камня существуют во многих районах Российской Федерации: в Свердловской и Пермской областях, на Урале, в Архангельской и Иркутской областях, в Краснодарском и Красноярском краях. Здесь выпускают туалетные лоточки, пепельницы, декоративные настольные экраны и прессы для бумаг, декоративные вазочки, анималистическую скульптуру и фигурки людей в национальной одежде, трактованные обобщенно, декоративно. Изделия из мягкого камня часто обрамляют металлом в виде полосок, располагающихся по краям изделия, что придает им большую прочность и декоративный эффект. При этом применяется простой металл - латунь или алюминий.

Художественные изделия из синего бадахшанского лазурита, изумрудно-зеленого малахита, сургучной, орской, калканской и другой яшмы являются подлинными сувенирами, призваннымипредставлять национальную художественную культуру  и природные богатства нашей Родины как внутри страны, так и за рубежом.

Художественные изделия из синего бадахшанского лазурита, изумрудно-зеленого малахита, сургучной, орской, калканской и другой яшмы являются подлинными сувенирами, призваннымипредставлять национальную художественную культуру

и природные богатства нашей Родины как внутри страны, так и за рубежом.