СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Не с глаголами" (5 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Не с глаголами". Рекомендуется для учителей, работающих в средних и старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Не с глаголами" (5 класс).»

НЕ с глаголами Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

НЕ с глаголами

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

ЦЕЛИ УРОКА формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями; обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами; закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.

ЦЕЛИ УРОКА

  • формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;
  • обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами;
  • закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.

Добрый день!  Прозвенел звонок весёлый,  Он позвал нас на урок,  Все задания сегодня  Выполнить должны мы в срок!

Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок!

ПОВТОРЕНИЕ  «Рассказ-сообщение о глаголе». 1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

ПОВТОРЕНИЕ «Рассказ-сообщение о глаголе».

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

ПОВТОРЕНИЕ  «Рассказ-сообщение о глаголе». 5. Спряжение глаголов - это: а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам 6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются: а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам 7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью ......... 8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим .............

ПОВТОРЕНИЕ «Рассказ-сообщение о глаголе».

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........

8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим .............

 Орфоэпическая пятиминутка.   Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

Орфоэпическая пятиминутка.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

Отгадайте загадку. Все предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит Он три времени имеет, И спрягаться он умеет.

Отгадайте загадку.

Все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА не глядеть негодовать не кричать недоумевать не выскочить недомогать не учить ненавидеть не решать неволить

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

не глядеть

негодовать

не кричать

недоумевать

не выскочить

недомогать

не учить

ненавидеть

не решать

неволить

  Работа со словарём:   Недоумевать - сомневаться, удивляться, не понимать. Негодовать - возмущаться, выражать крайнее неудовольствие. Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли. Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

Работа со словарём:

Недоумевать -

сомневаться, удивляться, не понимать.

Негодовать - возмущаться, выражать крайнее неудовольствие.

Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли.

Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. 2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно. ВЫВОД

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно.

ВЫВОД

 Физкультминутка          А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево  И берёмся вновь за дело.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь.  2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда.  3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.  4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь.  5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится. 6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 7.В чужом доме (не) указывают. 8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь. 2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда. 3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь. 5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.

6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме (не) указывают.

8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

ПРОВЕРЬ! 1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.  2.Не будет хлеба – не будет и обеда.  3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь.  4.Не посеешь – урожай не соберешь.  5.Лентяю все неможется да нездоровится. 6.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 7.В чужом доме не указывают. 8.Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

ПРОВЕРЬ!

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 2.Не будет хлеба – не будет и обеда. 3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь. 4.Не посеешь – урожай не соберешь. 5.Лентяю все неможется да нездоровится.

6.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме не указывают.

8.Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня В чужом доме указывают. Лодырю всегда здоровится. Здоровье за деньги купишь. Ложь человека красит. Творческая работа.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме указывают.

Лодырю всегда здоровится.

Здоровье за деньги купишь.

Ложь человека красит.

Творческая работа.

Творческая работа. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня В чужом доме не указывают. Лодырю всегда нездоровится. Здоровье за деньги не купишь. Ложь человека не красит.

Творческая работа.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме не указывают.

Лодырю всегда нездоровится.

Здоровье за деньги не купишь.

Ложь человека не красит.

Игра «Будь Внимателен!» (Не) торопиться,             (не) годовать, (не) знать, (не) досыпать, (не)читать,                  (не)доумевать,  (не) говорить,                 (не) навидеть, (не) смеяться,     (не) взлюбить, (не) прощаться.             

Игра «Будь Внимателен!»

(Не) торопиться,             (не) годовать, (не) знать, (не) досыпать,

(не)читать,                 

(не)доумевать, (не) говорить,                 (не) навидеть, (не) смеяться,     (не) взлюбить, (не) прощаться.             

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Пишется раздельно Пишется слитно Не торопиться Негодовать Не знать Недоумевать Не прощаться Ненавидеть Не читать Невзлюбить Не говорить Недосыпать Не смеяться

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Пишется раздельно

Пишется слитно

Не торопиться

Негодовать

Не знать

Недоумевать

Не прощаться

Ненавидеть

Не читать

Невзлюбить

Не говорить

Недосыпать

Не смеяться

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью. 2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты. 3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности. 4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст. 5. На работе (не) схалтурит.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 3.  Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности. 4. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст. Он не оставит без помощи и внимания старых родителей, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью. 5. На работе не схалтурит. 2.Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст.

  • Он не оставит без помощи и внимания старых родителей, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью.

5. На работе не схалтурит.

2.Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Восстанови пословицы». Кто (не) работает, (не)дружит. С ложью правда, и рыбку из пруда. Без труда (не) вытащишь, (не) делает. Расстояние дружбе (не) мешает. Лень добра тот (не) ест.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Восстанови пословицы».

Кто (не) работает,

(не)дружит.

С ложью правда,

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь,

(не) делает.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Лень добра

тот (не) ест.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Восстанови пословицы». Врагу (не) кланяйся, для друга жизни (не)жалей. С добрым делом, топором (не)разрубишь. Крепкую дружбу и, (не) опоздаешь. Плохо моется, тот того и (не) навидит. Кто кого обидит, коли (не) здоровится.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Восстанови пословицы».

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не)жалей.

С добрым делом,

топором (не)разрубишь.

Крепкую дружбу и,

(не) опоздаешь.

Плохо моется,

тот того и (не) навидит.

Кто кого обидит,

коли (не) здоровится.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НЕ с глаголами  1 вариант. (Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ. 2 вариант. (не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

НЕ с глаголами

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1 вариант. Недоумевать, не прекращать работы, не разоряйте гнёзд, не привлекать внимания, не купили книгу, не знакомиться с автором, негодовать на недруга, не верить в рассказ. 2 вариант. Не говорить с человеком, не ответил на вопрос, мне нездоровится, не решиться, ненавидеть, не знать погоды, не боялся соперника, не терять ни секунды.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 вариант.

Недоумевать, не прекращать работы, не разоряйте гнёзд, не привлекать внимания, не купили книгу, не знакомиться с автором, негодовать на недруга, не верить в рассказ.

2 вариант.

Не говорить с человеком, не ответил на вопрос, мне нездоровится, не решиться, ненавидеть, не знать погоды, не боялся соперника, не терять ни секунды.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ    § 108, стр.242.(выучить правило); Составьте и напишите памятку: 1.Правила поведения на улице. 2.В общественном транспорте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 108, стр.242.(выучить правило);

Составьте и напишите памятку:

1.Правила поведения на улице.

2.В общественном транспорте.

Рефлексия   хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно