Презентация на тему: Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Категория: Русский язык

Цели урока:

Образовательные:

?закрепить и углубить знания о категории состояния как части речи;

?формировать умение различать наречия и слова категории состояния;

?повторить особенности научного стиля и структуру сочинения-рассуждения;

?формировать умение аргументировать тезис в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему;

?подготовить к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему.

Развивающие:

?развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля;

?развивать логическое мышление учащихся;

?развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

?воспитание интереса к лингвистике как науке, а также к научной исследовательской деятельности;

?воспитание стремления к совершенствованию речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.»

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Урок русского языка, 7 класс

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Урок русского языка, 7 класс

Цели урока Образовательные: закрепить и углубить знания о категории состояния как части речи; формировать умение различать наречия и слова категории состояния; повторить особенности научного стиля и структуру сочинения-рассуждения; формировать умение аргументировать тезис в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему; подготовить к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему. Развивающие: развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: воспитание интереса к лингвистике как науке, а также к научной исследовательской деятельности; воспитание стремления к совершенствованию речевой деятельности.

Цели урока

Образовательные:

  • закрепить и углубить знания о категории состояния как части речи;
  • формировать умение различать наречия и слова категории состояния;
  • повторить особенности научного стиля и структуру сочинения-рассуждения;
  • формировать умение аргументировать тезис в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему;
  • подготовить к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему.

Развивающие:

  • развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к лингвистике как науке, а также к научной исследовательской деятельности;
  • воспитание стремления к совершенствованию речевой деятельности.
Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на серьёзную работу, сосредоточимся…А теперь - улыбнёмся друг другу и мне. Нам сегодня особенно необходимо хорошее настроение: сложная работа нам предстоит!
  • Здравствуйте, ребята!
  • Давайте настроимся на серьёзную работу, сосредоточимся…А теперь - улыбнёмся друг другу и мне.
  • Нам сегодня особенно необходимо хорошее настроение: сложная работа нам предстоит!
Интеллект - разминка Четвёртое – лишнее. Дети весело прыгали вокруг ёлки. Мы ехали весело, с песнями. В лагере так весело было! Работали мы весело, дружно. Ответ: во всех предложениях употреблено слово весело. Но только в 3-ем примере это категория состояния, т. к. обозначает состояние человека, не изменяется, является сказуемым в односоставном предложении. В остальных предложениях весело – наречие.

Интеллект - разминка

  • Четвёртое – лишнее.
  • Дети весело прыгали вокруг ёлки.
  • Мы ехали весело, с песнями.
  • В лагере так весело было!
  • Работали мы весело, дружно.

Ответ: во всех предложениях употреблено слово весело. Но только в 3-ем примере это категория состояния, т. к. обозначает состояние человека, не изменяется, является сказуемым в односоставном предложении. В остальных предложениях весело – наречие.

 Я рада, что вы научились отличать новую для вас часть речи – категорию состояния – от наречия. Конечно, не случайно я начала урок с такой интеллект-разминки: сегодня мы завершаем изучение категории состояния. Но, прежде чем мы начнём работу, послушайте меня внимательно.

Я рада, что вы научились отличать новую для вас часть речи – категорию состояния – от наречия. Конечно, не случайно я начала урок с такой интеллект-разминки: сегодня мы завершаем изучение категории состояния. Но, прежде чем мы начнём работу, послушайте меня внимательно.

С 2004 учебного года государственная итоговая аттестация проводится в новой форме. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.  Часть 1 включает одно задание (С 1) – сжатое изложение.  Часть 2 включает задания на основе прочитанного текста.  А 1 – А 7 – на понимание текста, В 1 – В 14 – задания по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису.  Наконец, часть 3 (С 2) – сочинение по прочитанному тексту. Предлагается на выбор два варианта: С 2.1 – сочинение на лингвистическую тему. (Вспомним, что такое лингвистика?) – Наука о языке. Значит, лингвистическая тема – тема, связанная с наукой о языке.  С 2.2 – на морально-этическую тему.  И хотя до экзамена ещё далеко, к нему уже пора готовиться. Вернее, мы готовимся к нему в течение всех пяти лет - с 5-го класса.

С 2004 учебного года государственная итоговая аттестация проводится в новой форме. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает одно задание (С 1) – сжатое изложение.

Часть 2 включает задания на основе прочитанного текста.

А 1 – А 7 – на понимание текста, В 1 – В 14 – задания по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису.

Наконец, часть 3 (С 2) – сочинение по прочитанному тексту. Предлагается на выбор два варианта:

С 2.1 – сочинение на лингвистическую тему.

(Вспомним, что такое лингвистика?)

– Наука о языке.

Значит, лингвистическая тема – тема, связанная с наукой о языке.

С 2.2 – на морально-этическую тему.

И хотя до экзамена ещё далеко, к нему уже пора готовиться. Вернее, мы готовимся к нему в течение всех пяти лет - с 5-го класса.

Сегодня мы попробуем свои силы в самой трудной части экзаменационной работы – в части С 2.1: мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему.  В 2004 году всем девятиклассникам был предложен только один вариант лингвистической темы (это объясняется тем, что экзамен был пробным): «Зачем нужна пунктуация?»  Какие ещё могут быть предложены лингвистические темы? В 6-ом классе мы писали, например, сочинение на такую лингвистическую тему: «Почему среда называется средой?» - об этимологии слова. В сборниках для подготовки к ГИА предлагают такие темы: «Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?», «Зачем нужно знать части речи?», «Можно ли обойтись без знаний морфемики и словообразования?» и т.п. Может быть тема о жаргонизмах, которые засоряют язык. Или о засилии иностранных слов в русском языке.

Сегодня мы попробуем свои силы в самой трудной части экзаменационной работы – в части С 2.1: мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему.

В 2004 году всем девятиклассникам был предложен только один вариант лингвистической темы (это объясняется тем, что экзамен был пробным): «Зачем нужна пунктуация?»

Какие ещё могут быть предложены лингвистические темы?

В 6-ом классе мы писали, например, сочинение на такую лингвистическую тему: «Почему среда называется средой?» - об этимологии слова.

В сборниках для подготовки к ГИА предлагают такие темы: «Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?», «Зачем нужно знать части речи?», «Можно ли обойтись без знаний морфемики и словообразования?» и т.п.

Может быть тема о жаргонизмах, которые засоряют язык. Или о засилии иностранных слов в русском языке.

Цель написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний и речевых умений в реальной жизни.

Цель написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний и речевых умений в реальной жизни.

В 7 -ом классе мы познакомились с несколькими совершенно новыми для вас частями речи. Какими? - Причастием, деепричастием и категорией состояния. И впервые столкнулись с тем, что, занося морфологические признаки в привычную схему, обнаружили, что часть речи может объединять признаки двух, уже знакомых частей речи. Какие части речи я имею в виду?  - Причастие (прилагательное + глагол) и деепричастие (глагол + наречие).  А ещё вы впервые узнали, что учёные могут разойтись во мнении: одни, например, считают причастие особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Таким образом, оказывается, в лингвистике ещё не всё изучено и открыто! Ещё есть, о чём спорить.

В 7 -ом классе мы познакомились с несколькими совершенно новыми для вас частями речи. Какими? - Причастием, деепричастием и категорией состояния. И впервые столкнулись с тем, что, занося морфологические признаки в привычную схему, обнаружили, что часть речи может объединять признаки двух, уже знакомых частей речи. Какие части речи я имею в виду?

- Причастие (прилагательное + глагол) и деепричастие (глагол + наречие).

А ещё вы впервые узнали, что учёные могут разойтись во мнении: одни, например, считают причастие особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Таким образом, оказывается, в лингвистике ещё не всё изучено и открыто! Ещё есть, о чём спорить.

 Вот сегодня на уроке мы и поговорим о такой «спорной» части речи, с которой только что познакомились, - о категории состояния. Но не просто ещё раз обсудим эту интересную часть речи. Мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему, которая предлагается в упражнении № 282. Прочитаем задание. Запишите число, классная работа.   Тема урока: «Подготовка к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему».  Итак, наша цель – доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.  Почему мы вправе доказывать это? - В науке существуют разные мнения, поэтому мы можем присоединиться к той или иной точке зрения.  Главное – быть убедительными в доказательствах.

Вот сегодня на уроке мы и поговорим о такой «спорной» части речи, с которой только что познакомились, - о категории состояния. Но не просто ещё раз обсудим эту интересную часть речи. Мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему, которая предлагается в упражнении № 282.

Прочитаем задание.

Запишите число, классная работа.

 

Тема урока: «Подготовка к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему».

Итак, наша цель – доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.

Почему мы вправе доказывать это?

- В науке существуют разные мнения, поэтому мы можем присоединиться к той или иной точке зрения. Главное – быть убедительными в доказательствах.

Сразу определимся со стилем и типом речи сочинения, которое нам предстоит написать.  Вспомним стили и типы речи.  В каком стиле речи нам нужно создать текст? - В научном.  Почему? - Потому что наша задача – сообщение научной информации, доказательство научной версии.  Какой тип речи мы должны использовать и почему? - Рассуждение, т.к. мы должны доказать, что категория состояния является (или не является) самостоятельной частью речи.
  • Сразу определимся со стилем и типом речи сочинения, которое нам предстоит написать.
  • Вспомним стили и типы речи.
  • В каком стиле речи нам нужно создать текст?

- В научном.

  • Почему?

- Потому что наша задача – сообщение научной информации, доказательство научной версии.

  • Какой тип речи мы должны использовать и почему?

- Рассуждение, т.к. мы должны доказать, что категория состояния является (или не является) самостоятельной частью речи.

Повторим ещё раз структуру сочинения-рассуждения. I. Тезис (мысль, которую надо доказать)   II. Аргументы (доказательства)   III. Вывод.

Повторим ещё раз структуру сочинения-рассуждения.

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

 

II. Аргументы (доказательства)

 

III. Вывод.

(План анализа части речи) Вспомним основные морфологические признаки, по которым мы определяем часть речи.    I. Общее лексическое значение. Вопрос. II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные. III. Синтаксическая роль.

(План анализа части речи)

  • Вспомним основные морфологические признаки, по которым мы определяем часть речи.  
  • I. Общее лексическое значение. Вопрос.
  • II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.
  • III. Синтаксическая роль.
Чтобы доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи, мы должны привести такие аргументы, которые бы подтверждали, что слова категории состояния обладают таким набором признаков, которые позволяют выделить её в особую часть речи.
  • Чтобы доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи, мы должны привести такие аргументы, которые бы подтверждали, что слова категории состояния обладают таким набором признаков, которые позволяют выделить её в особую часть речи.
В качестве подсказки Расходятся во мнении учёные не только по поводу категории состояния. Например, порядковое числительное обозначает порядок при счёте (т.е. лексическое значение – особое), но все остальные признаки – как у имени прилагательного. Одни учёные считают, что важнее – лексическое значение , и поэтому относят эти слова к порядковым числительным. Другие более важными считают грамматические признаки (род, число, падеж, синтаксическая роль) и, соответственно, относят эти слова к прилагательным. Или: причастия многие учёные называют особой формой глагола (в некоторых учебниках именно такая точка зрения рассматривается), т.к. постоянные признаки от глагола. Но, на мой взгляд, правильнее считать причастие именно самостоятельной частью речи, т.к. оно обладает уникальным набором грамматических значений: и глагола, и прилагательного.

В качестве подсказки

Расходятся во мнении учёные не только по поводу категории состояния. Например, порядковое числительное обозначает порядок при счёте (т.е. лексическое значение – особое), но все остальные признаки – как у имени прилагательного. Одни учёные считают, что важнее – лексическое значение , и поэтому относят эти слова к порядковым числительным. Другие более важными считают грамматические признаки (род, число, падеж, синтаксическая роль) и, соответственно, относят эти слова к прилагательным.

Или: причастия многие учёные называют особой формой глагола (в некоторых учебниках именно такая точка зрения рассматривается), т.к. постоянные признаки от глагола. Но, на мой взгляд, правильнее считать причастие именно самостоятельной частью речи, т.к. оно обладает уникальным набором грамматических значений: и глагола, и прилагательного.

Итак, определимся с тезисом сочинения-рассуждения. Какие варианты вы предлагаете? 1. Категория состояния – самостоятельная часть речи. 2.Категорию состояния нельзя считать самостоятельной частью речи. Следующий этап нашей работы – подобрать аргументы в пользу той или иной версии.

Итак, определимся с тезисом сочинения-рассуждения.

  • Какие варианты вы предлагаете?
  • 1. Категория состояния – самостоятельная часть речи.
  • 2.Категорию состояния нельзя считать самостоятельной частью речи.
  • Следующий этап нашей работы – подобрать аргументы в пользу той или иной версии.
Аргументы в пользу того, что категория состояния – самостоятельная часть речи . Используем план анализа части речи  I.Лексическое значение. К.с. обозначает состояние природы, окружающей среды или состояние человека. Отвечает на вопрос каково? (но вопрос задаётся не от существительного, а сам по себе).  II.Морфологические признаки. Не изменяется. Может иметь степень сравнения (которая образуется так же, как и степень сравнения наречий).  III. Синтаксическая роль. Только сказуемое в односоставных предложениях (не случайно другое название к.с. – предикатив, предикативные слова, предикативные наречия. Ведь предикатив и есть сказуемое.)

Аргументы в пользу того, что категория состояния – самостоятельная часть речи .

  • Используем план анализа части речи
  • I.Лексическое значение.

К.с. обозначает состояние природы, окружающей среды или состояние человека.

Отвечает на вопрос каково? (но вопрос задаётся не от существительного, а сам по себе).

  • II.Морфологические признаки.

Не изменяется. Может иметь степень сравнения (которая образуется так же, как и степень сравнения наречий).

  • III. Синтаксическая роль.

Только сказуемое в односоставных предложениях (не случайно другое название к.с. – предикатив, предикативные слова, предикативные наречия. Ведь предикатив и есть сказуемое.)

Как видим, к.с. имеет много общего с наречием. Что именно? - 1. Не изменяется. -2. Словообразовательная модель: образованы от качественных прилагательных с суффиксом – о ( -е) - 3. Могут иметь сравнительную степень. Почему же нельзя отнести к.с. к наречиям? - Во-первых, наречия обозначают признаки действия, предмета или другого признака. - Во-вторых, отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени? - В-третьих, самое главное – синтаксическая роль. Наречия – обстоятельства или (реже) определения.

Как видим, к.с. имеет много общего с наречием. Что именно?

- 1. Не изменяется.

-2. Словообразовательная модель: образованы от качественных прилагательных с суффиксом – о ( -е)

- 3. Могут иметь сравнительную степень.

  • Почему же нельзя отнести к.с. к наречиям?

- Во-первых, наречия обозначают признаки действия, предмета или другого признака.

- Во-вторых, отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

- В-третьих, самое главное – синтаксическая роль. Наречия – обстоятельства или (реже) определения.

Попробуем на примере доказать, что к.с. – особая часть речи. Записываем в тетрадях. На улице холодно, туманно. И на душе тоскливо.  Смотрит на меня холодно, выражается туманно, тоскливо, повторяя одно и то же .  - Надо определить лексическое значение, задать вопросы, определить синтаксическую роль выделенных слов. Вывод: Одно и то же слово, но значения разные, поэтому и части речи – разные.

Попробуем на примере доказать, что к.с. – особая часть речи.

  • Записываем в тетрадях.

На улице холодно, туманно. И на душе тоскливо.

Смотрит на меня холодно, выражается туманно, тоскливо, повторяя одно и то же .

  • - Надо определить лексическое значение, задать вопросы, определить синтаксическую роль выделенных слов.
  • Вывод:

Одно и то же слово, но значения разные, поэтому и части речи – разные.

Аргументы против того, что категория состояния – самостоятельная часть речи. А теперь попробуйте доказать, что нет необходимости выделять категорию состояния в особую часть речи. I. Значение «состояние природы, окружающей среды или состояние человека» можно рассматривать как признак. Но ведь наречия и обозначают признак: действия, предмета или другого признака.  Или: к значениям наречий можно добавить ещё одно: «состояние…» II. Неизменяемость слов категории состояния, безусловно, «роднит» их с наречиями. Наличие форм сравнительной степени также сближает эти части речи. III. Наречие, как и другие части речи, могут быть разными членами предложения: обстоятельством, определением. Можно добавить ещё одну синтаксическую роль - сказуемого.  Есть ещё аргумент против «самостоятельности» категории состояния – словообразовательная структура. Слова к.с. образуются, в основном, от качественных прилагательных, имеют конечное – о (-е).

Аргументы против того, что категория состояния – самостоятельная часть речи.

А теперь попробуйте доказать, что нет необходимости выделять категорию состояния в особую часть речи.

  • I. Значение «состояние природы, окружающей среды или состояние человека» можно рассматривать как признак. Но ведь наречия и обозначают признак: действия, предмета или другого признака. 

Или: к значениям наречий можно добавить ещё одно: «состояние…»

  • II. Неизменяемость слов категории состояния, безусловно, «роднит» их с наречиями.

Наличие форм сравнительной степени также сближает эти части речи.

  • III. Наречие, как и другие части речи, могут быть разными членами предложения: обстоятельством, определением. Можно добавить ещё одну синтаксическую роль - сказуемого.
  • Есть ещё аргумент против «самостоятельности» категории состояния – словообразовательная структура. Слова к.с. образуются, в основном, от качественных прилагательных, имеют конечное – о (-е).
Делаем вывод: нет необходимости выделять к.с. в особую часть речи. NB! Надо сказать о некоторой условности объединения слов категории состояния и наречий. Действительно, подавляющее большинство таких слов сходны с наречиями (надо, можно, нельзя, невмоготу, грустно, жарко, душно, холодно, боязно, совестно и т. п.), но некоторые сходны с формой именительного падежа существительных (пора, стыд. смех, охота, грех).
  • Делаем вывод: нет необходимости выделять к.с. в особую часть речи.
  • NB! Надо сказать о некоторой условности объединения слов категории состояния и наречий. Действительно, подавляющее большинство таких слов сходны с наречиями (надо, можно, нельзя, невмоготу, грустно, жарко, душно, холодно, боязно, совестно и т. п.), но некоторые сходны с формой именительного падежа существительных (пора, стыд. смех, охота, грех).
Кроме того, следует сообщить, ещё два факта , которые могут подкрепить доказательства «против» .  Во-первых, в самых серьёзных научных трудах – «Русской грамматике» (1980 г.) и в «Краткой русской грамматике» (1989 г.) категория состояния в качестве самостоятельной части речи не рассматривается.  Во-вторых, (если кого-то смущают годы издания указанных работ) в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ категория состояния также не отделяется от наречий.  С другой стороны, этот класс слов, насчитывающий в настоящее время по подсчётам учёных около 100 единиц, постоянно пополняется за счёт наречий, заключающих в себе качественные значения, в том числе за счёт индивидуальных авторских употреблений. Например: «Ночью встаю, месячно». (А.С.Грибоедов); «На душе снежно и холодно». (А.И.Герцен); «В танцевальном зале пустом непесенно». (Р.И. Рождественский).

Кроме того, следует сообщить, ещё два факта , которые могут подкрепить доказательства «против» .

  • Во-первых, в самых серьёзных научных трудах – «Русской грамматике» (1980 г.) и в «Краткой русской грамматике» (1989 г.) категория состояния в качестве самостоятельной части речи не рассматривается.
  • Во-вторых, (если кого-то смущают годы издания указанных работ) в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ категория состояния также не отделяется от наречий.
  • С другой стороны, этот класс слов, насчитывающий в настоящее время по подсчётам учёных около 100 единиц, постоянно пополняется за счёт наречий, заключающих в себе качественные значения, в том числе за счёт индивидуальных авторских употреблений. Например: «Ночью встаю, месячно». (А.С.Грибоедов); «На душе снежно и холодно». (А.И.Герцен); «В танцевальном зале пустом непесенно». (Р.И. Рождественский).
Итак, подводим итоги сегодняшней работы на уроке. Мы готовились к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Обсудили два варианта : 1) к.с.можно считать особой частью речи; 2) нет необходимости выделять к.с. в особую часть речи. Вам надо выбрать один из вариантов и доказать  выбранный тезис .

Итак, подводим итоги сегодняшней работы на уроке.

  • Мы готовились к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
  • Обсудили два варианта :
  • 1) к.с.можно считать особой частью речи;
  • 2) нет необходимости выделять к.с. в особую часть речи.
  • Вам надо выбрать один из вариантов и доказать выбранный тезис .
Что вы можете использовать в качестве плана сочинения? Вспомните, как мы работали на уроке, что повторяли? - План сочинения-рассуждения и план анализа части речи.   А теперь скажите, можно ли обойтись только сухими научными рассуждениями? Что может украсить ваше сочинение, сделать его по-настоящему интересным? - Примеры?  Ну, разумеется, примеры. План сочинения-рассуждения: I. Тезис (мысль, которую надо доказать) II. Аргументы ( доказательства) III. Вывод. План анализа части речи:  I. Общее лексическое значение. Вопрос. II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные. III. Синтаксическая роль.

Что вы можете использовать в качестве плана сочинения?

  • Вспомните, как мы работали на уроке, что повторяли?

- План сочинения-рассуждения и план анализа части речи.

  • А теперь скажите, можно ли обойтись только сухими научными рассуждениями? Что может украсить ваше сочинение, сделать его по-настоящему интересным?

- Примеры?

  • Ну, разумеется, примеры.

План сочинения-рассуждения:

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

II. Аргументы ( доказательства)

III. Вывод.

План анализа части речи:

I. Общее лексическое значение. Вопрос.

II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

III. Синтаксическая роль.

Домашнее задание:  написать сочинение-рассуждение (№ 282). доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.

Домашнее задание:

  • написать сочинение-рассуждение

(№ 282).

  • доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.
Экспресс - контроль  А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете отличать слова категории состояния от омонимичных (напомните, что обозначает этот термин?) частей речи. Сколько наречий в данном тексте? А слов категории состояния?  Я часто вспоминаю, каким вратарём был когда-то Андрей - сначала в юношеской, а потом и во взрослой команде – и почему-то мне становится очень грустно.  Сейчас он неплохо устроен, сумел достичь несомненных успехов в жизни, но стоит мне неожиданно вспомнить его потрясающую игру, как сразу делается тяжело на душе, портится настроение. Жаль, что он ушёл из спорта. А был по-настоящему талантлив! Однажды он взял такой невероятный мяч, что об этом помнят и сейчас. А играл он тогда за юношескую команду.   Ответы: наречий – 14 ,  слов категории состояния – 2 .

Экспресс - контроль

  • А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете отличать слова категории состояния от омонимичных (напомните, что обозначает этот термин?) частей речи.
  • Сколько наречий в данном тексте? А слов категории состояния?

Я часто вспоминаю, каким вратарём был когда-то Андрей - сначала в юношеской, а потом и во взрослой команде – и почему-то мне становится очень грустно.

Сейчас он неплохо устроен, сумел достичь несомненных успехов в жизни, но стоит мне неожиданно вспомнить его потрясающую игру, как сразу делается тяжело на душе, портится настроение. Жаль, что он ушёл из спорта. А был по-настоящему талантлив! Однажды он взял такой невероятный мяч, что об этом помнят и сейчас. А играл он тогда за юношескую команду.

  • Ответы: наречий – 14 , слов категории состояния – 2 .
 Выпишите номера предложений, в которых встречается категория состояния. 1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала. (А. Пушкин). 2. Как невыразимо тихо всё кругом! (И. Тургенев). 3. Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. (М. Горький). 4. Лицо ребёнка грустно и печально, что меня так огорчало. (М. Алексеев). Ответы: 2, 3.

Выпишите номера предложений, в которых встречается категория состояния.

1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала. (А. Пушкин).

2. Как невыразимо тихо всё кругом! (И. Тургенев).

3. Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. (М. Горький).

4. Лицо ребёнка грустно и печально, что меня так огорчало. (М. Алексеев).

  • Ответы: 2, 3.
В каком примере употреблена категория состояния? Лицо его было весело. Мы ехали весело. А помнишь, как в лагере весело было! Трудились весело, с огоньком.  Ответ: 3

В каком примере употреблена категория состояния?

  • Лицо его было весело.
  • Мы ехали весело.
  • А помнишь, как в лагере весело было!
  • Трудились весело, с огоньком.

  • Ответ: 3
Думаю, что к сочинению вы подготовлены хорошо. Удачи!

Думаю, что к сочинению вы подготовлены хорошо. Удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей