- Экология
- Вид
- Критерий вида
- Популяция
- Сообщество
- Экосистема
- Автотрофы
- Гетеротрофы
- Продуценты
- Консументы
- Редуценты .
1. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
2. В пищевой цепи:
одноклеточные водоросли → дафнии → ...?... → орлан белохвост — под знаком «?» находится
1) обыкновенный перепел
2) утка-кряква
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
Составить цепь питания .
Однажды Англичане
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там.
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках…
И вот загадка решена
Ответ у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят?- Зерно.
Зерно → мыши → коты
Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.
/М.Х.Левитман/
- Ах, эта среда обитания! Все связаны между собой Обменом, цепями питания, Составом, структурой, судьбой.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.
Круговорот веществ и поток энергии
В любом биогеоценозе происходит круговорот веществ . Продуценты извлекают из атмосферы углекислый газ, из почвы — воду и минеральные соли, и, используя энергию солнечного света, образуют органическое вещество.
Круговорот веществ и поток энергии
Затем химические элементы движутся по цепям питания . И вновь от звена к звену часть органического вещества используется как источник энергии, а часть — как строительный материал.
В каждом звене пищевой цепи при дыхании углекислый газ возвращается в атмосферу, непереваренные остатки пищи и погибшие организмы разлагаются с помощью редуцентов, которые завершают круговорот химических элементов.
Круговорот веществ и поток энергии
Минеральные вещества вновь извлекаются продуцентами (углекислый газ из атмосферы, вода и минеральные соли из почвы, происходит постоянный круговорот веществ в биогеоценозах.
Биологический круговорот – поступление химических элементов из почвы и атмосферы в живые организмы, превращение в них поступающих элементов в новые сложные соединения и возвращение их в почву и атмосферу в процессе жизнедеятельности.
«Правило 10%» - на следующий трофический
уровень переходить 10% энергии
0,1%
1%
10%
100%
- Типы экологических
- пирамид:
- Пирамида численности , отражающая численность организмов на каждом уровне;
- Пирамида биомассы , характеризующая соотношение между продуцентам и консументами, выраженное в их массе.
- Пирамида энергии , показывающая изменение первичной энергии на последующих трофических уровнях
Пирамида биомассы – соотношение между продуцентами и консументами, выраженное в их массе.
500 кг
5 т
50 т
500 т
5000 т
Экологическая пирамида биомассы
В морских экосистемах биомасса каждого последующего уровня увеличивается, наблюдается перевернутая пирамида биомассы .
Пирамида биологической продукции – закономерности создания биомассы в цепях питания.
Организмы каждого последующего уровня живут дольше и накапливают большую биомассу.
Биологическая продукция - органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени
Первичная- Вторичная-
-продукция растений -продукция животных
Продуктивность экосистем
Самая низкая продуктивность в тундре, горных степях, большей части морских экосистем.
Почему разводят на мясо травоядных животных?
Чем, ниже, выше, организмов, тем, уровень, численность, биомасса, и, общая
Чем выше уровень, тем ниже общая биомасса и численность организмов.
- Как получают энергию редуценты (разрушители)?
- потребляют воду из почвы.
- питаются растущими растениями.
- используют энергию солнца.
- питаются органическими веществами мёртвых организмов.
- Как получают энергию редуценты (разрушители)?
- потребляют воду из почвы.
- питаются растущими растениями.
- используют энергию солнца.
- питаются органическими веществами мёртвых организмов.
2. Как получают энергию продуценты (производители)?
- потребляют воду из почвы.
- используют энергию солнца.
- питаются растущими растениями.
- питаются мёртвыми организмами.
2. Как получают энергию продуценты (производители)?
- потребляют воду из почвы.
- используют энергию солнца.
- питаются растущими растениями.
- питаются мёртвыми организмами.
3. Длина пищевой цепи ограничивается:
А) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами
Б) биомассой консументов
В) потерей энергии на каждом трофическом уровне
3. Длина пищевой цепи ограничивается:
А) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами
Б) биомассой консументов
В) потерей энергии на каждом трофическом уровне
4. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:
А) 1%
Б) 10%
В) 90%
4. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:
А) 1%
Б) 10%
В) 90%
5. Найдите неправильный ответ.
Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется
А) большей величиной биомассы
Б) небольшим видовым разнообразием
В) большими запасами мёртвого органического вещества (опада)
5. Найдите неправильный ответ.
Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется
А) большей величиной биомассы
Б) небольшим видовым разнообразием
В) большими запасами мёртвого органического вещества (опада)
6. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах представлена:
А) преимущественно растениями
Б) в основном животными и микроорганизмами
В) растениями, животными и микроорганизмами в равных частях
6. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах представлена:
А) преимущественно растениями
Б) в основном животными и микроорганизмами
В) растениями, животными и микроорганизмами в равных частях
7. В океане биомасса живых организмов представлена:
А) в основном животными и микроорганизмами
Б) в основном растениями
В) теми и другими в равных пропорциях
7. В океане биомасса живых организмов представлена:
А) в основном животными и микроорганизмами
Б) в основном растениями
В) теми и другими в равных пропорциях
Домашнее задание
- Изучить § 5.3, 5.4, термины, определения.
Спасибо за внимание
Представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру (составьте сеть питания)
«Широколиственный лес»:
дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочка, ящерица, гусеница.