СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Потоки вещества и энергии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Потоки вещества и энергии"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Потоки вещества и энергии"»

 Экология  Вид  Критерий вида  Популяция  Сообщество  Экосистема  Автотрофы  Гетеротрофы  Продуценты  Консументы  Редуценты .
  • Экология
  • Вид
  • Критерий вида
  • Популяция
  • Сообщество
  • Экосистема
  • Автотрофы
  • Гетеротрофы
  • Продуценты
  • Консументы
  • Редуценты .
 1. Выберите правильно составленную пищевую цепь.   1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб 2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб 3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж 4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

1. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

 

1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб

3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж

4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

2. В пищевой цепи: одноклеточные водоросли → дафнии → ...?... → орлан белохвост — под знаком «?» находится   1) обыкновенный перепел 2) утка-кряква 3) обыкновенный скворец 4) ястреб перепелятник

2. В пищевой цепи:

одноклеточные водоросли → дафнии → ...?... → орлан белохвост — под знаком «?» находится

 

1) обыкновенный перепел

2) утка-кряква

3) обыкновенный скворец

4) ястреб перепелятник

 Составить цепь питания .  Однажды Англичане Заметили, что летом Растет пшеница гуще там. Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках…

Составить цепь питания .

Однажды Англичане

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там.

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

И вот загадка решена Ответ у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши что едят?- Зерно.  Зерно → мыши → коты  Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум.  /М.Х.Левитман/

И вот загадка решена

Ответ у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши что едят?- Зерно.

Зерно → мыши → коты

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

/М.Х.Левитман/

Ах, эта среда обитания!  Все связаны между собой  Обменом, цепями питания,  Составом, структурой, судьбой.
  • Ах, эта среда обитания! Все связаны между собой Обменом, цепями питания, Составом, структурой, судьбой.
Потоки вещества  и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

 Круговорот веществ и поток энергии В любом биогеоценозе происходит круговорот веществ . Продуценты извлекают из атмосферы углекислый газ, из почвы — воду и минеральные соли, и, используя энергию солнечного света, образуют органическое вещество.

Круговорот веществ и поток энергии

В любом биогеоценозе происходит круговорот веществ . Продуценты извлекают из атмосферы углекислый газ, из почвы — воду и минеральные соли, и, используя энергию солнечного света, образуют органическое вещество.

Круговорот веществ и поток энергии Затем химические элементы движутся по цепям питания . И вновь от звена к звену часть органического вещества используется как источник энергии, а часть — как строительный материал. В каждом звене пищевой цепи при дыхании углекислый газ возвращается в атмосферу, непереваренные остатки пищи и погибшие организмы разлагаются с помощью редуцентов, которые завершают круговорот химических элементов.

Круговорот веществ и поток энергии

Затем химические элементы движутся по цепям питания . И вновь от звена к звену часть органического вещества используется как источник энергии, а часть — как строительный материал.

В каждом звене пищевой цепи при дыхании углекислый газ возвращается в атмосферу, непереваренные остатки пищи и погибшие организмы разлагаются с помощью редуцентов, которые завершают круговорот химических элементов.

 Круговорот веществ и поток энергии Минеральные вещества вновь извлекаются продуцентами (углекислый газ из атмосферы, вода и минеральные соли из почвы, происходит постоянный круговорот веществ в биогеоценозах.

Круговорот веществ и поток энергии

Минеральные вещества вновь извлекаются продуцентами (углекислый газ из атмосферы, вода и минеральные соли из почвы, происходит постоянный круговорот веществ в биогеоценозах.

Биологический круговорот – поступление химических элементов из почвы и атмосферы в живые организмы, превращение в них поступающих элементов в новые сложные соединения и возвращение их в почву и атмосферу в процессе жизнедеятельности.

Биологический круговорот – поступление химических элементов из почвы и атмосферы в живые организмы, превращение в них поступающих элементов в новые сложные соединения и возвращение их в почву и атмосферу в процессе жизнедеятельности.

«Правило 10%» - на следующий трофический уровень переходить 10% энергии 0,1% 1% 10% 100%

«Правило 10%» - на следующий трофический

уровень переходить 10% энергии

0,1%

1%

10%

100%

 Типы экологических  пирамид: Пирамида численности , отражающая численность организмов на каждом уровне; Пирамида биомассы , характеризующая  соотношение между продуцентам и консументами, выраженное в их массе. Пирамида энергии , показывающая изменение первичной энергии на последующих трофических уровнях
  • Типы экологических
  • пирамид:
  • Пирамида численности , отражающая численность организмов на каждом уровне;
  • Пирамида биомассы , характеризующая соотношение между продуцентам и консументами, выраженное в их массе.
  • Пирамида энергии , показывающая изменение первичной энергии на последующих трофических уровнях
Пирамида биомассы – соотношение между продуцентами и консументами, выраженное в их массе. 500 кг 5 т 50 т 500 т 5000 т

Пирамида биомассы – соотношение между продуцентами и консументами, выраженное в их массе.

500 кг

5 т

50 т

500 т

5000 т

Экологическая пирамида биомассы В морских экосистемах биомасса каждого последующего уровня увеличивается, наблюдается перевернутая пирамида биомассы .

Экологическая пирамида биомассы

В морских экосистемах биомасса каждого последующего уровня увеличивается, наблюдается перевернутая пирамида биомассы .

Пирамида  биологической продукции – закономерности создания биомассы в цепях питания.  Организмы каждого последующего уровня живут дольше и накапливают большую биомассу.

Пирамида биологической продукции – закономерности создания биомассы в цепях питания.

Организмы каждого последующего уровня живут дольше и накапливают большую биомассу.

Биологическая продукция - органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени    Первичная- Вторичная-  -продукция растений -продукция животных

Биологическая продукция - органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени

Первичная- Вторичная-

-продукция растений -продукция животных

Продуктивность экосистем  Самая низкая продуктивность в тундре, горных степях, большей части морских экосистем.

Продуктивность экосистем

Самая низкая продуктивность в тундре, горных степях, большей части морских экосистем.

Почему разводят на мясо травоядных животных?

Почему разводят на мясо травоядных животных?

Чем, ниже, выше, организмов, тем, уровень, численность, биомасса, и, общая

Чем, ниже, выше, организмов, тем, уровень, численность, биомасса, и, общая

Чем выше уровень, тем ниже общая биомасса и численность организмов.

Чем выше уровень, тем ниже общая биомасса и численность организмов.

Как получают энергию редуценты (разрушители)?  потребляют воду из почвы. питаются растущими растениями. используют энергию солнца. питаются органическими веществами мёртвых организмов.
  • Как получают энергию редуценты (разрушители)?

  • потребляют воду из почвы.
  • питаются растущими растениями.
  • используют энергию солнца.
  • питаются органическими веществами мёртвых организмов.

Как получают энергию редуценты (разрушители)?  потребляют воду из почвы. питаются растущими растениями. используют энергию солнца. питаются органическими веществами мёртвых организмов.
  • Как получают энергию редуценты (разрушители)?

  • потребляют воду из почвы.
  • питаются растущими растениями.
  • используют энергию солнца.
  • питаются органическими веществами мёртвых организмов.

2. Как получают энергию продуценты (производители)?  потребляют воду из почвы. используют энергию солнца. питаются растущими растениями. питаются мёртвыми организмами.

2. Как получают энергию продуценты (производители)?

  • потребляют воду из почвы.
  • используют энергию солнца.
  • питаются растущими растениями.
  • питаются мёртвыми организмами.
2. Как получают энергию продуценты (производители)?  потребляют воду из почвы. используют энергию солнца. питаются растущими растениями. питаются мёртвыми организмами.

2. Как получают энергию продуценты (производители)?

  • потребляют воду из почвы.
  • используют энергию солнца.
  • питаются растущими растениями.
  • питаются мёртвыми организмами.
3. Длина пищевой цепи ограничивается:  А) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами Б) биомассой консументов В) потерей энергии на каждом трофическом уровне

3. Длина пищевой цепи ограничивается:

А) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами

Б) биомассой консументов

В) потерей энергии на каждом трофическом уровне

3. Длина пищевой цепи ограничивается:  А) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами Б) биомассой консументов В) потерей энергии на каждом трофическом уровне

3. Длина пищевой цепи ограничивается:

А) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами

Б) биомассой консументов

В) потерей энергии на каждом трофическом уровне

4. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:  А) 1% Б) 10% В) 90%

4. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:

А) 1%

Б) 10%

В) 90%

4. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:  А) 1% Б) 10% В) 90%

4. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:

А) 1%

Б) 10%

В) 90%

5. Найдите неправильный ответ. Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется  А) большей величиной биомассы Б) небольшим видовым разнообразием В) большими запасами мёртвого органического вещества (опада)

5. Найдите неправильный ответ.

Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется

А) большей величиной биомассы

Б) небольшим видовым разнообразием

В) большими запасами мёртвого органического вещества (опада)

5. Найдите неправильный ответ. Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется  А) большей величиной биомассы Б) небольшим видовым разнообразием В) большими запасами мёртвого органического вещества (опада)

5. Найдите неправильный ответ.

Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется

А) большей величиной биомассы

Б) небольшим видовым разнообразием

В) большими запасами мёртвого органического вещества (опада)

6. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах представлена:  А) преимущественно растениями Б) в основном животными и микроорганизмами В) растениями, животными и микроорганизмами в равных частях

6. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах представлена:

А) преимущественно растениями

Б) в основном животными и микроорганизмами

В) растениями, животными и микроорганизмами в равных частях

6. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах представлена:  А) преимущественно растениями Б) в основном животными и микроорганизмами В) растениями, животными и микроорганизмами в равных частях

6. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах представлена:

А) преимущественно растениями

Б) в основном животными и микроорганизмами

В) растениями, животными и микроорганизмами в равных частях

7. В океане биомасса живых организмов представлена:  А) в основном животными и микроорганизмами Б) в основном растениями В) теми и другими в равных пропорциях

7. В океане биомасса живых организмов представлена:

А) в основном животными и микроорганизмами

Б) в основном растениями

В) теми и другими в равных пропорциях

7. В океане биомасса живых организмов представлена:  А) в основном животными и микроорганизмами Б) в основном растениями В) теми и другими в равных пропорциях

7. В океане биомасса живых организмов представлена:

А) в основном животными и микроорганизмами

Б) в основном растениями

В) теми и другими в равных пропорциях

Домашнее задание Изучить § 5.3, 5.4, термины, определения.

Домашнее задание

  • Изучить § 5.3, 5.4, термины, определения.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

 Представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру (составьте сеть питания)    «Широколиственный лес»:  дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочка, ящерица, гусеница.

Представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру (составьте сеть питания)

«Широколиственный лес»:

дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочка, ящерица, гусеница.