Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Познание и знание"»
Проблема познаваемости
Процесс познания
Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека
Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или коллектив
Всё общество
Весь окружающий мир
Формы познания
Чувственное
Рациональное
(логическое)
Представление
вторичный образ,
воспроизведённое
памятью и вызванное
в сознании ощущение
или восприятие.
Восприятие
Целостное
отражение
предметов
в многообразии
их свойств
Ощущение
Отражение
отдельных
свойств,
признаков,
процессов
Реальные
представления
Нереальные
представления
Рациональное (логическое)
Понятие
Суждения
мысль, утверждающая
или отрицающая
нечто об объектах
суждения
Умозаключение
Высшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое.
мысль в которой
фиксируются общие
и существенные
признаки вещей
Индуктивное
умозаключение от частного к общему
Дедуктивное
умозаключение от общего к частному
Сенсуализм
на первое место
в процессе познания
ставит чувственную
познавательную
способность
Рационализм
признает основой
познания
и поведения
людей
разум
Научное знание
Эмпирическое
знание
Теоретическое
знание
Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с ним непосредственно или с помощью приборов
Имеет дело с логической моделью изучаемого объекта
Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Формы научного знания
Проблема
Научный факт
Гипотеза
Эмпирический
закон
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, измерение, классификация, систематизация, описание сравнение
Единство исторического и логического, формализация
Универсальные:
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование
Формы знания
Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание
Научное – объективное, истинное знание
Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – знание, утопично и сознательно искажающее представления о действительности
Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности
Личностное – знание, являющееся достоянием отдельной личности
Социальное знание –
знание об относительно устойчивых и
систематически воспроизводимых
отношениях между народами, классами и т. д.
Гуманитарное знание – знание познающее человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.