Развитие УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.
(Слайд 1)Программа УУД конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, (Слайд 2) а именно:
- устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
-определяет понятие, функции, состав и характеристики УУД в младшем школьном возрасте;
- выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов;
- определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;
- планирует определённые результаты освоения обучающимися программы УУД.
Программа (20 лист.) составлена на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную и внеклассную, а также внешкольную деятельность.
1. ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом (слайд 3)
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
· чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
· осознание ответственности человека за благосостояние общества;
· восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
· отказ от деления на «своих» и «чужих»;
· уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
· доброжелательность, доверие и внимание к людям,
· готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
· уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
· принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
· формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
· развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
· формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
· формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
2. (слайд 4) Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяют следующие виды универсальных учебных действий: (слайд 5)
1. Личностные универсальные учебные действия (слайд 6) обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. ( Например, ученики участвуют в интриге помогают героям, с этой целью решают интеллектуальные задачи).
- Познавательные универсальные действия (слайд 7) включают общеучебные, логические действия постановки и решения проблем. (Например, дети пользуются инструкциями к упражнению и освоенными закономерностями, применяют знания алфавита, работают с разными видами информации :поиск начала урока по условным обозначениям, а также умение соотносить эти обозначения в учебнике и в тетради, умение читать дидактические иллюстрации с размещением внутри словами и словосочетаниями; понимание и преобразование информации; установление причинно- следственных связей).
3. Коммуникативные действия (слайд 8)обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
инициативное сотрудничество (надо распределить работу с соседом по парте);
коммуникация как взаимодействие- учет позиции собеседника (Например, задание: Маша растерялась, помоги ей решить эту проблему. Ученикам необходимо высказать свое мнение, а также выслушать одноклассников)
- Регулятивные действия (слайд 9) обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. (Например, задание- проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей. А у твоего соседа?).
Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Показатели, влияющие на уровень сформированности универсальных учебных действий:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.