Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:"Развитие речевых способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности".»
«Развитие речевых способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Автор: учитель начальных классов
МОУ – Бирёвской ООШ
Подгузова Елена Александровна
Актуальность
- Каждый период развития человеческого общества несет в себе свои проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема снижения речевого навыка.
- Понижение у современных школьников уровня культуры речи – вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей.
- Развитие речи – это двигатель интеллектуального развития человека и средство формирования языковой личности.
Противоречия
- Между разным уровнем развития учащихся и необходимостью получения базовых знаний
- Между недостаточным временем урока и уровнем требований к полученным знаниям
- Между традиционным подходом к обучению и необходимостью воспитать творческую личность
Проблема
- Как в условиях современного общества и в условиях современного образования сформировать у учащихся языковые компетенции, всесторонне развить речевые способности.
Объект исследования
- Основные способы развития речевых навыков и их влияние на интеллектуальные способности учащихся младших классов.
Цель
- использовать наиболее эффективные способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи
- Создание условий для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения.
- Помощь в раскрытии и реализации творческого потенциала каждого ученика.
Механизмы решения проблемы
Развитие
речевых способ-
ностей
Внеуроч-
ная деятель-
ность
Урочная деятель-ность
Кружок «Куколь-
ный театр».
Этапы проекта
1
4
2
3
Знакомство с образовательными стандартами начального общего образования.
Изучение возрастной психологии детей.
Реализация проекта и анализ его результатов
Продумывание методов, форм, приемов работы по реализации данного проекта
Постановка проблемы,
цели и задач. Планирование системы работы.
Планируемые образовательные результаты
- Использование современных образовательных технологий будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, повышению их интереса к предмету, развитию творческих способностей.
СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Личностно-
ориентированное
обучение
Игровые
технологии
Исследовательский метод
Технология
комплексного
анализа
текста
Технология
развития
критического
мышления
Проектная
технология
Уроки русского языка, литературы, окружающего мира
- Дерево предсказаний
- Чтение с остановками и прогнозирование
- Таблица
- Синквейн
- Кластер
- Приём «Обложка»
- Учебный проект
Родная природа в стихотворениях русских поэтов о весне
Линии сравнения
Ф. Тютчев «Весенние воды»
Тема
Б. Пастернак
«Опять весна»
Родная природа
Настроение
А. Ахматова «Перед весной»
Родная природа
Восторженное
Предмет изображения
Весна в природе
Родная природа
Взволнованное
Лирический герой
Краски
Автор и ручьи
Лирическое
Весна-Снегурка и ручей
Весенние дни
Человек
Яркие
Человек
Контрастные
Блестящие, очаровывающие
К.Паустовский «Кот-ворюга» (Синквейн)
- Ворюга
- Дерзкий, бессовестный
- Ворует, грабит, грозно воет
- Бродяга и бандит; охраняет, сторожит
- Милиционер
* * *
- Вор
- Наглый, дерзкий
- Крадет, воет, ругается
- Сражается с курами, хозяин и сторож
- Милиционер
Е. А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист …» Анализ стихотворения (кластер)
Проект «Моя малая родина»
Кружок «Кукольный театр»
- Отбор литературного материала.
- Изготовление кукол и декораций.
- Кукловодство.
- Распределение ролей.
- Групповая работа.
- Публичные выступления.
«Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкин
(4 класс)
Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко»
(1, 3 класс)
Внеклассная работа
- Устный журнал « Добрая дорога безопасности» 1-4 кл., воспитанники МДОУ.
- Фольклорный праздник «Во что играли наши бабушки (4 кл.)
- Праздничный утренник «Новогодняя Ёлка»
(1-4 кл.)
- Праздник «Широкая Масленица» (1-4 кл.)
иииииииииии
Внеклассная работа
Результаты
- У детей активно развиваются речемыслительные способности.
- Сформировалась положительная мотивация учения и познавательных процессов.
- Повысилась результативность успеваемости.
Качество знаний свидетельствует о результатах педагогического проекта (Русский язык . )
Уч.год
1 четверть
2010-2011
( 2кл.)
2 четверть
75%
2011-2012
(3 кл.)
3 четверть
100%
75%
4 четверть
75 %
-
-
100%
-
Качество знаний свидетельствует о результатах педагогического проекта (Литературное чтение.)
Уч.год
1 четверть
2010-2011
( 2 кл.)
2 четверть
75%
2011-2012
(3 кл.)
3 четверть
100%
75%
4 четверть
100 %
-
-
100%
-
Вывод
- Речевые способности учащихся необходимо развивать на уроках и во внеурочной деятельности в комплексе, с применением самых совершенных современных технологий.
Литература
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1985.
- Беспалько Б.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989.
- Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного чтения у младших школьников. – М., 1990.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:1998.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.
- Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. – М.: 2006.
Спасибо за внимание