Технология формирования умений эффективного использования времени учащимися
(Тайм – менеджмент)
Сергеева Н.Е., Мозжегорова О.А . МАОУ «Начальная школа -детский сад № 21» г. Кунгур
Основные проблемы
* Нехватка времени
* Большой объем поступающей информации
* Работа в режиме постоянного стресса
ФГОС 2 поколения
Остались неизменны :
*Содержание
* методы и приемы
* Учительский контингент
Изменились :
* подход к организации деятельности
* функция педагога (педагог -менеджер)
Актуальность
Нагрузки на детей огромные, а самоорганизации и планированию их никто не учит.
Научив ребенка измерять и ценить время, мы поможем развитию его личностных, в том числе и деловых качеств.
Для того чтобы каждый ребенок нашел свой индивидуальный стиль ТМ, нужна повседневная практика, создание специальных модельных ситуаций, ежедневный акцент на значимости собственных усилий по «расходовании» времени .
Варианты решения проблем
Познакомить с технологией эффективного использования времени
(технология
тайм менеджмента).
Процессы управления временем
- Постановка /принятие цели.
- Планирование и расстановка приоритетов.
разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных (первостепенных) задач для выполнения.
- Реализация – конкретные шаги и действия в соответствие с намеченным планом и порядком достижения цели.
- Контроль достижения цели и выполнения планов.
- Рефлексия деятельности
Технология эффективного использования
времени
Технологические этапы
№ п/п
Этап
1.
Постановка цели – Что хочу?
Методы и приемы
- Конкретизация цели; самоанализ: -Что умею? – Что хочу? – Чему хочу научиться? – Что мешает?
- Определение точных сроков для достижения результатов.
Предполагаемый результат
Собственная мотивация;
Определение «сильных» и «слабых» сторон, позитивных и негативных моментов
Технологические этапы
№ п/п
Этап
2.
Планирование и принятие решений
Методы и приемы
-Определение приоритетов: важные, срочные, текущие дела;
- Четкий план конкретных действий на конкретный период
Предполагаемый результат
Упорядочивание дел, их структурирование по степени значимости;
Распределение времени;
Повышение эффективности деятельности.
Технологические этапы
№ п/п
Этап
3.
Реализация намеченного
Методы и приемы
-Организация дея-тельности и выпол-нение намеченного:
Предполагаемый результат
- Список важных дел;
- Анализ дневных успехов и неудач;
- Определение причин потери времени;
- Воспитание умения концентрироваться на важном;
- Установление рабочего режима деятельности;
- Воспитание «чувства времени».
- Формирование индивидуального стиля деятельности .
Технологические этапы
№ п/п
Этап
4.
Контроль
Методы и приемы
- Контролирование процесса:
- Сравнение замысла с результатом;
- Оценивание промежуточных результатов;
Предполагаемый результат
- Самоконтроль каждого дня и собственной деятельности (на предмет «экономии» времени)
Достижение запланированных результатов
Технологические этапы
Этап
5
Методы и приемы
Отслеживание воздействия поступающей информации
Предполагаемый результат
-Рациональное ведение дел (документации, коммуникации);
и окружающей коммуникации
Отслеживание важности поступающей информации и необходимости контактов.
Четкая организация деятельности и высвобождение свободного времени.
Технологическая карта
Вывод
Технология эффективного использования времени позволяет:
структурировать деятельность с эффективной организацией по времени;
выработать свой стиль деятельности;
высвободить время «для себя».
Полезная литература:
1.Восприятие времени /С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2002
2. Стеттнер М. Карьера начинающего менеджера: Ступени роста и подводные камни./М.Стеттнер. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2003.
3. Моргун В.Ф. Опросник реального, желательного и фантастического бюджетов времени человека. Методическая разработка по психодиагностике для психологов. социологов, педагогов и социальных работников /В.Ф.Моргун //Педдиагностика. – 2007. - № 3
4. Капустина З. Учимся рационально управлять рабочим временем /З.Капустина //Директор школы. – 2004. - № 10.
5. Бельдиева А.А. Как успеть все-все-все. Методическая разработка классного часа /А.А.Бельдиева //Классный руководитель. – 2001. – № 8
6. Альтшуллер А.А. Практическая психология для менеджера. /Эффективные приемы управления временем /А.А.Альтшуллер. – Ростов на Дону: Феникс, 2004.
7..Копейкина И., Меркулова Т. Управление временем. Практические занятия и упражнения /И.Копейкина, Т.Меркулов //Классное руководство и воспитание школьников. -2009. - № 2.
8. Добротворский И.Л. Технология успеха. 1001 совет школьнику /Гл.5. Как сэкономить время /И.Л.Добротворский . – М.: ВЛАДОС, 2006. – С.119-128.
9. Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя. /Проблема экономии времени. /И.П.Раченко. – М.: Просвещение, 1989.
«Мы все обладаем достаточным временем, если только умеем его правильно использовать».
Гете