ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Выступление на педсовете
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В. А.Сухомлинский
ДАННЫЕ НИИ ФИЗИОЛОГИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РФ
Уч-ся 1 кл - физиологические отклонения в здоровье до 30%, уч-ся 10-11 кл - 80-85%. Состояние школьной тревожности - у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.
МБОУ СОШ №6
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
- это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- ЦЕЛЬ - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДКОЛЛЕКТИВА МБОУ СОШ №6
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Здоровьесберегающие уроки и занятия по внеурочной деятельности
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти в школу
- наличие гигиенического контроля
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
- использование здоровьесберегающих действий:
- оптимальной плотности урока ;
- чередования видов учебной деятельности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы;
- минутки релаксации;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- массаж активных точек.
Наличие эмоциональных разрядок:
- поговорка;
- высказывание;
- веселое четверостишие;
- юмористическая или поучительная картинка.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАЖНО!
- Правильная поза ученика во время занятий за столом;
- Правильная рабочая поза при письме.
Положительные эмоции:
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса;
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
2. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Психологическое сопровождение ребенка
3. 3 3.ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- развитие системы внеурочной занятости детей.
- Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашей школе, направлена
на то, чтобы школьная жизнь стала
для них интересной и полезной.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Общешкольные мероприятия по здоровьесбережению
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дни здоровья
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дни ГТО
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Школьные
спортивные
праздники
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Участие в районных спортивных соревнованиях и Президентских играх
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Классные часы, устные журналы, беседы о здоровье и здоровом образе жизни с учащимися
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- В рамках введения ФГОС в 1-8 классах работают спортивные секции: в 1-4 классах «Подвижные игры и спортивные игры», в 5-8 классах «Волейбол». Руководят ими учителя физической культуры Аверьянов С.В. и Агеев В.Г.
- Уже несколько лет в школе проводится курс внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании» (руководители - классные руководители 1 – 4-х классов) для учащихся 1-4 классов.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ
УЧАСТИЕ В АКЦИЯХ «ЛЕС ПОБЕДЫ», «ПОСАДИ ДЕРЕВО»
5.РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
дает возможность :
- раскрыть особую роль химической науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, алкоголь, наркомания, токсикомания;
- ответить на многие вопросы, интересующие учащихся (например, каков химический состав пищи? Что такое «химические добавки»? Диеты – это вредно или полезно? Как правильно подбирать косметику и как правильно ею пользоваться?);
- привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния здоровья современных подростков и, в частности, учащихся своей школы, своих одноклассников;
- воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей.
ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
1. «Красота и сила волос»;
2. «Все о шоколаде»;
3. «Необычное в обычном (о воде и ее свойствах)»;
4. «За дымовой завесой»;
5. «Алкоголь. Влияние на организм»;
6. «Химия, красота и здоровье»;
7. «Пища и здоровье человека»;
8. «Мир запахов»;
9. «Белки – основа жизни»;
10. «Пищевые добавки: за и против».
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ, ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В ЧС
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ
ЧТО ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- 1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- 2) владеть основами здорового образа жизни;
- 3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- 4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- 5) прогнозировать развитие своих учащихся;
- 6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
НЕОБХОДИМО РЕШЕНИЕ ТРЕХ ПРОБЛЕМ:
- 1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
- 2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться его понять
- 3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!