Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
- раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
- развитие потребности обрести смысл жизни;
- воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Ход урока
1. Организационный момент, определение темы классного часа
Как хорошо на свете жить: Смеяться, плакать и любить, Идти по снегу босиком, Мечтать и думать ни о ком, Вдыхать сиреневый дурман И верить в дружеский обман, Мять колесом ковыль степей, Кормить с ладони голубей… Не сетовать и не брюзжать, А каждый день в руках держать, Как бесконечно ценный дар, Который нам от бога дан.
2. Сообщение темы урока « Жизнь- бесценный дар»
3. Беседа
В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь», « Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?
Что есть человеческая жизнь?
Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь.
4. Знакомство со словарем
- Какое определение вам ближе и почему?
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
5. Задание
Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.
Учитель знакомит учащихся с оригиналом перевода.
Mother Teresa
Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это долг, исполни его. Жизнь – это игра, сыграй в нее. Жизнь бесценна, береги ее. Жизнь – это богатство, храни его. Жизнь – это таинство, познай его. Жизнь - это любовь, наслаждайся ею. Жизнь – это обещание, исполни его. Жизнь – это скорбь, преодолей ее. Жизнь – это песня, спой ее. Жизнь – это борьба, прими ее. Жизнь – это трагедия, перебори ее. Жизнь – это возможность, не упусти ее. Жизнь – это красота, восхищайся ею. Жизнь – это блаженство, вкуси его. Жизнь – это мечта, реализуй ее. Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это приключение, испытай его. Жизнь – это удача, поймай ее. Жизнь драгоценна, не разрушай ее. Жизнь – это борьба, борись за нее.
Далее учитель предлагает выбрать любимую строчку из стихотворения.
Вывод: Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый, Капризна как дитя, и призрачна как дым, Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой, Великое смешав с ничтожным и смешным. С.Надсон
6. Рассказ учителя
След на земле
Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его.
-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.
-Есть ли у тебя сын или дочь?
-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
-Может быть, ты посадил дерево?
- Нет не посадил я дерева.
-Может быть, взлелеял поле?
-Нет, не взлелеял поле.
-Ну так значит, ты песню сложил?
-Нет и песни я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»
-Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)
-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
- Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)
- Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)
- Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)
Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.