СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Написание сочинения ОГЭ 15.3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит план работы над сочинением- рассуждением 15.3  по сборнику И.П.Цыбулько для подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Написание сочинения ОГЭ 15.3»

          НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ  ОГЭ  ЗАДАНИЕ 15.3   Ибрагимова З.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Советская СОШ»

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ ОГЭ ЗАДАНИЕ 15.3

Ибрагимова З.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Советская СОШ»

 сочинение- рассуждение 15.3 по сборнику И.П. Цыбулько для подготовки к ОГЭ

сочинение- рассуждение 15.3 по сборнику И.П. Цыбулько для подготовки к ОГЭ

 Композиция  сочинения-рассуждения  1. Вступление. Тезис.  Формулировка определения и комментарий к нему.   2. Основная часть. Доказательства.  Два примера-аргумента.   3. Заключение. Вывод.  Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Тезис (вступ-ление) Пример из прочитанного текста Вывод Пример из жизненного опыта

Тезис (вступ-ление)

Пример

из прочитанного текста

Вывод

Пример

из жизненного опыта

 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,  Но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б, в работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б

Композиционная стройность работы

  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.

  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

  • Но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б, в работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:  « Что такое сострадание », взяв в качестве тезиса данное вами определение.   Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

« Что такое сострадание », взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

 Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова сострадание.

Вступление. Тезис

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова сострадание.

 Из словаря   СОСТРАДАНИЕ-  жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.  АЛЬТРУИЗМ  - бескорыстная забота о благе других людей.   УВАЖЕНИЕ  - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.  ГУМАННОСТЬ -  человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.   ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.    ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.    

Из словаря

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

 

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 

        Синонимический способ      милосердие   гуманность жалость   сожаление    сочувствие    участие    чувство жалости  

Синонимический способ

милосердие

  гуманность

жалость

  сожаление   сочувствие   участие   чувство жалости  

  Комбинированный   Сострадание  –  это  жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Комбинированный

Сострадание это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.  Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.   Например:   Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

 Милосердие -это готовность помочь  кому-нибудь, простить  кого-нибудь,  человеколюбие.   Сергей Ожегов

Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. Сергей Ожегов

 Сострадание  - это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую и душевную.

Сострадание

- это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую и душевную.

Сострадание –  это чуткость и внимательность к окружающим , неподдельное уважение к их интересам и переживаниям.

Сострадание

это чуткость и внимательность к окружающим , неподдельное уважение к их интересам и переживаниям.

Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это предчувствие бедствий , которые могут постигнуть и нас .   Ларошфуко .

Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это предчувствие бедствий , которые могут постигнуть и нас . Ларошфуко .

          Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.    Ф.М. Достоевский.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Ф.М. Достоевский.

Критерии оценивания  С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б . Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение, но  не прокомментировал его – 1 б . Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Критерии оценивания

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б .

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его – 1 б .

Экзаменуемый дал неверное определение

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Основная часть. Аргументы В основной части аргументируется тезис.  Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).  Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение.
Переход к рассуждению  Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :    Попробуем разобраться в смысле этого понятия.   Как можно понять это определение?   Попробуем объяснить данное определение

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение

Включение примеров  Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).  Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).  Предложение … подтверждает мысль о том, что … .  Примеры (понятие) можно встретить в жизни.  Это определение можно доказать на таком примере.  В подтверждение приведу также пример из жизни.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов

можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

 Тезис :   что такое сострадание?    Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека , физическую и душевную. Сострадание дает возможность к проявлению лучших человеческих качеств. Иногда нам не хватает времени, душевной чуткости, чтобы не пройти мимо, выслушать, помочь и поддержать. А ведь, чтобы помочь, достаточно быть просто неравнодушным.

Тезис : что такое сострадание?

Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека , физическую и душевную. Сострадание дает возможность к проявлению лучших человеческих качеств. Иногда нам не хватает времени, душевной чуткости, чтобы не пройти мимо, выслушать, помочь и поддержать. А ведь, чтобы помочь, достаточно быть просто неравнодушным.

 1 аргумент  Именно о такой неравнодушной женщине рассказывает А. Лиханов в этом тексте. Героиня текста – тетя Груня – неграмотная женщина , вахтерша в военном госпитале . Это пожилая женщина , сердце которой наполнено любовью к людям, добротой, состраданием к раненым солдатам. После смены она « бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы…» Для каждого находила доброе слово, ласковый взгляд. Заботой , лаской, нежностью добилась того, что вытащила с того света Алексея Пряхина, а после выписки приютила его в своем уютном домике.

1 аргумент

Именно о такой неравнодушной женщине рассказывает

А. Лиханов в этом тексте. Героиня текста – тетя Груня – неграмотная женщина , вахтерша в военном госпитале . Это пожилая женщина , сердце которой наполнено любовью к людям, добротой, состраданием к раненым солдатам. После смены она « бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы…» Для каждого находила доброе слово, ласковый взгляд. Заботой , лаской, нежностью добилась того, что вытащила с того света Алексея Пряхина, а после выписки приютила его в своем уютном домике.

2 аргумент. Аргумент из жизни  Примеры бескорыстной помощи, доброты и сострадания к ближнему можно встретить и в жизни . Недавно на первом канале проходила акция « Подари жизнь». Люди со всех концов нашей страны собирали деньги на лечение больных детей. Чтобы перечислить деньги, нужно было просто позвонить на определенный номер. Очень многие откликнулись. Были собраны деньги и спасены детские жизни.

2 аргумент. Аргумент из жизни

Примеры бескорыстной помощи, доброты и сострадания к ближнему можно встретить и в жизни . Недавно на первом канале проходила акция

« Подари жизнь». Люди со всех концов нашей страны собирали деньги на лечение больных детей. Чтобы перечислить деньги, нужно было просто позвонить на определенный номер. Очень многие откликнулись. Были собраны деньги и спасены детские жизни.

 Критерий оценивания С3К2 Наличие примеров- аргументов  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .  Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

Критерий оценивания С3К2

Наличие примеров- аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

 Вывод  Таким образом, хочу сказать, что каждый из нас может проявить сострадание, протянуть руку помощи и поддержать в трудную минуту. Ведь именно способность сопереживать и сочувствовать делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Пока есть люди, способные на «добро без корысти», в нас не угаснет вера в торжество справедливости и добра.

Вывод

Таким образом, хочу сказать, что каждый из нас может проявить сострадание, протянуть руку помощи и поддержать в трудную минуту. Ведь именно способность сопереживать и сочувствовать делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Пока есть люди, способные на «добро без корысти», в нас не угаснет вера в торжество справедливости и добра.

Заключение. Вывод  Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами: значит, итак, следовательно, таким образом  или речевым клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами:

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише:

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Критерий оценивания  С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность сочинения  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

Критерий оценивания

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б .

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

О почерке  Помните , что задания 1 (изложение) и  15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО,  РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

О почерке

Помните , что задания 1 (изложение) и

15 (сочинение) будут проверять эксперты.

Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!