СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Народные промыслы России. Декоративно-прикладное искусство Крыма"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку

тридцать слайдов

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Народные промыслы России. Декоративно-прикладное искусство Крыма"»

 «Мастера и подмастерья»   I тур

«Мастера и подмастерья»

I тур

Бисер Существует легенда о появлении бисера … Кусочки слюды, попавшие в костер бедуинов-кочевников, превратились в мелкие, прозрачные капли.  В 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил  М.В. Ломоносов.

Бисер

Существует легенда о появлении бисера … Кусочки слюды, попавшие в костер бедуинов-кочевников, превратились в мелкие, прозрачные капли.

В 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил

М.В. Ломоносов.

Береста Легкий природный материал, почитаемый издавна для изготовления посуды и других изделий. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много утвари из этого материала, столь необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы.

Береста

Легкий природный материал, почитаемый издавна для изготовления посуды и других изделий. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много утвари из этого материала, столь необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы.

Напёрсток Название этого приспособления для шитья и рукоделия произошло от устаревшего названия пальцев . Древнейшие сохранившиеся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра.

Напёрсток

Название этого приспособления для шитья и рукоделия произошло от устаревшего названия пальцев . Древнейшие сохранившиеся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра.

Пяльцы Мадам Помпадур за вышиванием  (National Gallery, London) * Date: 1763-64 * Painter: François-Hubert Drouais Слово Пяльцы произошло от слова пялить — растягивать, распинать, туго натягивать. В свою очередь слов пялить происходит от пяло «рама, на которую напяливается кожа». Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой.

Пяльцы

Мадам Помпадур за вышиванием

(National Gallery, London) * Date: 1763-64 * Painter: François-Hubert Drouais

Слово Пяльцы произошло от слова пялить — растягивать, распинать, туго натягивать. В свою очередь слов пялить происходит от пяло «рама, на которую напяливается кожа». Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой.

Багет Для того чтобы картина удачно смотрелась, ей недостаточно иметь высокую художественную ценность. Она должна хорошо вписываться в окружающий интерьер. И основная роль в этом лежит на оформлении картины – на багетной рамке. Багетная рамка – это рамка из деревянных планок с фигурно вырезанным профилем.

Багет

Для того чтобы картина удачно смотрелась, ей недостаточно иметь высокую художественную ценность. Она должна хорошо вписываться в окружающий интерьер. И основная роль в этом лежит на оформлении картины – на багетной рамке.

Багетная рамка – это рамка из деревянных планок с фигурно вырезанным профилем.

Баклуши Известные на Руси мастера по вырезанию ложек назывались ложкарями, заготовки для ложек - баклуши готовили подмастерья, раскалывали чурбан на куски – дело несложное, поэтому появилось переносное значение «бить баклуши».

Баклуши

Известные на Руси мастера по вырезанию ложек назывались ложкарями, заготовки

для ложек - баклуши готовили подмастерья, раскалывали чурбан на куски – дело несложное, поэтому появилось переносное значение «бить баклуши».

« Русь мастеровая»   II тур

« Русь мастеровая»

II тур

Жемчуг На Руси речной жемчуг носили даже девочки крестьянского сословия. В старину его добычей занимались и на Ангаре, правда в незначительных количествах. Как отмечали знающие люди, жемчуг водился во всех реках, куда в избытке заходила на нерест рыба. Ангарский жемчуг был мельче морского, но весьма ценился по красоте. Портрет императрицы  Марии Федоровны  в жемчужном уборе работы Ивана Крамского  (1880-е гг.)  Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Жемчуг

На Руси речной жемчуг носили даже девочки крестьянского сословия. В старину его добычей занимались и на Ангаре, правда в незначительных количествах. Как отмечали знающие люди, жемчуг водился во всех реках, куда в избытке заходила на нерест рыба. Ангарский жемчуг был мельче морского, но весьма ценился по красоте.

Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского

(1880-е гг.) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Хохлома Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также, изредка, зелёным, желтым цветом по золотистому фону.

Хохлома

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также, изредка, зелёным, желтым цветом по золотистому фону.

Кружева  Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Вологодский кружевной промысел возник в 1820 году, когда крепостные местных помещиков стали плести кружева, кружева на Руси носили ещё в 13 веке.

Кружева

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует

с первой четверти XIX века. Вологодский кружевной промысел возник в 1820 году,

когда крепостные местных помещиков стали плести кружева, кружева на Руси носили

ещё в 13 веке.

Павлово-посадские платки А ты все та же - лес, да поле,  Да плат узорный до бровей...  А.Блок     С 1795 года на­чинается история Павлово-Посадского художественного промыс­ла, прославившегося богатством цветочных узоров нарядных шалей и платков, ставших известными далеко за пределами России.

Павлово-посадские платки

А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... А.Блок

С 1795 года на­чинается история Павлово-Посадского художественного промыс­ла, прославившегося богатством цветочных узоров нарядных шалей и платков, ставших известными далеко за пределами России.

Матрёшка Прообразом её является деревянная фигурка японского мудреца Фукурумы, выплненная с большим юмором, с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Идея создания этой игрушки прижилась на  Руси, и сейчас это изделие считается исконно русским сувениром .

Матрёшка

Прообразом её является деревянная фигурка японского мудреца Фукурумы, выплненная с большим юмором, с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Идея создания этой игрушки прижилась на

Руси, и сейчас это изделие считается исконно русским сувениром .

Дымковская игрушка Глиняные лепные расписные фигурки людей и животных; один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ  г. Вятка.

Дымковская игрушка

Глиняные лепные расписные фигурки людей и животных; один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ

г. Вятка.

Палехская миниатюра Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества.  В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом.

Палехская миниатюра

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом.

Гжель  Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.

Гжель

Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной

керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.

   «Не красна изба углами…»   III тур

«Не красна изба углами…»

III тур

Прялка Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Лоскутное одеяло Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. К ткани во все времена относились очень бережно, каждый лоскуток у умелой хозяйки шел в дело.  Свадебное лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца.

К ткани во все времена относились очень бережно, каждый лоскуток у умелой хозяйки шел в дело.

Свадебное лоскутное одеяло "Сказочный цветок", автор Лобанова Татьяна, г. Иваново

Косник Накосник (косник) - в XV-XVII веках в России украшение кос с помощью кусочка бересты или кожи, обтянутых дорогой тканью.  Вид женского аксессуара для украшения девичьей косы и несущий функцию оберега девичьей чистоты, нравственного и физического здоровья невесты.

Косник

Накосник (косник) - в XV-XVII веках в России украшение кос с помощью кусочка бересты или кожи, обтянутых дорогой тканью.

Вид женского аксессуара для украшения девичьей косы и несущий функцию оберега девичьей чистоты, нравственного и физического здоровья невесты.

«Край северный»   IV тур

«Край северный»

IV тур

Чорон Традиционный якутский сосуд из дерева или кости, украшенный резьбой . Бурцев М. Н. Чорон треногий. Дерево, резьба.

Чорон

Традиционный якутский сосуд из дерева или кости, украшенный резьбой .

Бурцев М. Н. Чорон треногий. Дерево, резьба.

Серебро Якутские кузнецы-ювелиры ценили этот металл с оттенком голубизны за его замечательные свойства: легко поддавался ковке, чеканке, резьбе, гравировке и вместе с тем был довольно твердым и весомым .

Серебро

Якутские кузнецы-ювелиры ценили этот металл с оттенком голубизны за его замечательные свойства: легко поддавался ковке, чеканке, резьбе, гравировке и вместе с тем был довольно твердым и весомым .

Родионов Г. Н. 1945 Рельеф из серии «Олонхо Ньургун Боотур Стремительный». 2007 Бивень мамонта, дерево, рельефная резьба. 16х55х9 Бивень мамонта, резьба по кости С глубокой древности сохранились предметы быта, календари, наконечники стрел из этого прочного, красивого материала, который называли «голубой костью».

Родионов Г. Н. 1945 Рельеф из серии «Олонхо Ньургун Боотур Стремительный». 2007 Бивень мамонта, дерево, рельефная резьба. 16х55х9

Бивень мамонта, резьба по кости

С глубокой древности сохранились предметы быта, календари, наконечники стрел из этого прочного, красивого материала, который называли «голубой костью».

Конское убранство,  чепрак  Макарова В. В. 1956 Комплект конского убранства:  чепрак, кычимы. 2006 Сукно, вышивка.  Конь был священен у якутов, символизировал собой небо, поэтому женщины с особым изыском украшали конское убранство (чепраки, покрывала на седла). Попова З. И. 1954  Комплект конского  убранства: чепрак,  кычимы, лэпсэ.  2009 Сукно,  металлические  бляшки,  бисер, ровдуга

Конское убранство, чепрак

Макарова В. В. 1956 Комплект конского убранства:

чепрак, кычимы. 2006 Сукно, вышивка.

Конь был священен у якутов, символизировал собой небо, поэтому женщины с особым изыском украшали конское убранство (чепраки, покрывала на седла).

Попова З. И. 1954

Комплект конского

убранства: чепрак,

кычимы, лэпсэ.

2009 Сукно,

металлические

бляшки,

бисер, ровдуга

Васильева Е. В. 1940 Короб невесты. «Маллаах иЬит». 2006 Береста, конский волос. 46х40 Коробка для рукоделия Этот предмет был обязательным в приданом якутской невесты и распространен повсеместно. Он мог быть круглой, квадратной формы, щедро украшенный орнаментом. Содержал все необходимое для выполнения мелких работ .

Васильева Е. В. 1940 Короб невесты. «Маллаах иЬит». 2006 Береста, конский волос. 46х40

Коробка для рукоделия

Этот предмет был обязательным в приданом якутской невесты и распространен повсеместно. Он мог быть круглой, квадратной формы, щедро украшенный орнаментом. Содержал все необходимое для выполнения мелких работ .

« Мировое искусство»   V тур

« Мировое искусство»

V тур

Батик  Гранат  (Автор — Ирина Бабаян) Техника росписи ткани, пришедшая к нам из восточных стран – Индии, Китая. Батик — batik  — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik  — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Батик

Гранат (Автор — Ирина Бабаян)

Техника росписи ткани, пришедшая к нам из восточных стран – Индии, Китая.

Батик — batik  — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik  — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Эрмитаж Самая большая галерея мира находится в России и состоит из 322 залов, которые вмещают около 3 миллионов произведений искусства. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

Эрмитаж

Самая большая галерея мира находится в России и состоит из 322 залов, которые вмещают около 3 миллионов произведений искусства. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

Витражи Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.  Витраж (фр.  vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло)

Витражи

Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж (фр.  vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло)

Скульптура « Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Греки были великолепными творцами в литературе, архитектуре, но этим видом искусства греки овладели в совершенстве.

Скульптура

  • « Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

Греки были великолепными творцами в литературе, архитектуре, но этим видом искусства греки овладели в совершенстве.

Джоконда Мона Лиза ( Джоконда) Леонардо да Винчи  около 1503 г.  Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире

Джоконда

Мона Лиза ( Джоконда)

Леонардо да Винчи

около 1503 г.

Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире

Андрей Рублёв «Троица»  ( «Гостеприимство Авраама» ) Андрей Рублёв, XV век дерево, темпера. 142×114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва   Автор известной алтарной иконы «Троица», известный русский иконописец, имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.

Андрей Рублёв

«Троица»  ( «Гостеприимство Авраама» )

Андрей Рублёв, XV век

дерево, темпера. 142×114 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Автор известной алтарной иконы «Троица», известный русский иконописец, имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.