Предметная область «Литература»
Тема : Читательский портрет моих сверстников
(уч-ся 5-7 кл.)
Подготовила : ученица 6 «б» класса
Толстых Надежда
Руководитель: Алексеева Татьяна Никитична
2016г
Предмет исследования:
читательский портрет подростка.
Объект исследования: читательские предпочтения подростков в возрасте
10-14 лет.
Цель: выяснить, что и как читают мои сверстники
Задачи:
- Уточнить место чтения в жизни современного подростка;
-изучить жанровое предпочтение;
-назвать любимых авторов;
-определить количество читающих «не школьную программу»;
-проанализировать место приобретения интересующих книг.
Методы исследования:
-Сбор и анализ информации;
-Соцопрос (анкетирование) сверстников;
-Интервьюирование библиотекарей МБОУ
Новомирской СОШ и сельской библиотеки;
- Интервьюирование учителей литературы МБОУ Новомирской СОШ
- Статические исследования (подсчёт,вычисление);
-Оформление данных работы в программе Pоwer Point .
1.1.Круг чтения подростков
- подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе»;
- произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов ("кинороманы");
- детективы, приключения, "фэнтези", "ужастики»;
- подростки 12-14 лет просят что-то о животных и растениях;
1.2. Особенности читательских интересов подростков
(по наблюдением исследователей Н.А.Рубакина, C.JI.Вальдтгарта,А.А.Покровского, В.П.Таловова, Б.Г.Умнова и др.)
Читательский интерес - избирательно-положительное отношение личности к чтению
Ситуативная основа
Личностная основа
-яркая обложка книги
-фильм-экранизация
-реклама
-духовные интересы личности
(легко исчезает
с изменением ситуации)
(он устойчив )
Классификация интересов по разным основам
Личные интересы читателя
Групповые интересы
-возрастные
-профессиональные
-нормы
по содержанию
-оценки
-жанры
-обычаи
-темы
по духовной потребности
-авторы
-ближайшее окружение
-семья
-личная библиотека
Мотивы чтения- «система ожиданий»
Стимулы чтения : -поощрения,
-наказания.
1.3. Видеокультура и детское чтение
-компьютер- «выручалочка»
-электронные книги
Респонд’ент ,- а, мужской род. ( официальн. ) . Лицо , отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью . прилагательное респондентский, -ая, -ое.
из словаря С.И.Ожегова
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам заполнить анкету! Анкета анонимная, свои фамилию и имя указывать не нужно. Просим отвечать на вопросы предельно честно.
1 Ваш пол
2. Сколько Вам лет _______
3. Какие жанры литературы Вы предпочитаете читать? __________________________________________
4. Когда Вы в последний раз читали художественную литературу ____________________________
5. Автор и название этой книги __________________________________________________________
6. Есть ли у Вас любимый писатель? Какой?____________________________________________________
7. Как часто Вы читаете книги не по школьной программе (ежедневно, раз в неделю, раз в месяц, раз в год) ________________________________________________________
8. Где Вы находите интересную для Вас книгу? ( В интернете, покупаю в магазине, беру в библиотеке)____________________________________________________________________________________
Спасибо за честные ответы!
Классификация предпочтений респондентов
Участники - обучающиеся 5-7 классов (10-14 лет)
65 обуч-ся – 100%
Какие жанры предпочитают
Когда читали последний раз художественную литературу?
Любимые писатели
Немногие из учащихся назвали любимыми и других авторов (зарубежных) :
- Роберт Льюис Стивенсон;
- Даниэль Дефо;
- Марк Твен;
- Ганс Христиан Андерсен ;
- Джек Лондон;
- Эрнест Хемингуэй.
Место приобретения книг
По итогам интервью с преподавателями русского языка и литературы Баско О.В. и Алексеевой Т.Н., а также с библиотекарем Лесик Н.Н., библиотекарем Е.А.Левченко, изучив формуляры читателей в возрасте от 10 до 14 лет, я выявила, что самые читающие мои сверстники –это учащиеся:
5 А
5 Б
1.Голубенко Виктория
1.Асланова Зарифа
6 А
2.Плотников Кирилл
6 Б
2.Карпухина Оксана
1.Белялов Али
3.Прибыльцова Алёна
3.Черкесов Артём
7
2.Зязюлина Полина
1.Кебалов Максим
4.Горбатых Дарья.
2.Перелыгина Александра
3.Зерщикова Полина
Нет
4.Ткаченко Жанна
3.Перелыгина Мария
(читают только
4.Толстых Надежда
по программе)
5.Плетнёв Иван
Выводы:
На основании результатов исследования я составила читательский портрет моего сверстника (подростка):
Наш Читатель - это подросток 11-13 лет, который учится на «4» и «5».
Это фигура противоречивая , с разнообразным кругом чтения.
Мои сверстники зачитываются произведениями зарубежных писателей, но, несмотря на это, любимым писателем считают А.С. Пушкина.
В целом, школьники положительно относятся к чтению как к форме досуга.
Они любят читать, осознают важность и нужность чтения.
Книги берут в библиотеке. (1/3 – в Интернете)
Если продолжить развивать читательский интерес, то можно полагать, что в дальнейшем эти качества разовьются и приобретут систематический характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети читают по разным причинам: домашнее задание, требование учителя, давление родителей. На самом деле дети должны читать самостоятельно, без принуждения, с увлечением.
- Цель исследования -достигнута,
- поставленные задачи - реализованы.
- читательские интересы подростков- выявлены,
- портрет читателя - сверстника составлен.
- составлен рекомендательный список литературы
для чтения 5 - 7 классов.
Таким образом, мной сделана попытка расширить круг
чтения подростков
Проведённое мной исследование имеет важное значение
как для подростков школы, так и для учителей, родителей ,
учащихся, библиотекарей..
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Вопросы для интервьюирования учителей литературы
1. Можете ли Вы назвать Ваших учеников читающими?
2. Произведения какого характера являются популярными среди подростков - читателей?
3. Меняется ли круг чтения подростков в зависимости от возрастных особенностей?
4. Как Вы считаете, почему падает интерес к чтению у подростков?
5. Назовите объективные причины, влияющие на формирование устойчивого интереса подростков к чтению.
6. Какова, на Ваш взгляд, роль семьи в формировании устойчивого интереса подростков к чтению?
7. Может ли в будущем электронная книга заменить печатную?
Список литературы
1. Иванова Г.И., Чудинова В.А. Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах. // Школьная библиотека» № 6 – 2005 г. - С. 4 - 7.
2. Новикова Т.А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе. // Школьная библиотека» № 2 – 1995 г. - С. 10 - 12.
3. Соловьев Е.Н. Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека. // Школьная библиотека» № 9 – 2002 г. - С. 60.
4. Чарина И.Т. Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. // Школьная библиотека № 7 – 2002 г. - С. 15 - 16..
5. Шарков А. Н. Любите ли вы читать? - М., 2010 г. - С. 15.
6. Щеглов Н. П. Читательский интерес: как его развить? - Саратов, 2011 г. - С. 45.
7. Яблоновская Ф. И. Читатель - подросток и его интересы. - М., 2010 г. - С. 69.
8. Яшкин Е. Л. Интересы подростков. - М., 2007 г. - С. 80.