СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "нотная грамота"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по музыке на тему нотная грамота. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«презентация "нотная грамота"»

Музыкальная грамота

Музыкальная грамота

Нотный стан – пять горизонтальных линий, на которых располагаются ноты. Счёт линий ведётся снизу вверх.   Скрипичный ключ – знак, определяющий звуковысотное значение нот, его ещё называют ключ «соль».

Нотный стан – пять горизонтальных линий, на которых располагаются ноты. Счёт линий ведётся снизу вверх. Скрипичный ключ – знак, определяющий звуковысотное значение нот, его ещё называют ключ «соль».

Нота – знак для записи музыки. Наша речь состоит из слов, слова складываются из букв. Ноты – это музыкальные буквы, из которых складываются мелодии.  Нота «соль» располагается на второй линии нотного стана.

Нота – знак для записи музыки. Наша речь состоит из слов, слова складываются из букв. Ноты – это музыкальные буквы, из которых складываются мелодии. Нота «соль» располагается на второй линии нотного стана.

Нота «ля» располагается между второй и третьей линиями нотного стана

Нота «ля» располагается между второй и третьей линиями нотного стана

Длительности: четверть, половинная Когда мы слушаем музыку, то можем заметить, что звуки тянутся неодинаково: есть звуки, которые играются очень быстро (как будто строчит пулемёт, т.е. каждый отдельный звук очень короткий по времени). А есть звуки, которые, наоборот, тянутся очень долго(это часто бывает в конце песен). Вот для того, чтобы музыкант знал, сколько должна тянутся каждая нота, и решили по разному обозначать длительности нот. Длительность — одно из основных свойств  музыкального звука , продолжительность его звучания.

Длительности: четверть, половинная

Когда мы слушаем музыку, то можем заметить, что звуки тянутся неодинаково:

есть звуки, которые играются очень быстро (как будто строчит пулемёт, т.е.

каждый отдельный звук очень короткий по времени). А есть звуки, которые, наоборот,

тянутся очень долго(это часто бывает в конце песен). Вот для того, чтобы музыкант знал,

сколько должна тянутся каждая нота, и решили по разному обозначать длительности нот.

Длительность — одно из основных свойств  музыкального звука , продолжительность его звучания.

Найдите знакомые ноты Половинная нота  - тянется: раз-и-два-и. Четвертная нота  - наполовину короче, тянется: раз-и.

Найдите знакомые ноты

Половинная нота  - тянется: раз-и-два-и.

Четвертная нота  - наполовину короче, тянется: раз-и.

Четвертная нота по длительности равна половине половинной ноты. Половинная нота по длительности равна двум четвертным нотам.

Четвертная нота по длительности равна половине половинной ноты.

Половинная нота по длительности равна двум четвертным нотам.

Четвертная нота  - тянется раз-и. Восьмая нота по длительности равна половине четвертной ноты – тянется на первую восьмую раз, на вторую восьмую – и.

Четвертная нота  - тянется раз-и.

Восьмая нота по длительности равна половине четвертной ноты – тянется на первую восьмую раз, на вторую восьмую – и.

Четвертная нота по длительности равна двум восьмым нотам.

Четвертная нота по длительности равна двум восьмым нотам.

Нота «Ми» располагается на первой линии нотного стана. Нота «Фа» располагается между первой и второй линиями нотного стана.

Нота «Ми» располагается на первой линии нотного стана.

Нота «Фа» располагается между первой и второй линиями нотного стана.

Нота «До» располагается на дополнительной линии под нотным станом. Нота «Ре» располагается под первой линией нотного стана.

Нота «До» располагается на дополнительной линии под нотным станом.

Нота «Ре» располагается под первой линией нотного стана.

Нота «Си» располагается на третьей линии нотного стана. Нота «До» второй октавы располагается между третьей и четвёртой линиями нотного стана.

Нота «Си» располагается на третьей линии нотного стана.

Нота «До» второй октавы располагается между третьей и четвёртой линиями нотного стана.

Запомни постановку пальцев.

Запомни постановку пальцев.

Постановка пальцев на клавиатуре.

Постановка пальцев на клавиатуре.

Заселились ноты в дом,  Опоздала нотка ДО,  На линейках места нет,  Нотке ДО дают совет:  Размещайся поскорей-ка  На добавочной линейке.

Заселились ноты в дом, Опоздала нотка ДО, На линейках места нет, Нотке ДО дают совет: Размещайся поскорей-ка На добавочной линейке.

РЕ боится высоты –  Слабенькие нервы,  Потому живёт она  Под линейкой первой.

РЕ боится высоты – Слабенькие нервы, Потому живёт она Под линейкой первой.

На первой линии живёт  Малышка нота МИ  И песни весело поёт  С соседскими детьми.

На первой линии живёт Малышка нота МИ И песни весело поёт С соседскими детьми.

Между первой и второй  ФА устроилась прекрасно:  Опуститься ниже – скучно,  А подняться вверх – опасно.

Между первой и второй ФА устроилась прекрасно: Опуститься ниже – скучно, А подняться вверх – опасно.

Поживает нота СОЛЬ  На второй линеечке,  Поливает свой цветник  Из красивой леечки.

Поживает нота СОЛЬ На второй линеечке, Поливает свой цветник Из красивой леечки.

Между второй и третьей –  Задорная нота ЛЯ.  Поёт обо всём на свете,  Подруг своих веселя.

Между второй и третьей – Задорная нота ЛЯ. Поёт обо всём на свете, Подруг своих веселя.

- Ну, а где же нота СИ? –  Кто-то вежливо спросил.  - Ты повыше посмотри,  На линейке номер три!

- Ну, а где же нота СИ? – Кто-то вежливо спросил. - Ты повыше посмотри, На линейке номер три!

Такт – это отрезок произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Каждый такт отделяется вертикальной линией – тактовой чертой.

Такт – это отрезок произведения от сильной доли до следующей сильной доли.

Каждый такт отделяется вертикальной линией – тактовой чертой.

Размер такта: 2/4.

Размер такта: 2/4.

Размер такта: 3/4.

Размер такта: 3/4.

Размер такта: 4/4.

Размер такта: 4/4.

5. Отгадай слова:

5. Отгадай слова:

10. Соедини стрелками «противоположный» характер музыки : МАЖОР Светлый МИНОР Грустный Весёлый Тоскливый Бодрый Тёмный Радостный Тревожный Шутливый Спокойный

10. Соедини стрелками «противоположный» характер музыки :

МАЖОР

Светлый

МИНОР

Грустный

Весёлый

Тоскливый

Бодрый

Тёмный

Радостный

Тревожный

Шутливый

Спокойный

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Интервалы в музыке играют очень важную роль.

Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия. 

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения.

Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия. 

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

http://kurskdshi3.ru/6/134/162/178/ http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19&Itemid=195 https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D1%81%D0%B8&newwindow=1&rlz=1C1CHTU_ruRU553RU559&tbm=isch&imgil=wqH1sFZwp6THxM%253A%253BBVZeOn8e7trLqM%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fru.wikipedia.org%25252Fwiki%25252F%25252525D0%25252525A1%25252525D0%25252525B8_(%25252525D0%25252525BD%25252525D0%25252525BE%25252525D1%2525252582%25252525D0%25252525B0)&source=iu&usg=__U-OBgGQfBb3jwdKCZeLKaJHcyDA%3D&sa=X&ei=3AvwU6fuKsSN4gThu4Bw&ved=0CB8Q9QEwAA&biw=1037&bih=619#facrc=_&imgdii=_&imgrc=bGOwHhvxXc-bQM%253A%3BA4ID8T9fWWpnRM%3Bhttp%253A%252F%252Fsamouch.ru%252Fng%252F1.gif%3Bhttp%253A%252F%252Fsamouch.ru%252Fng%252Fng.htm%3B435%3B137

http://kurskdshi3.ru/6/134/162/178/

http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19&Itemid=195

https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D1%81%D0%B8&newwindow=1&rlz=1C1CHTU_ruRU553RU559&tbm=isch&imgil=wqH1sFZwp6THxM%253A%253BBVZeOn8e7trLqM%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fru.wikipedia.org%25252Fwiki%25252F%25252525D0%25252525A1%25252525D0%25252525B8_(%25252525D0%25252525BD%25252525D0%25252525BE%25252525D1%2525252582%25252525D0%25252525B0)&source=iu&usg=__U-OBgGQfBb3jwdKCZeLKaJHcyDA%3D&sa=X&ei=3AvwU6fuKsSN4gThu4Bw&ved=0CB8Q9QEwAA&biw=1037&bih=619#facrc=_&imgdii=_&imgrc=bGOwHhvxXc-bQM%253A%3BA4ID8T9fWWpnRM%3Bhttp%253A%252F%252Fsamouch.ru%252Fng%252F1.gif%3Bhttp%253A%252F%252Fsamouch.ru%252Fng%252Fng.htm%3B435%3B137

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Обозначение интервала . Прима – 1  Секунда – 2  Терция – 3  Кварта - 4

Обозначение интервала

. Прима – 1

Секунда – 2

Терция – 3

Кварта - 4

1 – прима 2 – секунда  3 – терция  4 – кварта 5 – квинта 6 – секста  7 – септима  8 – октава.

1 – прима

2 – секунда

3 – терция

4 – кварта

5 – квинта

6 – секста

7 – септима

8 – октава.