Урок русского языка в 6 классе Путешествие в страну «Глаголия»
Учитель: Калинина Н.Н .
Цели урока:
- Обобщение и закрепление знаний по теме;
- Отработка орфографических, орфоэпических и грамматических знаний, умений и навыков по изученной части речи;
- Введение понятий динамики и статики;
- Воспитание интереса к изучению родной речи, любви к русскому слову
Оборудование:
Карта страны «Глаголия», тесты на листах, вырезанные рисунки: яблоки, груши, банан с записью грамматического задания на обороте
Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе
А.Н.Толстой
Эскиз страны «Глаголия»
Столица страны – город Действий,
от вокзалов которого отправляются поезда в разные стороны до ст.: 1.«Теоретическая», 2.«Грамматическая», 3.«Орфографическая», 4.«Орфоэпическая», 5.«Творческая»
Охраняют страну Три Кита, плещущиеся в Лингвистическом океане.
I Станция «Теоретическая»
Что собою символизируют Три Кита, плавающие в Лингвистическом океане острова Грамматики, где расположилась страна Глаголия?
Вопрос №2: А народ в этой стране живёт удивительный: не может ни минуты сидеть без дела! Вот и вырастили они Цветик-семицветик. Давайте по очереди будем срывать лепестки и выполнять задания:
1. Рассказать о видах глагола.
2. О начальной форме глагола.
3. О переходности.
4. О спряжении.
5. О наклонении.
6.О соотношении вида и времени.
7. О словообразовании глагола.
При ответе пользоваться примерами из домашней работы.
II Станция «Грамматическая»
1. Задание №1:
2. Задание №2
Игра «Кто больше?»:
записать в тетради
I вариант: глаголы в прошедшем времени
II вариант: глаголы в настоящем времени
III вариант: глаголы в будущем времени
Игра «Собираем урожай»
1 уч-ся: собирает с Чудо-дерева яблоки и раскладывает их согласно заданию: по спряжениям.
2 уч-ся: собирает груши и раскладывает их по видам глагола
3 уч-ся: срывает банан и выполняет задание совме стно с классом: грамматический разбор предложения
Проверка грамматического разбора: разбора №4 предложения и №3 глагола:
1. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком . (С. Есенин )
2. отговорила – глагол, так как
1) обозначает действие предмета;
2) отговорить – пост: сов.в., неперех., невозв., II спр.;
непост.: в изъяв.накл., в прош.вр., в ед.ч., в ж.р.
3) роща (что сделала?) отговорила
Ответы по яблокам и грушам:
I
II
стонет
зависит
стелет
крошит
лает
полюбит
забирает
пилит
заберёт
строит
Несов.в.
Сов.в.
стелить
застонать
лаять
построить
пилить
полюбить
забираться
забраться
зависеть
накрошить
III Станция «Орфографическая»
Тест по глаголу
1)собеседование 2)беседка 3)беседовать 4)беседуя
2. Найти глагол I спряжения:
1)завис..т 2)пил..т 3)стон..т 4)люб..т 5)дыш..т
3. Найти глагол II спряжения:
1)стелить 2)гулять 3)думать 4)решать 5)слышать
4. Какой глагол лишний?
1)смотр..шь 2)гуля..шь 3)сид..шь 4)дума..шь 5)вид..шь
5. Найти глагол в форме инфинитива:
- Необходимо хорошо учит..ся.
- Он смеёт..ся.
- Прогуляет..ся по улице.
IV станция «Орфоэпическая» Поставить ударение:
звонит повторит позвоним
облегчит углубит упростит
позвонишь повторишь упростишь
звон и т повтор и т позвон и м
облегч и т углуб и т упрост и т
позвон и шь повтор и шь упрост и шь
V станция «Творческая» Анализ лирических миниатюр Ф.И.Тютчева
Сейчас мы погрузимся в мир природы. Её воспевали многие поэты и писатели, среди которых и Ф.М.Тютчев. О его видении мира весны так сказал А.Н.Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе». Нам предстоит выяснить, в чём же так эмоциональна и притягательна поэзия Тютчева.
Динамика (греч. dynamikos – сильный) – движение, действие. Статика (греч. statos – c тоящий ) – покой, неподвижность.
Весенние воды
Осенний день
Ещё в полях белеет снег.
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут , и гласят …
Они гласят во все концы:
«Весна идёт , весна идёт !
Мы молодой весны гонцы.
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт , весна идёт !
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный , лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.
Вывод №1: 1. Глаголы создают динамику движения, поэтому мы не только зрительно представляем приход весны, но и слышим её. 2. Весна – живое существо. Достигается это состояние олицетворением. 3. Доминирующей частью речи является глагол: 14 из 44 слов.
Вывод №2:
- Прилагательные, наоборот, придают картине осени сказочность, создают настроение спокойствия и умиротворения.
- Образ золотой осени рисуется с помощью эпитетов.
- Статика образа осени достигается прилагательными: их 13 из 28 самостоятельных частей речи.
Вывод №3:
В зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, художественные образные средства.
Это утро, радость эта.
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, этим долы.
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист.
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна.
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.
СЮРПРИЗ!!!
А.А.Фет
Динамика?
Статика?
Какая часть речи преобладает ?
Вывод:
- Взволнованно, динамично звучат строки лирики, где совершенно нет глаголов: 36 имён существительных.
- Художественный приём: анафора – единоначатие + интонация перечисления.
- В зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, синтаксис, порядок слов, художественные образные средства.
Задание на дом:
- Чтение лирики Ф.И.Тютчева: «Весенние воды», «Осенний вечер», «Полдень», «Весенняя гроза»; чтение наизусть по выбору.
- Заполнение таблицы:
Глаголы движения, действия
Глаголы звучания
Глаголы цвета
Глаголы состояния
Глаголы чувств