СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация обобщающего урока по глаголу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация материала по глаголу

Просмотр содержимого документа
«Презентация обобщающего урока по глаголу»

Урок русского языка  в 6 классе  Путешествие в страну «Глаголия» Учитель: Калинина Н.Н .

Урок русского языка в 6 классе Путешествие в страну «Глаголия»

Учитель: Калинина Н.Н .

Цели урока: Обобщение и закрепление знаний по теме; Отработка орфографических, орфоэпических и грамматических знаний, умений и навыков по изученной части речи; Введение понятий динамики и статики; Воспитание интереса к изучению родной речи, любви к русскому слову  Оборудование:  Карта страны «Глаголия», тесты на листах, вырезанные рисунки: яблоки, груши, банан с записью грамматического задания на обороте

Цели урока:

  • Обобщение и закрепление знаний по теме;
  • Отработка орфографических, орфоэпических и грамматических знаний, умений и навыков по изученной части речи;
  • Введение понятий динамики и статики;
  • Воспитание интереса к изучению родной речи, любви к русскому слову

Оборудование:

Карта страны «Глаголия», тесты на листах, вырезанные рисунки: яблоки, груши, банан с записью грамматического задания на обороте

  Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе   А.Н.Толстой

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе

А.Н.Толстой

Эскиз страны «Глаголия» Столица страны – город Действий,  от вокзалов которого отправляются поезда в разные стороны до ст.: 1.«Теоретическая», 2.«Грамматическая», 3.«Орфографическая», 4.«Орфоэпическая», 5.«Творческая» Охраняют страну Три Кита, плещущиеся в Лингвистическом океане.

Эскиз страны «Глаголия»

Столица страны – город Действий,

от вокзалов которого отправляются поезда в разные стороны до ст.: 1.«Теоретическая», 2.«Грамматическая», 3.«Орфографическая», 4.«Орфоэпическая», 5.«Творческая»

Охраняют страну Три Кита, плещущиеся в Лингвистическом океане.

I Станция «Теоретическая» Вопрос №1:  Что собою символизируют Три Кита, плавающие в Лингвистическом океане острова Грамматики, где расположилась страна Глаголия?

I Станция «Теоретическая»

  • Вопрос №1:

Что собою символизируют Три Кита, плавающие в Лингвистическом океане острова Грамматики, где расположилась страна Глаголия?

 Вопрос №2:   А народ в этой стране живёт удивительный: не может ни минуты сидеть без дела! Вот и вырастили они Цветик-семицветик. Давайте по очереди будем срывать лепестки и выполнять задания:  1. Рассказать о видах глагола.  2. О начальной форме глагола.  3. О переходности.  4. О спряжении.  5. О наклонении.  6.О соотношении вида и времени.  7. О словообразовании глагола. При ответе пользоваться примерами из домашней работы.

Вопрос №2: А народ в этой стране живёт удивительный: не может ни минуты сидеть без дела! Вот и вырастили они Цветик-семицветик. Давайте по очереди будем срывать лепестки и выполнять задания:

1. Рассказать о видах глагола.

2. О начальной форме глагола.

3. О переходности.

4. О спряжении.

5. О наклонении.

6.О соотношении вида и времени.

7. О словообразовании глагола.

При ответе пользоваться примерами из домашней работы.

II Станция «Грамматическая» 1. Задание №1: 2. Задание №2 Игра «Кто больше?»:  записать в тетради I вариант: глаголы в прошедшем времени II вариант: глаголы в настоящем времени III вариант: глаголы в будущем времени Игра «Собираем урожай» 1 уч-ся: собирает с Чудо-дерева яблоки и раскладывает их согласно заданию: по спряжениям. 2 уч-ся: собирает груши и раскладывает их по видам глагола 3 уч-ся: срывает банан и выполняет задание совме стно с классом: грамматический разбор предложения

II Станция «Грамматическая»

1. Задание №1:

2. Задание №2

Игра «Кто больше?»:

записать в тетради

I вариант: глаголы в прошедшем времени

II вариант: глаголы в настоящем времени

III вариант: глаголы в будущем времени

Игра «Собираем урожай»

1 уч-ся: собирает с Чудо-дерева яблоки и раскладывает их согласно заданию: по спряжениям.

2 уч-ся: собирает груши и раскладывает их по видам глагола

3 уч-ся: срывает банан и выполняет задание совме стно с классом: грамматический разбор предложения

Проверка грамматического разбора: разбора №4 предложения и №3 глагола:  1.  Отговорила  роща  золотая берёзовым весёлым языком . (С. Есенин )   2. отговорила – глагол, так как  1) обозначает действие предмета;  2) отговорить – пост: сов.в., неперех., невозв., II спр.;  непост.: в изъяв.накл., в прош.вр., в ед.ч., в ж.р.  3) роща (что сделала?) отговорила

Проверка грамматического разбора: разбора №4 предложения и №3 глагола:

1. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком . (С. Есенин )

2. отговорила – глагол, так как

1) обозначает действие предмета;

2) отговорить – пост: сов.в., неперех., невозв., II спр.;

непост.: в изъяв.накл., в прош.вр., в ед.ч., в ж.р.

3) роща (что сделала?) отговорила

Ответы по яблокам и грушам: I II стонет зависит стелет крошит лает полюбит забирает пилит заберёт строит Несов.в. Сов.в. стелить застонать лаять построить пилить полюбить забираться забраться зависеть накрошить

Ответы по яблокам и грушам:

I

II

стонет

зависит

стелет

крошит

лает

полюбит

забирает

пилит

заберёт

строит

Несов.в.

Сов.в.

стелить

застонать

лаять

построить

пилить

полюбить

забираться

забраться

зависеть

накрошить

III Станция «Орфографическая» Тест по глаголу Найти глагол: 1)собеседование 2)беседка 3)беседовать 4)беседуя 2. Найти глагол I спряжения: 1)завис..т 2)пил..т 3)стон..т 4)люб..т 5)дыш..т 3. Найти глагол II спряжения: 1)стелить 2)гулять 3)думать 4)решать 5)слышать 4. Какой глагол лишний? 1)смотр..шь 2)гуля..шь 3)сид..шь 4)дума..шь 5)вид..шь 5. Найти глагол в форме инфинитива: Необходимо хорошо учит..ся. Он смеёт..ся. Прогуляет..ся по улице.

III Станция «Орфографическая»

Тест по глаголу

  • Найти глагол:

1)собеседование 2)беседка 3)беседовать 4)беседуя

2. Найти глагол I спряжения:

1)завис..т 2)пил..т 3)стон..т 4)люб..т 5)дыш..т

3. Найти глагол II спряжения:

1)стелить 2)гулять 3)думать 4)решать 5)слышать

4. Какой глагол лишний?

1)смотр..шь 2)гуля..шь 3)сид..шь 4)дума..шь 5)вид..шь

5. Найти глагол в форме инфинитива:

  • Необходимо хорошо учит..ся.
  • Он смеёт..ся.
  • Прогуляет..ся по улице.
IV станция «Орфоэпическая»  Поставить ударение: звонит повторит позвоним облегчит углубит упростит позвонишь повторишь упростишь  звон и т повтор и т позвон и м облегч и т углуб и т упрост и т позвон и шь повтор и шь упрост и шь

IV станция «Орфоэпическая» Поставить ударение:

звонит повторит позвоним

облегчит углубит упростит

позвонишь повторишь упростишь

звон и т повтор и т позвон и м

облегч и т углуб и т упрост и т

позвон и шь повтор и шь упрост и шь

V станция «Творческая»  Анализ лирических миниатюр Ф.И.Тютчева  Сейчас мы погрузимся в мир природы. Её воспевали многие поэты и писатели, среди которых и Ф.М.Тютчев. О его видении мира весны так сказал А.Н.Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе». Нам предстоит выяснить, в чём же так эмоциональна и притягательна поэзия Тютчева.

V станция «Творческая» Анализ лирических миниатюр Ф.И.Тютчева

Сейчас мы погрузимся в мир природы. Её воспевали многие поэты и писатели, среди которых и Ф.М.Тютчев. О его видении мира весны так сказал А.Н.Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе». Нам предстоит выяснить, в чём же так эмоциональна и притягательна поэзия Тютчева.

Динамика (греч. dynamikos – сильный) – движение, действие.  Статика (греч. statos – c тоящий ) – покой, неподвижность. Весенние воды Осенний день Ещё в полях белеет снег. А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут , и гласят … Они гласят во все концы: «Весна идёт , весна идёт ! Мы молодой весны гонцы. Она нас выслала вперёд!» Весна идёт , весна идёт ! И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный , лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою.

Динамика (греч. dynamikos – сильный) движение, действие. Статика (греч. statos – c тоящий ) – покой, неподвижность.

Весенние воды

Осенний день

Ещё в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут , и гласят

Они гласят во все концы:

«Весна идёт , весна идёт !

Мы молодой весны гонцы.

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт , весна идёт !

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный , лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Вывод №1:  1. Глаголы создают динамику движения, поэтому мы не только зрительно представляем приход весны, но и слышим её.  2. Весна – живое существо. Достигается это состояние олицетворением.  3. Доминирующей частью речи является глагол: 14 из 44 слов.   Вывод №2: Прилагательные, наоборот, придают картине осени сказочность, создают настроение спокойствия и умиротворения. Образ золотой осени рисуется с помощью эпитетов.  Статика образа осени достигается прилагательными: их 13 из 28 самостоятельных частей речи. Вывод №3: В зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, художественные образные средства.

Вывод №1: 1. Глаголы создают динамику движения, поэтому мы не только зрительно представляем приход весны, но и слышим её. 2. Весна – живое существо. Достигается это состояние олицетворением. 3. Доминирующей частью речи является глагол: 14 из 44 слов.

Вывод №2:

  • Прилагательные, наоборот, придают картине осени сказочность, создают настроение спокойствия и умиротворения.
  • Образ золотой осени рисуется с помощью эпитетов.
  • Статика образа осени достигается прилагательными: их 13 из 28 самостоятельных частей речи.

Вывод №3:

В зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, художественные образные средства.

Это утро, радость эта. Эта мощь и дня, и света, Этот синий небосвод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, этим долы. Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист. Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна. Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – ВЕСНА.  СЮРПРИЗ!!!  А.А.Фет        Динамика?  Статика? Какая часть речи преобладает ?

Это утро, радость эта.

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, этим долы.

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна.

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – ВЕСНА.

СЮРПРИЗ!!!

А.А.Фет

Динамика?

Статика?

Какая часть речи преобладает ?

Вывод: Взволнованно, динамично звучат строки лирики, где совершенно нет глаголов: 36 имён существительных. Художественный приём: анафора – единоначатие + интонация перечисления. В зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, синтаксис, порядок слов, художественные образные средства.

Вывод:

  • Взволнованно, динамично звучат строки лирики, где совершенно нет глаголов: 36 имён существительных.
  • Художественный приём: анафора – единоначатие + интонация перечисления.
  • В зависимости от художественного образа поэт выбирает тип речи, динамику или статику, синтаксис, порядок слов, художественные образные средства.
Задание на дом: Чтение лирики Ф.И.Тютчева: «Весенние воды», «Осенний вечер», «Полдень», «Весенняя гроза»; чтение наизусть по выбору. Заполнение таблицы:   Глаголы движения, действия Глаголы звучания Глаголы цвета Глаголы состояния Глаголы чувств

Задание на дом:

  • Чтение лирики Ф.И.Тютчева: «Весенние воды», «Осенний вечер», «Полдень», «Весенняя гроза»; чтение наизусть по выбору.
  • Заполнение таблицы:

Глаголы движения, действия

Глаголы звучания

Глаголы цвета

Глаголы состояния

Глаголы чувств


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!