Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность
самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.А.Тимирязев
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Оборудование уголков элементарного экспериментирования» к семинару практикуму «Организация работы по развитию у дошкольников поисково–познавательной деятельности»»
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
Оборудование
уголков
элементарного
экспериментирования
Подготовила:
воспитатель-методист
Дегтярёва Ю.В.
Донецк 2017
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
Люди, научившиеся
наблюдениям и опытам,
приобретают способность
самим ставить вопросы
и получать на них
фактические ответы,
оказываясь на более
высоком умственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл»
К.А.Тимирязев
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ:
- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, мыслительных операций;
- развить любознательность, познавательную активности, формировать умения комплексно обследовать предмет.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ЗАДАЧИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
- развитие первичных естественнонаучных представлений,
- наблюдательности,
- любознательности,
- активности,
- мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ТРЕБОВАНИЯ
ПРИ ОБОРУДОВАНИИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения .
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ, ЦЕНТР НАУКИ) ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
МАТЕРИАЛЫ ДАННОЙ ЗОНЫ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
- «Песок и вода».
- «Звук».
- «Магниты».
- «Бумага».
- «Свет».
- «Стекло и пластмасса».
- «Резина».
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕЛИТСЯ
НА СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ:
- СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ;
- СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГУТ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ:
- алгоритмы выполнения опытов,
- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки,
- правила поведения в уголке экспериментирования.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
КОМПОНЕНТ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИБОРЫ-ПОМОЩНИКИ:
- микроскоп, лупы, увеличительные стекла;
- весы, безмен;
- песочные, механические часы;
- компас;
- магниты;
- портновский метр, линейки, треугольник т.д.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
КОМПОНЕНТ СТИМУЛИРУЮЩИЙ:
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
- сита, воронки разного размера и материала;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
- шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
- меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
- лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- семена бобов, фасоли, гороха;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
- персонажи, наделанные определенными чертами - ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";
- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
- лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;
- мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня";
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
- сито, воронки;
- половинки мыльниц, формы для льда;
- проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
- дневник;
- картотека опытов;
- схема;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
- карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
- персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка
ВЫВОД:
ГРАМОТНОЕ СОЧЕТАНИЕ
МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ
ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ
СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СПОСОБАМ ДЕЙСТВИЙ,
ОБСЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ,
РАСШИРЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА.