СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Образовательные технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена современным образовательным технологиям

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Образовательные технологии"»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Концептуальность Системность .
  • Концептуальность
  • Системность .
Управляемость (возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов). .
  • Управляемость (возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов). .
Эффективность (эффективность результата и оптимальность затрат) . Воспроизводимость (возможность применения, повторения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами) .
  • Эффективность (эффективность результата и оптимальность затрат) .
  • Воспроизводимость (возможность применения, повторения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами) .
ИЛЛЮЗИИ ПО ПОВОДУ ТЕХНОЛОГИЙ Ожидание несуществующего эффекта Надежда на то, что технология сработает «в любых руках» (ошибочно, так как в субъектно-ориентированных системах много зависит от исполнителя) Представление о том, что технология существует как готовый факт, который надо только повторить, но технологии воспроизводимы только в простейших случаях

ИЛЛЮЗИИ ПО ПОВОДУ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Ожидание несуществующего эффекта
  • Надежда на то, что технология сработает «в любых руках» (ошибочно, так как в субъектно-ориентированных системах много зависит от исполнителя)
  • Представление о том, что технология существует как готовый факт, который надо только повторить, но технологии воспроизводимы только в простейших случаях
4.Мнение о том, что технология –инструкция, которую можно применить к любым участникам работы (но любители кофе знают, что важна не только технология приготовления кофе, но и его сорт!) 5.Представление о том, что технология – прием, который сегодня надо узнать, чтобы назавтра применить (но чтобы исполнить роль, до нее нужно дорасти, овладеть необходимой системой работы)

4.Мнение о том, что технология –инструкция, которую можно применить к любым участникам работы (но любители кофе знают, что важна не только технология приготовления кофе, но и его сорт!)

5.Представление о том, что технология – прием, который сегодня надо узнать, чтобы назавтра применить (но чтобы исполнить роль, до нее нужно дорасти, овладеть необходимой системой работы)

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Портфолио Мотивация достижения, а, следовательно, создание ситуации успеха  тьюторского сопровождения Накопление опыта в организации и управлении формирования ключевых компетентностей Способности разрешать проблемы формирующей оценки Способность планировать и оценивать достижение собственных результатов Учебный проект Накопление опыта проектирования деятельности и изменений в практике культурологической драматизации Кросскультурная компетентность учебного диалога создание контекста понимания, отношения к пониманию как к переводу на язык внутренней речи  организации событийности парадоксально-рефлексивного мышления

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Портфолио

Мотивация достижения, а, следовательно, создание ситуации успеха

тьюторского сопровождения

Накопление опыта в организации и управлении

формирования ключевых компетентностей

Способности разрешать проблемы

формирующей оценки

Способность планировать и оценивать достижение собственных результатов

Учебный проект

Накопление опыта проектирования деятельности и изменений в практике

культурологической драматизации

Кросскультурная компетентность

учебного диалога

создание контекста понимания, отношения к пониманию как к переводу на язык внутренней речи

организации событийности

парадоксально-рефлексивного мышления

НЕСООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ УЧЕБНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ, ВОСТРЕБОВАННЫМ В МИРЕ ответ технология Управление учащимся качеством образовательного результата формирования ключевых компетентностей (Голуб Г.Б., Чуракова О.В., Перелыгина) формирующей оценки (Фишман И.С., Голуб Г.Б.)  результат Компетентности разрешения проблем; Способность планировать и оценивать достижение собственных результатов

НЕСООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ УЧЕБНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ, ВОСТРЕБОВАННЫМ В МИРЕ

ответ

технология

Управление учащимся качеством образовательного результата

  • формирования ключевых компетентностей (Голуб Г.Б., Чуракова О.В., Перелыгина)
  • формирующей оценки (Фишман И.С., Голуб Г.Б.)

результат

  • Компетентности разрешения проблем;
  • Способность планировать и оценивать достижение собственных результатов
ВЫЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, СПОСОБНЫХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ответ технология Обучение, способствующее реальному изменению стереотипов сознания и поведения большей части участников образовательного процесса Учебный проект результат проектирование участниками образовательного процесса своей деятельности и проектирование изменений в образовательной и управленческой практике

ВЫЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, СПОСОБНЫХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ

ответ

технология

Обучение, способствующее реальному изменению стереотипов сознания и поведения большей части участников образовательного процесса

Учебный проект

результат

проектирование участниками образовательного процесса своей деятельности и проектирование изменений в образовательной и управленческой практике

ВЫЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, СПОСОБНЫХ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ ответ технология Обучение, обеспечивающее развитие умения  представить себя,

ВЫЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, СПОСОБНЫХ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ

ответ

технология

Обучение, обеспечивающее развитие умения представить себя, "показать все, на что ты способен" .

Технология «Портфолио»

результат

Средство углубления и оформления интересов, развития способностей, мотивации достижения, а, следовательно, создания ситуации успеха.

ВЫЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, СПОСОБНЫХ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ ответ технология Обучение, обеспечивающее подготовку потенциальных инновационных лидеров и архитекторов бизнеса, способных к поиску оптимального баланса умений и способностей членов группы, для которых он будет являться лидером. Технология тьюторского сопровождения результат Накопление опыта в организации и управлении. Кроссфункциональное мастерство.

ВЫЗОВ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, СПОСОБНЫХ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ

ответ

технология

Обучение, обеспечивающее подготовку потенциальных инновационных лидеров и архитекторов бизнеса, способных к поиску оптимального баланса умений и способностей членов группы, для которых он будет являться лидером.

Технология тьюторского сопровождения

результат

Накопление опыта в организации и управлении.

Кроссфункциональное мастерство.

Компетентностный (проектный) подход Цель становление у учащихся своей системы работы, компетентности и других характеристик образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений Сущность – интеграция компонентов содержания образования (понятий, способов деятельности, творческого опыта, проявление личностной позиции) осуществляется в процессе создания своего собственного опыта Механизм- создание реального «прдукта» - предмета, текста
  • Компетентностный (проектный) подход
  • Цель становление у учащихся своей системы работы, компетентности и других характеристик образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений
  • Сущность – интеграция компонентов содержания образования (понятий, способов деятельности, творческого опыта, проявление личностной позиции) осуществляется в процессе создания своего собственного опыта
  • Механизм- создание реального «прдукта» - предмета, текста
В ОБЩЕСТВЕ ИЗМЕНИЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ Образованность сегодня предполагает компетентность во многих областях

В ОБЩЕСТВЕ ИЗМЕНИЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ

  • Образованность сегодня предполагает компетентность во многих областях
Компетенция – готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности,   психологические особенности  , ценности и т.д. Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации Ключевые компетентности – результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к учащемуся

Компетенция – готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели

Внутренние ресурсы:

знания, умения, навыки,

способы деятельности,

психологические особенности ,

ценности и т.д.

Внешние ресурсы:

информация,

люди, группы, организации

Ключевые компетентности – результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к учащемуся

КОМПЕТЕНТНОСТИ – ВИДЫ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА: КОГНИТИВНОГО, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО способность к самоменеджменту; способность выстраивать коммуникативные отношения; способность выбирать и обрабатывать информацию, обеспечивающую разрешение проблем; способность вести поиск, самостоятельное исследование; способность оценить экологические, социальные, нравственные последствия технологических проектов, т.е. делать гуманитарную экспертизу

КОМПЕТЕНТНОСТИ – ВИДЫ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА: КОГНИТИВНОГО, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО

  • способность к самоменеджменту;
  • способность выстраивать коммуникативные отношения;
  • способность выбирать и обрабатывать информацию, обеспечивающую разрешение проблем;
  • способность вести поиск, самостоятельное исследование;
  • способность оценить экологические, социальные, нравственные последствия технологических проектов, т.е. делать гуманитарную экспертизу
ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ? Выявить признаки ожидаемого уровня компетентности учащегося Определить необходимый и достаточный набор учебных задач-ситуаций Разработать и применить алгоритмы и эвристические схемы по преодолению учащимися проблемных ситуаций Обеспечить педагогическую поддержку учащимся в процессе создания конкретного продукта их деятельности

ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ?

  • Выявить признаки ожидаемого уровня компетентности учащегося
  • Определить необходимый и достаточный набор учебных задач-ситуаций
  • Разработать и применить алгоритмы и эвристические схемы по преодолению учащимися проблемных ситуаций
  • Обеспечить педагогическую поддержку учащимся в процессе создания конкретного продукта их деятельности
Метадеятельность Мыследеятельность Метапредметы Метазнания Метаумения (метаспособы)
  • Метадеятельность
  • Мыследеятельность
  • Метапредметы
  • Метазнания
  • Метаумения (метаспособы)
Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование … Прогнозирование …
  • Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)
  • Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)
  • Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)
  • Моделирование
  • Конструирование
  • Прогнозирование
  МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ПОДХОДЫ  Задачный (а не заданиевый) подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение; Способ решения проблема решение

МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ПОДХОДЫ

  • Задачный (а не заданиевый) подход;
  • Проблемное обучение;
  • Исследовательское обучение;
  • Проектное обучение;

Способ решения

проблема

решение

МЕТАУМЕНИЯ Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)

МЕТАУМЕНИЯ

  • Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
  • Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Развивающего обучения Критического мышления ТРИЗ (АРИЗ) Технологический компонент личностно-ориентированного урока Общеучебные умения и навыки (римейк-программа Пономаревой и др.)
  • Развивающего обучения
  • Критического мышления
  • ТРИЗ (АРИЗ)
  • Технологический компонент личностно-ориентированного урока
  • Общеучебные умения и навыки (римейк-программа Пономаревой и др.)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий
Теория формирования понятий (Ю.А.Самарин). Деятельностная теория обучения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В,В,Давыдов). Теория содержательного обобщения (Д.Б.Эльконин, В,В,Давыдов). Теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) Теория развивающего обучения (Л,В,Занков). Теория проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер)
  • Теория формирования понятий (Ю.А.Самарин).
  • Деятельностная теория обучения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В,В,Давыдов).
  • Теория содержательного обобщения (Д.Б.Эльконин, В,В,Давыдов).
  • Теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина)
  • Теория развивающего обучения (Л,В,Занков).
  • Теория проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер)
В.В.ГУЗЕЕВ). Традиционные методики. Модульно-блочные технологии ( модульная,КСО).  Цельноблочные технологии ( лекционно-семинарские системы разных типов). Интегральные технологии (ИКТ, проектного обучения, интегральная технология В.В.Гузеева). ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети)

В.В.ГУЗЕЕВ).

  • Традиционные методики.
  • Модульно-блочные технологии ( модульная,КСО).
  • Цельноблочные технологии ( лекционно-семинарские системы разных типов).
  • Интегральные технологии (ИКТ, проектного обучения, интегральная технология В.В.Гузеева).
  • ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети)
ЛИТЕРАТУРА Т.Лакоценина и др. Современный урок Часть 4. Альтернативные уроки «Учитель» 2007 О.Даутова,О.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении.. «КАРО», 2006 В.Сериков .Обучение как вид педагогической деятельности.»Академия», 2008 В.Беспалько Слагаемые педагогической технологии «Педагогика», 1989

ЛИТЕРАТУРА

  • Т.Лакоценина и др. Современный урок Часть 4. Альтернативные уроки «Учитель» 2007
  • О.Даутова,О.Крылова. Современные педагогические технологии в профильном обучении.. «КАРО», 2006
  • В.Сериков .Обучение как вид педагогической деятельности.»Академия», 2008
  • В.Беспалько Слагаемые педагогической технологии «Педагогика», 1989


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!