Юбилейная СШ Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Учитель русского языка и литературы:
Топчая В.Н.
Увлечь другого - может лишь
тот, кто увлечен сам!
это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:
Этапы исследовательской деятельности:
- изучение теоретического материала
- выделение проблемы, постановка цели и задач
исследования
- формулировка рабочей гипотезы
- освоение методики исследования
- сбор собственного экспериментального
материала
- обработка материала
- обобщение, анализ, выводы
- представление исследовательской работы
Развитие авторской позиции юного исследователя
Самостоятельная работа учащихся
- Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы
- Выбор объекта
- Анализ результатов и выводов
«Назначение Учителя- помочь родиться мысли ученика». (Сократ)
Консультационная работа руководителя
- Создание теоретической базы
- Подбор методики под задачу
- Составление плана работы
- Подбор методики обработки
- Составление плана презентации
« Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня –
и я научусь!»
Выбор темы исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследований
эмпирические ,
теоретические
ориентированы на работу по изучению
и обобщению фактов, материалов,
содержащихся в различных источниках ;
проведение собственных
наблюдений и экспериментов
Основные критерии выбора темы:
1. Тема должна представлять интерес для учащегося ;
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Формулировка темы
Тема – это визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит
предварительный характер (например,
«Что такое облака?», «Пиктография - это язык
прошлого или будущего?» и т.д.)
Требованиях к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований :
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно
используются словесные конструкции вида:
«если…, то….»; «так…, как..»;
«при условии, что…».
Цель и задачи исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Классификация задач исследования
Степень
сложности
экспериментальных
данных
.
Практические
Собственно
исследовательские
Научные
Служат для
иллюстрации
какого-либо
явления.
В этом случае
изменяется
какой-либо
параметр
В них исследуемая
величина
зависит от
нескольких несложных факторов
(н –р, рост растений)
Эти задачи
неприменимы
в образовательном
процессе,
так как данные
задачи
решают ученые
Методы исследования
Методы
исследования
теоретические
эмпирические
математические
Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование
Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному
Статистические
Сетевое моделиров.
Программирование
Визуализация
Метод – это способ достижения цели исследования
Виды научно-исследовательских работ учащихся
Виды работ учащихся
Информационно-реферативные
Экспериментально -творческие
Натуралистические и описательные
Исследовательско -творческие
Проблемно - реферативные
Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила .
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
- фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- эмпирические - темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
- теоретические - темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
- Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным
- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем
Первый уровень классификации - «общие направления исследований»:
Живая природа
Человек Общество
Культура Земля
Вселенная Наука
Техника Экономика
Человек:
- 1 .Происхождение человека
- 2. Развитие человеческого
организма
- 3. Медицина
- 4. Психология человека
- 5.Деятельность
- 6. Выдающиеся мыслители
Общество.
- 1. Цивилизации
- 2. Государства
и страны
- 3. История
- 4. Демография
- 5. Государственные
деятели
Культура:
- 1.Язык
- 2. Религия
- 3.Искусство
- 4. Образование
Земля:
- 1. География
- 2. Климат
- 3. Строение Земли
Вселенная:
- 1.Галактики
- 2. Солнце
- 3.Звезды
- 4. Инопланетные
цивилизации
Наука:
- 1. Математика
- 2.Физика
- 3.Химия
- 4.Астрономия
- 5. История науки
Экономика:
и производство.
- 2.Деньги и торговля.
- 3 Банки.
Структура работы
Краткая аннотация Введение Научная статья (описание работы) Заключение Литература Приложение