СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Организация научно - исследовательской работы учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация научно - исследовательской работы учащихся"»

Юбилейная СШ  Организация научно-исследовательской деятельности учащихся  Учитель русского языка и литературы: Топчая В.Н.

Юбилейная СШ Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Учитель русского языка и литературы:

Топчая В.Н.

 Увлечь другого - может лишь тот, кто увлечен сам!

Увлечь другого - может лишь

тот, кто увлечен сам!

это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:

это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:

 Этапы исследовательской деятельности: - изучение теоретического материала - выделение проблемы, постановка цели и задач исследования - формулировка рабочей гипотезы - освоение методики исследования - сбор собственного экспериментального материала - обработка материала - обобщение, анализ, выводы - представление исследовательской работы

Этапы исследовательской деятельности:

- изучение теоретического материала

- выделение проблемы, постановка цели и задач

исследования

- формулировка рабочей гипотезы

- освоение методики исследования

- сбор собственного экспериментального

материала

- обработка материала

- обобщение, анализ, выводы

- представление исследовательской работы

Развитие авторской позиции юного исследователя  Самостоятельная работа учащихся Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы Выбор объекта Анализ результатов и выводов

Развитие авторской позиции юного исследователя

Самостоятельная работа учащихся

  • Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы
  • Выбор объекта
  • Анализ результатов и выводов
   «Назначение Учителя-  помочь родиться мысли ученика». (Сократ)    Консультационная работа руководителя Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работы Подбор методики обработки Составление плана презентации

«Назначение Учителя- помочь родиться мысли ученика». (Сократ)

Консультационная работа руководителя

  • Создание теоретической базы
  • Подбор методики под задачу
  • Составление плана работы
  • Подбор методики обработки
  • Составление плана презентации
« Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу,  Вовлеки меня –  и я научусь!»

« Скажи мне – и я не услышу,

Покажи мне – и я не увижу,

Вовлеки меня –

и я научусь!»

 Выбор темы исследования  Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.   Темы исследований эмпирические , теоретические ориентированы на работу по изучению  и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках ; проведение собственных наблюдений и экспериментов

Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Темы исследований

эмпирические ,

теоретические

ориентированы на работу по изучению

и обобщению фактов, материалов,

содержащихся в различных источниках ;

проведение собственных

наблюдений и экспериментов

Основные критерии выбора темы:   1. Тема должна представлять интерес для учащегося ; 2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.  3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося ;

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

  Формулировка темы    Тема – это визитная карточка исследования.  Формулировка темы в начале работы носит  предварительный характер (например,  «Что такое облака?», «Пиктография - это язык  прошлого или будущего?» и т.д.)  Требованиях к формулировке темы:  1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.  2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.  3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

Формулировка темы

Тема – это визитная карточка исследования.

Формулировка темы в начале работы носит

предварительный характер (например,

«Что такое облака?», «Пиктография - это язык

прошлого или будущего?» и т.д.)

Требованиях к формулировке темы:

1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

 Определение гипотезы   Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».  В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.  Гипотеза должна соответствовать ряду требований :  - быть проверяемой;  - содержать предположение;  - быть логически непротиворечивой;  - соответствовать фактам.  При формулировке гипотезы обычно  используются словесные конструкции вида:  «если…, то….»; «так…, как..»;  «при условии, что…».

Определение гипотезы

Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.

Гипотеза должна соответствовать ряду требований :

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно

используются словесные конструкции вида:

«если…, то….»; «так…, как..»;

«при условии, что…».

 Цель и задачи исследования   Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:  выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….  Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:

выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

 Классификация задач исследования Степень  сложности экспериментальных данных . Практические Собственно  исследовательские Научные Служат для иллюстрации  какого-либо явления.  В этом случае  изменяется какой-либо параметр   В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (н –р, рост растений) Эти задачи  неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые

Классификация задач исследования

Степень

сложности

экспериментальных

данных

.

Практические

Собственно

исследовательские

Научные

Служат для

иллюстрации

какого-либо

явления.

В этом случае

изменяется

какой-либо

параметр

В них исследуемая

величина

зависит от

нескольких несложных факторов

(н –р, рост растений)

Эти задачи

неприменимы

в образовательном

процессе,

так как данные

задачи

решают ученые

 Методы исследования Методы исследования теоретические эмпирические математические Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели исследования

Методы исследования

Методы

исследования

теоретические

эмпирические

математические

Наблюдение

Сравнение

Эксперимент

Тестирование

Интервьюирование

Моделирование

Абстрагирование

Анализ и синтез

От простого к сложному

Статистические

Сетевое моделиров.

Программирование

Визуализация

Метод – это способ достижения цели исследования

 Виды научно-исследовательских  работ учащихся  Виды работ учащихся Информационно-реферативные  Экспериментально  -творческие Натуралистические и описательные  Исследовательско -творческие  Проблемно - реферативные

Виды научно-исследовательских работ учащихся

Виды работ учащихся

Информационно-реферативные

Экспериментально -творческие

Натуралистические и описательные

Исследовательско -творческие

Проблемно - реферативные

Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила .

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.

фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические - темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. теоретические - темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические - темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
  • теоретические - темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным Педагог тоже должен чувствовать себя  исследователем
  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
  • Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным
  • Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем

Первый уровень классификации - «общие направления исследований»:  Живая природа   Человек Общество  Культура Земля  Вселенная Наука  Техника Экономика

Первый уровень классификации - «общие направления исследований»:

Живая природа

Человек Общество

Культура Земля

Вселенная Наука

Техника Экономика

Человек: 1 .Происхождение человека 2. Развитие человеческого  организма 3. Медицина 4. Психология человека 5.Деятельность 6. Выдающиеся мыслители

Человек:

  • 1 .Происхождение человека
  • 2. Развитие человеческого

организма

  • 3. Медицина
  • 4. Психология человека
  • 5.Деятельность
  • 6. Выдающиеся мыслители
 Общество.   1. Цивилизации 2. Государства  и страны 3. История 4. Демография 5. Государственные  деятели

Общество.

  • 1. Цивилизации
  • 2. Государства

и страны

  • 3. История
  • 4. Демография
  • 5. Государственные

деятели

Культура:  1.Язык 2. Религия 3.Искусство 4. Образование

Культура:

  • 1.Язык
  • 2. Религия
  • 3.Искусство
  • 4. Образование
 Земля: 1. География 2. Климат 3. Строение Земли

Земля:

  • 1. География
  • 2. Климат
  • 3. Строение Земли
Вселенная:   1.Галактики 2. Солнце 3.Звезды 4. Инопланетные  цивилизации

Вселенная:

  • 1.Галактики
  • 2. Солнце
  • 3.Звезды
  • 4. Инопланетные

цивилизации

 Наука: 1. Математика 2.Физика 3.Химия 4.Астрономия 5. История науки

Наука:

  • 1. Математика
  • 2.Физика
  • 3.Химия
  • 4.Астрономия
  • 5. История науки
 Экономика:   1.Финансы  и производство. 2.Деньги и торговля. 3 Банки.

Экономика:

  • 1.Финансы

и производство.

  • 2.Деньги и торговля.
  • 3 Банки.
Структура работы  Краткая аннотация  Введение  Научная статья (описание работы)  Заключение  Литература  Приложение

Структура работы

Краткая аннотация Введение Научная статья (описание работы) Заключение Литература Приложение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!