СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время по химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания. В презентации представлены этапы организации исследовательского проекта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время по химии"»

   Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии Выступление на РМО учителей химии подготовила учитель химии МКОУ Красномолотовской СОШ Рожкова Г.П.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии

Выступление на РМО учителей химии подготовила

учитель химии

МКОУ Красномолотовской СОШ

Рожкова Г.П.

ФГОС второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника .  Внедрение в образовательный процесс метод исследовательских проектов, как возможность достижения максимальных результатов обучения, прописанные в ФГОС.
  • ФГОС второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника .

Внедрение в образовательный процесс метод исследовательских проектов, как возможность достижения максимальных результатов обучения, прописанные в ФГОС.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность
  • Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
  • Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик,  планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. В моем опыте проектно-исследовательская деятельность  – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).  Проектно-исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим .
  • Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик,

планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

  • В моем опыте проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
  • Проектно-исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим .

В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция самосовершенствования
  • В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция самосовершенствования

Учебный проект – это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и теоретическое обоснование идей. И наконец, это общественно значимая работа, в которой проявляется личность автора или соавторов. Главным результатом проектной деятельности-нравственный и культурный рост ребят, ведь в процессе работы получают  друг от друга и от руководителя массу новых сведений и впечатлений, выслушивают  множество мнений и замечаний при демонстрации презентаций.
  • Учебный проект – это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и теоретическое обоснование идей. И наконец, это общественно значимая работа, в которой проявляется личность автора или соавторов. Главным результатом проектной деятельности-нравственный и культурный рост ребят, ведь в процессе работы получают  друг от друга и от руководителя массу новых сведений и впечатлений, выслушивают  множество мнений и замечаний при демонстрации презентаций.

Одним из самых ответственных и важных моментов  исследовательской работы является выбор темы исследования  каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем дляисследования.  При определении тематики ученических исследований  необходимо учитывать следующие критерии:  1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в  практическом отношении;  2) соответствие интересам учащегося­исследователя;  3) реальная выполнимость;  4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностейпроцессов, изучаемых избранной наукой;  5) обеспеченность необходимым количеством различных источников.
  • Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем дляисследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии: 1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в

практическом отношении; 2) соответствие интересам учащегося­исследователя; 3) реальная выполнимость; 4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностейпроцессов, изучаемых избранной наукой; 5) обеспеченность необходимым количеством различных источников.

Проект - это «семь П» 1.Подготовка. 2.Проблема (конкретная, социально-значимая, исследовательская, практическая). 3.Планирование (проектирование). 4.Поиск информации, исследовательская деятельность 6. Продукт. 6.Презентация. 7.Подведение итогов /оценка/ учащихся.

Проект - это «семь П»

1.Подготовка.

2.Проблема (конкретная, социально-значимая, исследовательская, практическая).

3.Планирование (проектирование).

4.Поиск информации, исследовательская деятельность

6. Продукт.

6.Презентация.

7.Подведение итогов /оценка/

учащихся.

Подготовка Проведение вводной беседы с целью: формирования первичного представления об изучаемом объекте; формирования интереса к данной теме; создания условий и возможностей для дальнейшей  творческой деятельности - Исследовательский проект «Анализ чипсов»

Подготовка

  • Проведение вводной беседы с целью:
  • формирования первичного представления об изучаемом объекте;
  • формирования интереса к данной теме;
  • создания условий и возможностей для дальнейшей

творческой деятельности

-

Исследовательский проект «Анализ чипсов»

Проблема  Для учащихся личностно значимая и социально одобренная, требующая применения интегрированных знаний .   обсуждение темы; получение при необходимости дополнительной информации;  помощь в постановке целей.

Проблема

Для учащихся личностно значимая и социально одобренная, требующая применения интегрированных знаний .

  • обсуждение темы;
  • получение при необходимости дополнительной информации;
  • помощь в постановке целей.

Планирование планирование способов сбора; планирование итогового продукта (формы представления  результата);  выработка критериев оценки результатов работы; распределение обязанностей среди членов команды.

Планирование

  • планирование способов сбора;
  • планирование итогового продукта (формы представления

результата);

  • выработка критериев оценки результатов работы;
  • распределение обязанностей среди членов команды.

Поиск информации   / исследовательская  деятельность /   сбор информации;  решение промежуточных задач; проведение экспериментов.   Определение наличия жиров Проведение качественной реакции на белки Определение содержания углеводов Определение содержания солей

Поиск информации / исследовательская деятельность /

  • сбор информации;
  • решение промежуточных задач;
  • проведение экспериментов.

Определение наличия жиров

Проведение качественной реакции на белки

Определение содержания углеводов

Определение содержания солей

Продукт Проектным продуктом   в наших работах   являются: папка с письменным отчётом, слайдовая презентация, разнообразные модели в зависимости от темы проекта – газеты, плакаты,  викторины, листовки, буклеты и др.

Продукт

  • Проектным продуктом   в наших работах   являются: папка с письменным отчётом, слайдовая презентация, разнообразные модели в зависимости от темы проекта – газеты, плакаты,  викторины, листовки, буклеты и др.

Презентация представление результата работы в разнообразных формах; отчет;  ответы на вопросы.

Презентация

  • представление результата работы в разнообразных формах;
  • отчет;
  • ответы на вопросы.

Подведение итогов/оценка/ Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Имеет ли проект практическое значение для школьников? Ваше мнение о работе Способствует ли проект развитию активной жизненной позиции у детей?

Подведение итогов/оценка/

  • Участие в оценке путем коллективного обсуждения и

самооценок.

Имеет ли проект практическое значение для школьников?

Ваше мнение о работе

Способствует ли проект развитию активной жизненной позиции у детей?

  • Например, исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и теплый климат. Составим текст исследовательской задачи: Как известно, климат в Индии теплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков, не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии.
  • Выдвижение гипотез : если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь; если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется гальванической пары, способствующей разрушению; если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой.
  • Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернет.
  • Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой. Стойкость колонны из Дели к атмосферной коррозии объясняется явлением  пассивации  металлов — на её поверхности имеется образовавшаяся естественным путём плёнка оксида, предотвращающая дальнейшее развитие коррозии .

Преимущества метода проектов: -учащиеся видят перед собой конечный результат – продукт; -при выборе темы проекта учитываются и индивидуальные способности учащихся. -развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Преимущества метода проектов:

-учащиеся видят перед собой конечный результат – продукт;

-при выборе темы проекта учитываются и индивидуальные способности учащихся.

-развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается  как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно–к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
  • Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается  как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно–к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.

Проектная деятельность обучающихся  осуществляется  также в рамках проводимых мною элективных курсов: «Решение задач по неорганической химии», «Решение химических задач различными способами», «Химия в быту». Они содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков,  необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность
  • Проектная деятельность обучающихся  осуществляется  также в рамках проводимых мною элективных курсов: «Решение задач по неорганической химии», «Решение химических задач различными способами», «Химия в быту». Они содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков,  необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность