Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время по химии"»
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Выступление на РМО учителей химии подготовила
учитель химии
МКОУ Красномолотовской СОШ
Рожкова Г.П.
- ФГОС второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника .
Внедрение в образовательный процесс метод исследовательских проектов, как возможность достижения максимальных результатов обучения, прописанные в ФГОС.
- Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
- Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность
- Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
- В моем опыте проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
- Проектно-исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим .
- В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция самосовершенствования
- Учебный проект – это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и теоретическое обоснование идей. И наконец, это общественно значимая работа, в которой проявляется личность автора или соавторов. Главным результатом проектной деятельности-нравственный и культурный рост ребят, ведь в процессе работы получают друг от друга и от руководителя массу новых сведений и впечатлений, выслушивают множество мнений и замечаний при демонстрации презентаций.
- Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем дляисследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии: 1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в
практическом отношении; 2) соответствие интересам учащегосяисследователя; 3) реальная выполнимость; 4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностейпроцессов, изучаемых избранной наукой; 5) обеспеченность необходимым количеством различных источников.
Проект - это «семь П»
1.Подготовка.
2.Проблема (конкретная, социально-значимая, исследовательская, практическая).
3.Планирование (проектирование).
4.Поиск информации, исследовательская деятельность
6. Продукт.
6.Презентация.
7.Подведение итогов /оценка/
учащихся.
Подготовка
- Проведение вводной беседы с целью:
- формирования первичного представления об изучаемом объекте;
- формирования интереса к данной теме;
- создания условий и возможностей для дальнейшей
творческой деятельности
-
Исследовательский проект «Анализ чипсов»
Проблема
Для учащихся личностно значимая и социально одобренная, требующая применения интегрированных знаний .
- обсуждение темы;
- получение при необходимости дополнительной информации;
- помощь в постановке целей.
Планирование
- планирование способов сбора;
- планирование итогового продукта (формы представления
результата);
- выработка критериев оценки результатов работы;
- распределение обязанностей среди членов команды.
Поиск информации / исследовательская деятельность /
- сбор информации;
- решение промежуточных задач;
- проведение экспериментов.
Определение наличия жиров
Проведение качественной реакции на белки
Определение содержания углеводов
Определение содержания солей
Продукт
- Проектным продуктом в наших работах являются: папка с письменным отчётом, слайдовая презентация, разнообразные модели в зависимости от темы проекта – газеты, плакаты, викторины, листовки, буклеты и др.
Презентация
- представление результата работы в разнообразных формах;
- отчет;
- ответы на вопросы.
Подведение итогов/оценка/
- Участие в оценке путем коллективного обсуждения и
самооценок.
Имеет ли проект практическое значение для школьников?
Ваше мнение о работе
Способствует ли проект развитию активной жизненной позиции у детей?
- Например, исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и теплый климат. Составим текст исследовательской задачи: Как известно, климат в Индии теплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков, не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии.
- Выдвижение гипотез : если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь; если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется гальванической пары, способствующей разрушению; если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой.
- Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернет.
- Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой. Стойкость колонны из Дели к атмосферной коррозии объясняется явлением пассивации металлов — на её поверхности имеется образовавшаяся естественным путём плёнка оксида, предотвращающая дальнейшее развитие коррозии .
Преимущества метода проектов:
-учащиеся видят перед собой конечный результат – продукт;
-при выборе темы проекта учитываются и индивидуальные способности учащихся.
-развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
- Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно–к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
- Проектная деятельность обучающихся осуществляется также в рамках проводимых мною элективных курсов: «Решение задач по неорганической химии», «Решение химических задач различными способами», «Химия в быту». Они содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков, необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность