СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции соединения и разложения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку химии по теме "Реакции разложения и соединения" в рамках муниципального этапа конурса "Учитель года 2015". Урок проходит в виде игры-путешествия по следующим станциям: 1 этап. «Собери рюкзак»

2 этап. «Водопад реакций»

3 этап. «Привал»

4 этап. «Река опытов»

5 этап. «Путь домой»

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции соединения и разложения"»

 Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.  Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

 Отгадай загадку и узнай о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке Она  идёт,  она  прошла! Никто  не скажет,  что пришла!  Она - ******* !

Отгадай загадку и узнай о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке

Она

идёт,

она

прошла! Никто

не скажет,

что пришла!

Она - ******* !

«Реакции разложения и соединения»

«Реакции разложения и соединения»

Цель урока:  изучить реакции разложения и соединения

Цель урока:

изучить реакции разложения и соединения

Задачи: провести реакции разложения и соединения;  совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций; научиться определять их тип.

Задачи:

  • провести реакции разложения и соединения;
  • совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций;
  • научиться определять их тип.

 СТРАНА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ   1 этап. «Собери рюкзак» 2 этап. «Водопад реакций» 3 этап. «Привал» 4 этап. «Река опытов» 5 этап. «Путь домой»

СТРАНА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

1 этап. «Собери рюкзак»

2 этап. «Водопад реакций»

3 этап. «Привал»

4 этап. «Река опытов»

5 этап. «Путь домой»

Установите соответствие

Установите соответствие

 Сравни и оцени Физические явления Химические явления

Сравни и оцени

Физические явления

Химические явления

Что такое химические реакции? Химические реакции или химические явления – это процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие.

Что такое химические реакции?

Химические реакции или химические явления – это процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие.

По каким признакам можно определить химические реакции? Выделение газа; Образование осадка; Выделение  (поглощение) тепла и света; Изменение цвета; Изменение запаха.

По каким признакам можно определить химические реакции?

  • Выделение газа;
  • Образование осадка;
  • Выделение (поглощение) тепла и света;
  • Изменение цвета;
  • Изменение запаха.
 Поднимаемся в гору.

Поднимаемся в гору.

2. Водопад реакций 1. Cu(OH) 2 →  CuO  +H 2 O 2. Fe  +  S  →  FeS 1. Cu(OH) 2 →  CuO  +H 2 O 2. Fe  +  S  →  FeS  3. CuO  →  Cu  +  O 2  4. Mg  +  HCl  →  MgCl 2 +  H 2 5. AlCl 3 +  KOH  →  Al(OH ) 3 +  KCl   6. СаО +  H 2 O  →  Ca(OH) 2  7. 2 H 2  +  O 2 → 2 H 2 O По каким признакам можно классифицировать приведённые реакции ?

2. Водопад реакций

1. Cu(OH) 2 CuO +H 2 O

2. Fe + S FeS

  • 1. Cu(OH) 2 CuO +H 2 O 2. Fe + S FeS

3. CuO Cu + O 2

4. Mg + HCl MgCl 2 + H 2

5. AlCl 3 + KOH Al(OH ) 3 + KCl

6. СаО + H 2 O Ca(OH) 2

7. 2 H 2 + O 2 2 H 2 O

По каким признакам можно классифицировать

приведённые реакции ?

 3. Привал

3. Привал

Типы реакций обмен соединение разложение замещение

Типы реакций

обмен

соединение

разложение

замещение

Взаимодействие меди и хлора   Cu  +  Cl 2 →  CuCl 2  медь + хлор → хлорид   меди ( II )  А + В → АВ  простое простое сложное  вещество вещество вещество    СОЕДИНЕНИЕ

Взаимодействие меди и хлора

Cu + Cl 2 CuCl 2

медь + хлор хлорид

меди ( II )

А + В АВ

простое простое сложное

вещество вещество вещество

СОЕДИНЕНИЕ

По числу и составу исходных  веществ и продуктов реакции Реакции соединения – это такие реакция, в результате которых из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество. ОПЫТ  1) Взаимодействие оксида кальция с водой CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 + Q 2) Взаимодействие оксида серы ( IV ) с водой SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3  3) Горение оксида серы ( IV ) 2 SO 2 + O 2 = 2 SO 3

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

  • Реакции соединения это такие реакция, в результате которых из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.
  • ОПЫТ

1) Взаимодействие оксида кальция с водой

CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 + Q

2) Взаимодействие оксида серы ( IV ) с водой

SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3

3) Горение оксида серы ( IV )

2 SO 2 + O 2 = 2 SO 3

Нагревание дихромата аммония   ( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7  → Cr 2 O 3  +   N  2  +  4 H 2 O  -  Q    дихромат  →  оксид + азот + вода    аммония  хрома( III ) АВС →  ВС + А + АС  сложное менее сложное простое менее сложное  вещество вещество вещество вещество   АВ → А + В  сложное простое простое  вещество вещество вещество  РАЗЛОЖЕНИЕ

Нагревание дихромата аммония

( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 Cr 2 O 3 + N 2 + 4 H 2 O - Q

дихромат оксид + азот + вода

аммония хрома( III )

АВС ВС + А + АС

сложное менее сложное простое менее сложное

вещество вещество вещество вещество

АВ А + В

сложное простое простое

вещество вещество вещество

РАЗЛОЖЕНИЕ

По числу и составу исходных  веществ и продуктов реакции  Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. ОПЫТ  1) Разложение пероксида водорода 2Н 2 О 2 =2Н 2 О + О 2    2) Электролиз воды 2H 2 O = 2H 2  + O 2  3) Разложение перманганата калия 2KMnO 4  = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

  • Реакции разложения это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.
  • ОПЫТ

1) Разложение пероксида водорода

2Н 2 О 2 =2Н 2 О + О 2 

2) Электролиз воды

2H 2 O = 2H 2 + O 2 

3) Разложение перманганата калия

2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 

Катализаторы  – это вещества, изменяющие скорость химической реакции, но сами при этом в реакции не участвуют. Ферменты  – это биологические катализаторы белковой природы.

Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химической реакции, но сами при этом в реакции не участвуют.

Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы.

4. Река опытов Лабораторный опыт №15 Прокаливание меди в пламени спиртовки Стр. 181 Опишите внешний вид медной проволоки. Каковы условия проведения этой реакции? Какой признак реакции наблюдали? Составьте уравнение проведённой реакции. Назовите исходные вещества и продукты реакции. Изменилась ли масса медной проволоки?

4. Река опытов

Лабораторный опыт №15

Прокаливание меди в пламени спиртовки

Стр. 181

  • Опишите внешний вид медной проволоки.
  • Каковы условия проведения этой реакции?
  • Какой признак реакции наблюдали?
  • Составьте уравнение проведённой реакции.
  • Назовите исходные вещества и продукты реакции.
  • Изменилась ли масса медной проволоки?
5. Путь домой 1. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции: а)  замещения; б)  соединения; в)  разложения. 2. Катализаторы – это вещества, которые: а)  ускоряют химическую реакцию; б)  замедляют химическую реакцию; в)  не изменяют её скорость. 3.Уравнение реакции разложения: а)  СаО + Si О 2 = CaSiO 3 ; б)  2КС1О 3 = 2КС1 + 3О 2 ↑; в)  FeS + 2НС1 = FeCl 2  + H 2 S. 4. Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты: а)  Н 2 + С1 2 →2НС1; б)  Са + О 2 →2СаО; в)  Zn + НС1→ ZnCl 2  + Н 2 ↑. 5. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой А1 + С1 2 → A1C1 3 , равна: а)  4; б)  5; в)  7.  

5. Путь домой

1. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещения;

б) соединения;

в) разложения.

2. Катализаторы – это вещества, которые:

а) ускоряют химическую реакцию;

б) замедляют химическую реакцию;

в) не изменяют её скорость.

3.Уравнение реакции разложения:

а) СаО + Si О 2 = CaSiO 3 ;

б) 2КС1О 3 = 2КС1 + 3О 2 ↑;

в) FeS + 2НС1 = FeCl 2 + H 2 S.

4. Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

а) Н 2 + С1 2 →2НС1;

б) Са + О 2 →2СаО;

в) Zn + НС1→ ZnCl 2 + Н 2 ↑.

5. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

А1 + С1 2 → A1C1 3 , равна:

а) 4;

б) 5;

в) 7.

 

 5. «Путь домой».   Правильный ответ. 1- б 2-а 3-б 4-а 5-в

5. «Путь домой».

Правильный ответ.

1- б

2-а

3-б

4-а

5-в

  Рефлексия Сделай вывод Что нового узнал на уроке? Какой опыт понравился больше всего? 1. 2. 3. Что было трудным для выполнения? 1. 2. 3. 1. 2. 3. Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил за работу на уроке? Почему?

Рефлексия

Сделай вывод

Что нового узнал

на уроке?

Какой опыт понравился больше всего?

1.

2.

3.

Что было трудным для выполнения?

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил

за работу на уроке? Почему?

 Домашнее задание

Домашнее задание

№ 1 О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»? «Ты знаешь газ легчайший – водород. В соединенье с кислородом – это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассвете!» Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество. 2H2O = 2H2 + O2
  • 1 О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
  • «Ты знаешь газ легчайший – водород.
  • В соединенье с кислородом – это
  • Июньский дождь от всех своих щедрот,
  • Сентябрьские туманы на рассвете!»
  • Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.
  • 2H2O = 2H2 + O2
 № 2 : Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца, И даёт ему поручение государственного значения: «Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид. Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад. Не смогёшь – кого винить? Должен я тебя казнить. Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть». Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции. 2Al + 3S = Al 2 S 3

  • 2 : Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,
  • И даёт ему поручение государственного значения:
  • «Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.
  • Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.
  • Не смогёшь – кого винить? Должен я тебя казнить.
  • Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».
  • Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.
  • 2Al + 3S = Al 2 S 3
 Глоссарий Химическая реакция  – процесс превращения исходных веществ в продукты реакций. Физические явления  – явления, приводящие к изменению формы или агрегатного состояния вещества, но не приводящие к образованию новых веществ. Химические явления  – явления, при которых одни вещества превращаются в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами. Электролиз – процесс, протекающий на электродах при пропускании электрического тока. Горение – физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии (тепла). Коэффициенты – оказывают количество молекул данного вещества. Индексы – показывают количество атомов элемента в веществе. Уравнения реакций  – условная запись химической реакции  посредством химических формул и математических знаков.

Глоссарий

Химическая реакция – процесс превращения исходных веществ в продукты реакций.

Физические явления – явления, приводящие к изменению формы или агрегатного состояния вещества, но не приводящие к образованию новых веществ.

Химические явления – явления, при которых одни вещества превращаются в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами.

Электролиз – процесс, протекающий на электродах при пропускании электрического тока.

Горение – физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии (тепла).

Коэффициенты – оказывают количество молекул данного вещества.

Индексы – показывают количество атомов элемента в веществе.

Уравнения реакций – условная запись химической реакции

посредством химических формул и математических знаков.

 Список литературы Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб, для общеобразоват. уч­реждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.: ил. Брейгер, Л. М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы / Л. М. Брейгер. - Вол­гоград : Учитель, 2004 http://www.nachalka.com/book/export/html/1325 http://www.youtube.com/watch?v=Le3Jxjx7ABs http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/razlojenem.php http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/gorenieamm.php http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1% http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=51&noreask=1&source=psearch&text=%D1%84%

Список литературы

  • Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб, для общеобразоват. уч­реждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.: ил.
  • Брейгер, Л. М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы / Л. М. Брейгер. - Вол­гоград : Учитель, 2004
  • http://www.nachalka.com/book/export/html/1325
  • http://www.youtube.com/watch?v=Le3Jxjx7ABs
  • http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/razlojenem.php
  • http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/gorenieamm.php
  • http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=51&noreask=1&source=psearch&text=%D1%84%