Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
Отгадай загадку и узнай о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке
Она
идёт,
она
прошла! Никто
не скажет,
что пришла!
Она - ******* !
«Реакции разложения и соединения»
Цель урока:
изучить реакции разложения и соединения
Задачи:
- провести реакции разложения и соединения;
- совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций;
- научиться определять их тип.
СТРАНА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
1 этап. «Собери рюкзак»
2 этап. «Водопад реакций»
3 этап. «Привал»
4 этап. «Река опытов»
5 этап. «Путь домой»
Установите соответствие
Сравни и оцени
Физические явления
Химические явления
Что такое химические реакции?
Химические реакции или химические явления – это процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие.
По каким признакам можно определить химические реакции?
- Выделение газа;
- Образование осадка;
- Выделение (поглощение) тепла и света;
- Изменение цвета;
- Изменение запаха.
Поднимаемся в гору.
2. Водопад реакций
1. Cu(OH) 2 → CuO +H 2 O
2. Fe + S → FeS
- 1. Cu(OH) 2 → CuO +H 2 O 2. Fe + S → FeS
3. CuO → Cu + O 2
4. Mg + HCl → MgCl 2 + H 2
5. AlCl 3 + KOH → Al(OH ) 3 + KCl
6. СаО + H 2 O → Ca(OH) 2
7. 2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O
По каким признакам можно классифицировать
приведённые реакции ?
3. Привал
Типы реакций
обмен
соединение
разложение
замещение
Взаимодействие меди и хлора
Cu + Cl 2 → CuCl 2
медь + хлор → хлорид
меди ( II )
А + В → АВ
простое простое сложное
вещество вещество вещество
СОЕДИНЕНИЕ
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
- Реакции соединения – это такие реакция, в результате которых из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.
1) Взаимодействие оксида кальция с водой
CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 + Q
2) Взаимодействие оксида серы ( IV ) с водой
SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3
3) Горение оксида серы ( IV )
2 SO 2 + O 2 = 2 SO 3
Нагревание дихромата аммония
( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 + 4 H 2 O - Q
дихромат → оксид + азот + вода
аммония хрома( III )
АВС → ВС + А + АС
сложное менее сложное простое менее сложное
вещество вещество вещество вещество
АВ → А + В
сложное простое простое
вещество вещество вещество
РАЗЛОЖЕНИЕ
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
- Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.
1) Разложение пероксида водорода
2Н 2 О 2 =2Н 2 О + О 2
2) Электролиз воды
2H 2 O = 2H 2 + O 2
3) Разложение перманганата калия
2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химической реакции, но сами при этом в реакции не участвуют.
Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы.
4. Река опытов
Лабораторный опыт №15
Прокаливание меди в пламени спиртовки
Стр. 181
- Опишите внешний вид медной проволоки.
- Каковы условия проведения этой реакции?
- Какой признак реакции наблюдали?
- Составьте уравнение проведённой реакции.
- Назовите исходные вещества и продукты реакции.
- Изменилась ли масса медной проволоки?
5. Путь домой
1. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
а) замещения;
б) соединения;
в) разложения.
2. Катализаторы – это вещества, которые:
а) ускоряют химическую реакцию;
б) замедляют химическую реакцию;
в) не изменяют её скорость.
3.Уравнение реакции разложения:
а) СаО + Si О 2 = CaSiO 3 ;
б) 2КС1О 3 = 2КС1 + 3О 2 ↑;
в) FeS + 2НС1 = FeCl 2 + H 2 S.
4. Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
а) Н 2 + С1 2 →2НС1;
б) Са + О 2 →2СаО;
в) Zn + НС1→ ZnCl 2 + Н 2 ↑.
5. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
А1 + С1 2 → A1C1 3 , равна:
а) 4;
б) 5;
в) 7.
5. «Путь домой».
Правильный ответ.
1- б
2-а
3-б
4-а
5-в
Рефлексия
Сделай вывод
Что нового узнал
на уроке?
Какой опыт понравился больше всего?
1.
2.
3.
Что было трудным для выполнения?
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Подумай, кого из одноклассников ты бы отметил
за работу на уроке? Почему?
Домашнее задание
- № 1 О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
- «Ты знаешь газ легчайший – водород.
- В соединенье с кислородом – это
- Июньский дождь от всех своих щедрот,
- Сентябрьские туманы на рассвете!»
- Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.
- № 2 : Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,
- И даёт ему поручение государственного значения:
- «Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.
- Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.
- Не смогёшь – кого винить? Должен я тебя казнить.
- Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».
- Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.
Глоссарий
Химическая реакция – процесс превращения исходных веществ в продукты реакций.
Физические явления – явления, приводящие к изменению формы или агрегатного состояния вещества, но не приводящие к образованию новых веществ.
Химические явления – явления, при которых одни вещества превращаются в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами.
Электролиз – процесс, протекающий на электродах при пропускании электрического тока.
Горение – физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии (тепла).
Коэффициенты – оказывают количество молекул данного вещества.
Индексы – показывают количество атомов элемента в веществе.
Уравнения реакций – условная запись химической реакции
посредством химических формул и математических знаков.
Список литературы
- Рудзитис Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.: ил.
- Брейгер, Л. М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы / Л. М. Брейгер. - Волгоград : Учитель, 2004
- http://www.nachalka.com/book/export/html/1325
- http://www.youtube.com/watch?v=Le3Jxjx7ABs
- http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/razlojenem.php
- http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/gorenieamm.php
- http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%
- http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=51&noreask=1&source=psearch&text=%D1%84%