Презентация создана для учащихся 5 класса и направлена на достижение следующих целей:
1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка».
2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа.
3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе.
4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.
Просмотр содержимого документа
«Презентация П. П.Бажов "Медной горы хозяйка"»
Павел Петрович Бажов
«Медной горы хозяйка»
Цели урока:
- 1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка».
- 2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа.
- 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе.
- 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.
«Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом...
Вне труда нет и человека»
П.П. Бажов
-Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?
-Каким бывает труд, в который вложена душа человека?
- Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».
Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии
- Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
Фотография 1911 года
- В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
Как и в любой сказке, есть у меня и реальные персонажи, и сказочные герои. Но я же пишу сказы, значит я ничего не придумываю! Любой старожил уральских мест от своих дедушек и бабушек узнавал о Хозяйке всех подземных богатств батюшки Урала. Она может появиться то здесь, то там, чтобы защитить честных, умелых работников. Или же защитить природные богатства.
С экземпляром книги "Малахитовая шкатулка". 1939 г.
- В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
- Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.
- В чем же заключается отличие сказа от сказки?
- Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.
СКАЗ: 1) Народно-эпическое повествование; 2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.
- СКАЗ
- Герои – люди самые обыкновенные
- Фольклорная первооснова
- Рассказчик (из народа)
- Наличие волшебства (быль+вымысел)
- СКАЗКА
- Сказочные герои
- В основе волшебство
- Всегда счастливый конец
«Медной горы Хозяйка» – сказ или сказка?
Почему?
«Медной горы Хозяйка»
- - Кто герои этого произведения?
- - К каким мастерам принадлежат наши герои?
- - Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”
- - Но вот появляется Хозяйка.
- Какой её видит Степан?
- Прочитайте её описание (с. 54-55)
- Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.
- - Расскажите это испытание.
- Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.
- - Расскажите, как было выполнено это поручение?
- - Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?
- Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.
- - Прочитаем этот эпизод с.60-61.
- Какой новый приказ последовал от героини?
- А почему Степан сразу сказал, что у него есть невеста?
- Чем решила привлечь Степана Хозяйка?
- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя?
- А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?
- Уважает Степана Хозяйка
- - А как мы догадываемся, что он ей нравится?
- И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.
- - О чём она его просит?
- - Как закончилась жизнь Степана?
- - Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?
А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что быль?
Докажите, что это сказ.
- 1. Герои – обыкновенные люди.
- 2. Элементы фольклора.
- 3. Присутствие рассказчика.
- 4. Волшебство и таинственность в повествовании
- На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа : «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…»
- Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы?
- А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека»
и соотнесём эти слова со словами , высеченными на памятнике.
Домашнее задание:
- нарисовать иллюстрации,
- прочитать сказ «Малахитовая шкатулка»,
- подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки»
Используемая литература:
- 1. Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение , 2009.
- 2.О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» Москва. «Экзамен» 2006.
-
- 3. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева ,И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по литературе» Издание 2-е ,дополнительное. Москва. «ВАКО» 2003.
-
- 4. Ресурсы Интернет.