СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация П. П.Бажов "Медной горы хозяйка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана для учащихся 5 класса и направлена на достижение следующих целей: —1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка». —2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа. — 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе. —4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.

Просмотр содержимого документа
«Презентация П. П.Бажов "Медной горы хозяйка"»

Павел Петрович Бажов «Медной горы хозяйка»

Павел Петрович Бажов

«Медной горы хозяйка»

Цели урока: 1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка». 2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа.  3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе. 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.

Цели урока:

  • 1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка».
  • 2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа.
  • 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе.
  • 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.
«Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом...  Вне труда нет и человека» П.П. Бажов -Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?  -Каким бывает труд, в который вложена душа человека?

«Чем велик и прекрасен человек?

Одухотворенным трудом...

Вне труда нет и человека»

П.П. Бажов

-Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?

-Каким бывает труд, в который вложена душа человека?

Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии
  • Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».

Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии

Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!» Фотография 1911 года
  • Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»

Фотография 1911 года

 В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники. Бажов за работой
  • В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
  • Бажов за работой
Как и в любой сказке, есть у меня и реальные персонажи, и сказочные герои. Но я же пишу сказы, значит я ничего не придумываю! Любой старожил уральских мест от своих дедушек и бабушек узнавал о Хозяйке всех подземных богатств батюшки Урала. Она может появиться то здесь, то там, чтобы защитить честных, умелых работников. Или же защитить природные богатства. С экземпляром книги

Как и в любой сказке, есть у меня и реальные персонажи, и сказочные герои. Но я же пишу сказы, значит я ничего не придумываю! Любой старожил уральских мест от своих дедушек и бабушек узнавал о Хозяйке всех подземных богатств батюшки Урала. Она может появиться то здесь, то там, чтобы защитить честных, умелых работников. Или же защитить природные богатства.

С экземпляром книги "Малахитовая шкатулка". 1939 г.

 В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
  • В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа. В чем же заключается отличие сказа от сказки? Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.
  • Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.
  • В чем же заключается отличие сказа от сказки?
  • Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.

  СКАЗ:  1) Народно-эпическое повествование;  2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. СКАЗ Герои – люди самые обыкновенные Фольклорная первооснова Рассказчик (из народа) Наличие волшебства (быль+вымысел) СКАЗКА Сказочные герои В основе волшебство Всегда счастливый конец «Медной горы Хозяйка» – сказ или сказка? Почему?

СКАЗ: 1) Народно-эпическое повествование; 2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

  • СКАЗ
  • Герои – люди самые обыкновенные
  • Фольклорная первооснова
  • Рассказчик (из народа)
  • Наличие волшебства (быль+вымысел)
  • СКАЗКА
  • Сказочные герои
  • В основе волшебство
  • Всегда счастливый конец

«Медной горы Хозяйка» – сказ или сказка?

Почему?

«Медной горы Хозяйка» - Кто герои этого произведения? - К каким мастерам принадлежат наши герои? - Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”

«Медной горы Хозяйка»

  • - Кто герои этого произведения?
  • - К каким мастерам принадлежат наши герои?
  • - Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”
- Но вот появляется Хозяйка. Какой её видит Степан? Прочитайте её описание (с. 54-55)
  • - Но вот появляется Хозяйка.
  • Какой её видит Степан?
  • Прочитайте её описание (с. 54-55)
Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание. - Расскажите это испытание. Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то. - Расскажите, как было выполнено это поручение? - Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?
  • Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.
  • - Расскажите это испытание.
  • Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.
  • - Расскажите, как было выполнено это поручение?
  • - Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?
Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой. - Прочитаем этот эпизод с.60-61.
  • Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.
  • - Прочитаем этот эпизод с.60-61.
- Какой новый приказ последовал от героини? - А почему Степан сразу сказал, что у него есть невеста? - Чем решила привлечь Степана Хозяйка? Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя?  А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?

- Какой новый приказ последовал от героини?

- А почему Степан сразу сказал, что у него есть невеста?

- Чем решила привлечь Степана Хозяйка?

  • Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя?
  • А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?
Уважает Степана Хозяйка - А как мы догадываемся, что он ей нравится? И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки. - О чём она его просит? - Как закончилась жизнь Степана? - Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?
  • Уважает Степана Хозяйка
  • - А как мы догадываемся, что он ей нравится?
  • И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.
  • - О чём она его просит?
  • - Как закончилась жизнь Степана?
  • - Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?
А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что быль? Докажите, что это сказ. 1. Герои – обыкновенные люди. 2. Элементы фольклора. 3. Присутствие рассказчика. 4. Волшебство и таинственность в повествовании

А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что быль?

Докажите, что это сказ.

  • 1. Герои – обыкновенные люди.
  • 2. Элементы фольклора.
  • 3. Присутствие рассказчика.
  • 4. Волшебство и таинственность в повествовании
На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа : «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…» Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы?
  • На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа : «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…»
  • Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы?
А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека»  и соотнесём эти слова со словами , высеченными на памятнике.
  • А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека»

и соотнесём эти слова со словами , высеченными на памятнике.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации, прочитать сказ «Малахитовая шкатулка», подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки»

Домашнее задание:

  • нарисовать иллюстрации,
  • прочитать сказ «Малахитовая шкатулка»,
  • подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки»

Используемая литература: 1. Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение , 2009. 2.О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» Москва. «Экзамен» 2006.   3. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева ,И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по литературе» Издание 2-е ,дополнительное. Москва. «ВАКО» 2003.   4. Ресурсы Интернет.

Используемая литература:

  • 1. Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение , 2009.
  • 2.О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» Москва. «Экзамен» 2006.
  •  
  • 3. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева ,И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по литературе» Издание 2-е ,дополнительное. Москва. «ВАКО» 2003.
  •  
  • 4. Ресурсы Интернет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!