Презентация
«Патриотизм и верность воинскому долгу –
основные качества защитника Отечества»
Выполнил:
Преподаватель-организатор ОБЖ А.Н.Селихов
МБОУ Вадская СОШ
2013 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В 90-е годы произошли кардинальные изменения направлений общественного развития Российского общества, которые вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. В результате распада единого многонационального государства обострились межнациональные отношения – возникли конфликтные ситуации, в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, исчезли условия для формирования высоконравствен-ой, социально – активной личности с чётко выраженной гражданской позицией. В обществе, детско–молодёжной среде получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность. Многие дети оказались за пределами воспитательной среды на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях.
Происходящие процессы выдвинули ряд значимых, качественно новых задач в создании суверенного, экономически развитого, цивилизованного и демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы. Последние годы у молодёжи произошла переориентация с общественно–значимых на личностно–значимые ценностные ориентиры. Это вызывает необходимость формирования у учащихся ответственности за судьбу Отечества и готовности к её защите. Для этого необходимо выработать стойкую мотивацию осознанной целенаправленной подготовки ученика к службе в армии.
Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий, сложившихся в современной школе.
- Противоречие между задачей школы подготовить юношей к службе в Вооружённых силах и пропагандой в СМИ негативных сторон военной службы.
- Противоречие между целью раздела ОВС по подготовке юношей к службе в ВС и нежеланием призывников служить в ВС.
- Противоречие между традиционной формой оценки знаний и необходимостью осознания учащимися необходимых навыков безопасного поведения в чрезвычайных условиях военной службы.
Главное, что отличает современную школу от прежней, - отсутствие рамок, жёсткой регламентации во всём. Появилась свобода для учителя – в выборе программ, методов, подходов.
И для учеников – для довольно большой части подростков сегодня характерно увлечённость жизнью только своей микро-группы, размытость нравственность ориентиров, завышенная самооценка, преобладание деловых ценностей над моральными.
Дефекты общественного и нравственного сознания усугубляются пропагандой СМИ, отношением в обществе к процессам, которые происходят в Вооружённых силах.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю:
ЦЕЛЬ:
- Подготовка юношей к службе, формирование осознанного восприятия необходимости защиты Родины, воспитание чувства патриотизма
ЗАДАЧИ:
- Формирование реального представления о военной службе, процессах происходящих в ней.
- Формирование личностных качеств будущего защитника Отечества, знаний и навыков, повышающих его социальную защиту и безопасность при действиях в экстремальных и сложных обстоятельствах военной службы
- Введение в содержание учебных занятий, представление о военной службе, как о чрезвычайной ситуации, требующей мобилизации физических и психических сил.
- Отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.
- Введение активных форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями учащихся на разных этапах процесса обучения.
В процессе решения этих задач решаются следующие педагогические задачи:
- Повышение мотивации обучения.
- Формирование прочных знаний, умений и навыков.
- Формирование осознанного подхода к самообразованию, подготовки физической и психологической.
- Воспитание социальных и гражданских качеств личности (патриотизм, гражданская позиция и т.д.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
- обеспечить полное и качественное выполнение раздела «Основы военной подготовки»
- улучшить физическое здоровье и повысить духовно-нравственный потенциал
молодёжи призывного возраста
- повысить эффективность патриотического воспитания
- улучшить уровень развития военно-прикладных видов спорта
- привлечь учащихся к обучению их массовым техническим профессиям, имеющим
военно-прикладное искусство
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
В «Концепции модернизации российского образования на период до
2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди
которых важнейшим является увеличение воспитательного
потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно школой воспитания гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Наиболее важное среди духовных качеств российского воина - любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям и народу – это и есть высочайший патриотизм.
Воспитание патриотического сознания учащихся
на боевых традициях народа и вооруженных сил
Патриотическое воспитание учащихся – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в России.
Мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:
- «Вахта памяти» - выставление караула в дни памяти около памятника погибшим воинам
- шефство – уборка территории, поддержание надлежащего порядка, где стоит мемориал погибшим в ВОВ
- организация мероприятий, посвященных Дню Победы
- творческие мастерские
- подарки ветеранам, организация выставок, викторин, конкурсов
- конкурс сочинений, рефератов по теме ВОВ, герои нашей Родины
- подарки, фестиваль открыток – поздравления ко Дню Победы
- литературно-музыкальные композиции «Война в произведениях литературы»
- выставка рисунков»Слава армии нашей»
- проведение экскурсий, уроков Мужества
- конкурсы военно-патриотической песни, строя и другие
Патриотическое воспитание учащихся – это проверенный способ
внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы
и веры в Россию.
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за
независимость нашей Родины :
«Вахта памяти» - выставка караула в дни памяти около памятника погибшим воинам.
«Вахта памяти»
Достойный вклад в дело патриотического воспитания
вносят наши ветераны
Школа поддерживает тесную связь с ветеранами ВОВ. Представители районного комитета ветеранов войны, совет ветеранов вооруженных сил регулярно бывают у нас в школе, проводятся беседы, встречи, организуются мероприятия, посвященные дню Защитника Отечества, Победы с вручением памятных подарков ветеранам, проходили конкурсы патриотической песни (хоровое исполнение, ансамблевые, сольные), конкурс исторических бюллетеней, посвященных дням воинской славы России, выставки рисунков «Слава армии родной», конкурс чтецов «Дорогой подвига», литературно-музыкальные композиции «Война в произведениях литературы» - все это способствует сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб, является важнейшим аспектом военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к защите Отечества.
Военно-спортивные игры и соревнования
в воспитании патриотизма учащихся
Военно-спортивная игра «Зарница» - одна из форм
военно-патриотического и физического воспитания,
формирует качества, необходимые будущему воину,
защитнику Родины
Взаимосвязь школьного и воинского коллектива, формирование
патриотических качеств учащихся как будущих защитников Отечества
Наибольший эффект по вопросу «Подготовка старшеклассников к службе в ВС» учащиеся получают на пятидневных учебных сборах, которые с 2000 года проводятся ежегодно.
Проведение учебных сборов в 2008 учебном году.
В соответствии с Распоряжением главы местного самоуправления Вадского муниципального района «О пятидневных сборах для граждан, проходящих подготовку по основам военной службы в муниципальных общеобразовательных учреждениях Вадского района»
Сборы проводились во исполнение Указа Губернатора Нижегородской области «Об организации обучения граждан начальным занятиям в области обороны и их подготовки по основам военной службы»
Взаимосвязь школьного и воинского коллектива,
формирование патриотических качеств учащихся,
как будущих защитников Отечества
Военно полевые
Военная часть в Сормове
Учебные сборы
Задачи учебных сборов :
- Формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы
- Изучение основ безопасности военной службы, основ тактической, строевой подготовки, изучение устава ВС, сдача нормативов по физической подготовке
- Практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов
Знакомство с сормовской мотострелковой дивизией
На стрельбищах
2 часть сборов проходила на базе оздоровительного лагеря «Связист»
Условия проживания и занятий были приближены к максимальным
Теоретическая часть :
- Изучение устава военной службы
- Азы гражданской обороны
- Оказание первой медицинской помощи
Практическая часть :
- Физическая и строевая подготовка
- Несение караульной службы
- Разборка и сборка АКМ
- Сдача нормативов по физической подготовке
Идут стрельбы
В ходе учебных сборов отрабатывались следующие вопросы учебной программы:
- основные элементы строевой и тактической подготовки
- устройство, назначение, тактико-технические характеристики автомата
АК-74, основы применения стрелкового оружия и меры безопасности при
обращении с ним
- организация жизни и быта военнослужащих
- организация боевой подготовки в воинской части
- организация физической подготовки
- организация и проведение занятий по медицинской подготовке
Теоретическая и практическая часть учебных сборов проводилась преподавателями ОБЖ, учителями физической культуры, медицинским работником. Впоследствии учащиеся показали хорошие знания и навыки по разборке и сборке автомата Калашникова, все учащиеся справились с нормативами по физической подготовке. Коллектив учащихся за короткий промежуток времени стал сплоченнее и дружнее. В целом учебные сборы проведены на должном уровне, с соблюдением норм охраны жизни и безопасности его участников .
Дни в лагере пролетели незаметно.
За это время мы возмужали и стали гораздо серьезнее.
На подведении итогов сборов многим вручили грамоты.
(Мнение учащихся )
Понимая всю сложность патриотического воспитания,
считаю, что именно школа, основной стержень
- предмет ОБЖ –
должны взять на себя основную нагрузку
по патриотическому воспитанию подрастающего
поколения, которая гарантировала бы укрепление
территориальной целостности России, любовь к ней,
защиту Родины, как в мирное, так и военное время.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Считаю, что показателем моей работы является следующее:
- выпускники выбирают для прохождения итоговой аттестации экзамен по курсу ОБЖ
- большинство из них мотивируют тем, что знания по предмету пригодятся в жизни
- в большинстве случаев учащиеся подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие знания по курсу ОБЖ, в частности по разделу «Основы военной службы»
- мои ученики являются победителями и призёрами районных олимпиад по ОБЖ
- важным составляющим всесторонней подготовки учащихся по ОБЖ, а также юношей к военной службе, являются воспитание у них творческого, системного характера мышления
- формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.