(СЛАЙД 1) Меня зовут Карякина Наталья Олеговна. Вот уже более 20 лет я работаю учителем химии. Попала в школу случайно, в силу обстоятельств, думала на время, а оказалось навсегда. ХОТЯ предсказано это было еще в 10 классе моим учителем химии. Не раз пробовала сменить профессию, да не тут то было. Видимо, школа обладает магнитной энергией и тянет меня к себе. Туда где все подвластно детям, в мир, где нет рутины, где каждый миг новый. Туда, где один вопрос ребенка в момент рушит построенные планы.
(СЛАЙД 2) На протяжении всех лет работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Ведь не секрет, что химия один из сложных предметов в школьном компоненте и дается его освоение не каждому. А если еще учитывать, что ребенок приходит на этот предмет в ожидании фокусов и принять то, что эти фокусы он сможет проделывать сам, как только освоит науку, очень сложно. Осваивать науку, постигать тайны, окунаться в мир химии хочет, к сожалению, не каждый.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или посредством моего предмета помочь им найти себя и свое место в этом огромном мире? (СЛАЙД3) И тут появляются новые вопросы: чему учить, как развить у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Каким способам деятельности обучать детей? Как сделать урок интересным и захватывающим?
(СЛАЙД4)Прочитав однажды слова А. Твардовского «учитель должен не воспитать свое подобие из ученика, а помочь ему найти себя в этом мире», сделала их целью моей педагогической деятельности.
(СЛАЙД5)Я стремлюсь увлечь химией учащихся и показать, что это интересная и полезная наука, грамотное применение которой делает жизнь лучше; привить желание учиться дальше и стремление постигать всё новое и неизведанное. Но главной моей задачей остается преподнесение жизненного урока - урока доброты, порядочности, честности.
(СЛАЙД6)У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса. Государственный образовательный стандарт определяет шесть основных групп предметных требований освоения учащимися образовательной программы по химии. Многие из этих требований традиционны, вместе с тем новый Стандарт требует в большей мере, чем ранее, осмысленности знаний, связи их с жизнью и способности использовать полученные знания в различных ситуациях.
Сегодня я – организатор процесса обучения, процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Я – консультант, помощник, управленец. В основе моей деятельности лежит рефлексивный подход, что способствует формированию системы универсальных учебных действий.
(СЛАЙД7)Для формирования УУД и ключевых компетенций, выбираю такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом; стараюсь сделать учебный процесс интересным, занимательным, современным.
(СЛАЙД8)Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечают: проектная технология, технология развития критического мышления, игровые, информационно-коммуникативные технологии, уровневой дифференциации, проблемное обучение.
(СЛАЙД9)С первых дней своей педагогической деятельности на уроках я применяю игровые технологии. Так как считаю, что играя, ученик позволяет открыться в большей степени и проявить свои способности в той области, где он чувствует себя более комфортно.
(СЛАЙД10)В зависимости от темы урока я применяю как ролевые, так и деловые и дидактические игры. При проверке терминологии использую химическую дуэль, кроссворды или химическое лото, изучая физические и химические явления – составляем сказки, где ребята не только описывают то или другое явление, но и стараются предсказать последствия действий. При составлении химических уравнений реакции, расстановки коэффициентов перед ребятами ставиться цель найти ошибку и исправить ее.
(СЛАЙД11)Постановка системы практических занятий, на мой взгляд - совершенно необходимый компонент химического образования. При проведении химического эксперимента реализую проблемно-поисковый подход. Убеждена, что только дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала.
(СЛАЙД12)При организации проектно-исследовательской деятельности помню, что развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно. (СЛАЙД пример). Поэтому использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть. Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций. Все это способствует приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
(СЛАЙД13) Деятельностно - компетентностный подход к обучению химии применяю, вовлекая учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся выступают на уроках лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами, а в 11 классах самостоятельно проводят уроки с последующим контролем.
Химия, как ни один другой школьный предмет, отвечает за формирование у школьников основ экологической культуры. Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности я стараюсь привязать к решению вопросов экологии и сохранения здоровья, ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем.
(СЛАЙД14)Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность работать с большим объемом информации. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. Использование видеоуроков преподавателей химии в интернете (Иванцова Я.И уч. перв. кат. Москва шк. № 1360,Хакимова Л.…) помогают в объяснении новых или повторения старых тем, закреплении и систематизировании полученных знаний.
(СЛАЙД15) Международные исследования показали, что российские школьники, обладая достаточно большим объёмом теоретических знаний, не демонстрируют функциональность этих знаний. Поэтому при решении задач использую ситуационные задания PISA и TIMSS, носящие проблемный характер, которые возникают в быту каждого человека (выбрать продукты при соблюдении диеты), а также в жизни человека как члена общества (например, определить наиболее целесообразное для города место строительства электростанции) или как гражданина мира (например, оценить последствия экологической катастрофы). Такие задания позволяют оценить способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
У Маргариты Алигер есть такие строки: «О, химия, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть физика нам будет вместо рук, Пусть будет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер. И знанья человеческие шире».
(СЛАЙД16) Чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных предметов в школе стараюсь применять метапредметный подход, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, так как считаю метапредметные результаты обучения – самым сильным зерном в новых стандартах. Именно они способны стать мостами, связывающими все предметы, помогающими покорить горы знаний.
Гипотеза: если систематически совмещать традиционную самостоятельную работу с учебником и индивидуальную деятельность с преподавателем с учебными электронными пособиями, то значительно повышается познавательный интерес учащихся, что способствует качественному усвоению изучаемого материала. (СЛАЙД17) Наши успехи за прошлый и настоящий учебный год.+ мини проэкты, находящиеся на этапе завершения.
(СЛАЙД18) В школе никогда не случаются «остановки в развитии»: всё время приходится осваивать и узнавать что-то новое. Мне нравится учить детей и совершенствовать свои знания. Самое большое моё желание – видеть своих учеников успешными, образованными людьми. Народная мудрость гласит: «Учительская профессия имеет, как минимум, один общий признак сходства с работой домохозяйки: их работу видно только тогда, когда она не сделана».
(СЛАЙД 19) Вся моя работа была бы не возможна без помощи и поддержки моих коллег и семьи. Большое им спасибо, за данную мне возможность, заниматься любимым делом.