Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем не хитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
мы взрослых назовём»
« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В. Меджеринская
Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ
Л . С . Выготский , П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А . В . Запорожец Д.В. Менджерицкая и др.
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Особенности развития игровой деятельности ребенка :
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Человеческая игра –
это такая деятельность,
в которой воссоздаются
социальные отношения между
людьми вне условий
непосредственно
утилитарной деятельности
(Д.Б. Эльконин )
В ней развиваются:
- способности к воображению;
- произвольной регуляции действий и чувств;
- приобретается опыт взаимодействия и
взаимопонимания с другими.
Значение игры
Сюжетно-ролевая игра дошкольников
роль (правила воображаемая игровые
поведения) ситуация действия
игровое употребление реальные отношения
предметов между играющими
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский
Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу А.С. Макаренко
Методы и формы системного обогащения сюжетов
игр и игровых методов.
В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей:
«социально-коммуникативное»;
«познавательное развитие»;
«речевое развитие»;
«художественно-эстетическое развитие»;
«физическое развитие».
Виды деятельности по ФГОС ДО
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Самообслуживание.
Конструирование.
Изобразительная деятельность.
Музыкальная.
Двигательная.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдение.
- Экскурсии.
- Составление рассказов.
- Дидактические игры и упражнения.
- Пальчиковые игры.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Изобразительная деятельность.
- Конструирование.
- Музыкальная деятельность.
- Решение проблемных ситуаций.
- Подвижные игры.
Игровые технологии
Технология - (в переводе с греческого языка «Наука о мастерстве» .
Игровые технологии-обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .
Игровая технология
• строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
• в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
• При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Этапы педагогической технологии
1 этап
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.
2 этап
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
-определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
-создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
-совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Как же правильно выстраивать педагогическую поддержку детской игры?
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)
Активизация свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.
Общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства: приёмы формирования у детей условного игрового действия (2—3 года), ролевого поведения (3—5 лет), способов творческого сюжетосложения (5—7 лет).
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)
Принципы:
1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику.
Сюжет игры:
На этапе формирования условных игровых действий - однотемные, одноперсонажные сюжеты.
На этапе формирования ролевого поведения - многоперсонажный сюжет.
На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры - многотемные сюжеты.
Педагогический процесс организации игры двучастный: 1.моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми;
2. создание условий для самостоятельной детской игры.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игры в адаптационный период:
Задачи: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у детей положительное отношение к детскому саду
Формы и методы проведения:
- фронтальные игры;
- использование в играх копий реальных предметов, а не их заместителей. Предложение всем одинаковых предметов.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игра младших дошкольников (2-3 года).
Задачи:
Знакомить детей с разнообразием игровых целей.
Побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и проявлять инициативу.
Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения цели.
Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игра детей 3-5 лет.
Направления работы:
1.Продолжение работы по подготовке детей к принятию роли.
Способы:
-организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых.
-наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей.
2.Обогащение индивидуальной ролевой игры ребёнка.
- Принятие взрослым параллельной роли.
- Введение в игру ребёнка новых атрибутов.
- Расширение диапазона принимаемых ребёнком ролей.
Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.
4.Подготовка ребёнка к ролевому взаимодействию.
Совместная игра взрослого с детьми. Основная цель взрослого – удержать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.
Игра детей 5-7 лет.
1.Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.
Воспитатель осуществляет скрытое управление игрой, взяв на себя особую, постоянную для всех игр роль – диспетчера или волшебницы.
2. Обогащение событийной стороны содержания игры.
- Принятие воспитателем роли «диспетчера» или «волшебницы».
- Создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события: совместная деятельность взрослых и детей по созданию тематических книжек для игр («библиотека» игр).
3. Рассказы воспитателя из личного опыта о том, как играли в детстве.
3. Создание игровой среды.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология комплексного руководства игрой дошкольников С.Л. Новосёловой (80-ые годы)
Комплексный метод включает следующие компоненты:
- планомерное обогащение жизненного опыта;
- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
- своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Технологии развития сюжетно-ролевой игры
Название технологии, автор
Характерные особенности
Технология Д.В. Менджерицкой (70-80-е годы 20 века)
Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т.е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
2 направления:
-Работа педагога по обогащению эмоционально-чувственного опыта детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
- Педагог - партнёр по игре. Он берёт на себя роль (преимущественно второстепенную).
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику
Из этого следует
- Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
- Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
- Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей
- Не заменять игру другими видами деятельности
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА , СПОСОБСТВУЮТЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ
Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей.
Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними.
Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.
Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.
Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.
Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.
Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.
Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить всё ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.
Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.
Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА – НАЦЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ИГРУ.
В пособии представлено ежемесячное карточное планирование как модель совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет в рамках освоения сюжетно-ролевой игры, включающее предварительную работу по обогащению игрового и жизненного опыта дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Магазин", " Детский сад ", "Шоферы", "Строители". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно распределить и эффективно спланировать систему игровой деятельности детей на весь учебный год . Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: " Социально-коммуникативное развитие ", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников .
В пособии представлено ежемесячное карточное планирование по моделированию совместной деятельности педагога и детей 3-4 лет в рамках системного и постепенного освоения младшими дошкольниками содержания сюжетно-ролевых игр: "Больница", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В. А. Сухомлинский
Дайте детству состояться!
Дайте детству наиграться!