СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Педагогическое творчество"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийная работа «Механизмы реализации индивидуального и коллективного творчества педагогов». Педагогическое творчество. Педагогическое новаторство. Педмастерство.     

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Педагогическое творчество"»

     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»  (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)  Институт педагогики и психологии  Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики и психологии   Мультимедийная работа  «Механизмы реализации индивидуального и коллективного творчества педагогов»  по дисциплине: Практическая педагогика Выполнила: Луцай Д.В., студентка группы ПОно-25 Научный руководитель: к.п.н. Рыбалева И.А. Комсомольск-на-Амуре, 2014

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ») Институт педагогики и психологии Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Мультимедийная работа

«Механизмы реализации индивидуального и коллективного творчества педагогов»

по дисциплине: Практическая педагогика

Выполнила: Луцай Д.В., студентка группы ПОно-25

Научный руководитель: к.п.н. Рыбалева И.А.

Комсомольск-на-Амуре, 2014

Содержание Понятие творчества Направленность педагогического творчества Критерии педагогического творчества Педагогическая импровизация Особенности педагогического творчества Структура творческой педагогической деятельности Личностный смысл в педагогическом творчестве Творческий стиль в педагогической деятельности Педагогическое новаторство Педагогическое мастерство Выводы Библиографический список

Содержание

  • Понятие творчества
  • Направленность педагогического творчества
  • Критерии педагогического творчества
  • Педагогическая импровизация
  • Особенности педагогического творчества
  • Структура творческой педагогической деятельности
  • Личностный смысл в педагогическом творчестве
  • Творческий стиль в педагогической деятельности
  • Педагогическое новаторство
  • Педагогическое мастерство
  • Выводы
  • Библиографический список
Понятие творчества  Хотя единого определения творчества пока еще нет, понятие о нем сложилось достаточно определенное.   Творчество  — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Понятие творчества

Хотя единого определения творчества пока еще нет, понятие о нем сложилось достаточно определенное. 

Творчество  — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Понятие творчества  Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным.  

Понятие творчества

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным.  

Понятие творчества Единого определения педагогического творчества нет. Наиболее известное дает педагогический словарь Г.М. Коджаспировой:  Педагогическое творчество — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.  

Понятие творчества

Единого определения

педагогического творчества нет.

Наиболее известное дает

педагогический словарь

Г.М. Коджаспировой:

Педагогическое творчество

выработка и воплощение учителем

в постоянно меняющихся условиях

учебно-воспитательного процесса,

в общении с детьми оптимальных

и нестандартных

педагогических решений.  

Понятие творчества  Также известны следующие определения:  Педагогическое творчество — оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (Словарь терминов по общей и социальной педагогике)

Понятие творчества

Также известны следующие определения:

Педагогическое творчество — оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (Словарь терминов по общей и социальной педагогике)

Понятие творчества Педагогическое творчество — педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагающая сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся уникальностью, неповторимостью.  (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины)

Понятие творчества

Педагогическое творчество

педагогическая деятельность,

отличающаяся своей новизной

и оригинальностью и

предполагающая сотворение

(формирование, воспитание)

творческой личности,

отличающейся уникальностью,

неповторимостью. 

(Современный образовательный

процесс: основные понятия и термины)

Понятие творчества     В. А. Кан-Калик дал такое     определение творческой     сущности педагогической     деятельности :«Своеобразие     педагогического творчества     заключается в том, что творческий    характер носит не только акт     решения педагогической задачи,    но и сам процесс воплощения этого    решения в общении с детьми». В. А. Кан-Калик

Понятие творчества

В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности :«Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

В. А. Кан-Калик

Понятие творчества Для описания творческого характера педагогической деятельности Г.М.Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности.

Понятие творчества

Для описания творческого

характера педагогической

деятельности Г.М.Коджаспирова

считает наиболее применимым

понятие «созидание».

Педагог путем творческих усилий

и труда вызывает к жизни

потенциальные возможности ученика,

воспитанника, создает условия для

развития и самосовершенствования

неповторимой личности.

Понятие творчества Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но, в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, так как его продуктом всегда остается развитие личности. 

Понятие творчества

Педагогическая деятельность

— процесс постоянного

творчества. Но, в отличие от

творчества в других сферах,

творчество педагога не имеет

своей целью создание

социально ценного нового,

оригинального, так как его

продуктом всегда остается

развитие личности. 

 Направленность педагогического творчества   Педагогическое творчество направлено на: Личностное развитие ученика Целенаправленное преобразование педагогической ситуации Интеллектуальное развитие ученика

Направленность педагогического творчества

Педагогическое творчество направлено на:

Личностное развитие ученика

Целенаправленное преобразование педагогической ситуации

Интеллектуальное развитие ученика

Критерии педагогического творчества Способность к самосовершенствованию и самообразованию Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов Способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции

Критерии педагогического творчества

Способность к самосовершенствованию и самообразованию

Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов

Способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции

Разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание Умение видеть «веер вариантов» Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание

Умение видеть «веер вариантов»

Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях

Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление

Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности

Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях

Педагогическая импровизация  Педагогическая импровизация по сей день   остается «белым пятном» в педагогике.   Тем не менее, она является важнейшей   составляющей творческого процесса  учителя.   Умение легко импровизировать – это путь   восхождения к педагогическому  мастерству.  

Педагогическая импровизация

Педагогическая импровизация по сей день

остается «белым пятном» в педагогике. 

Тем не менее, она является важнейшей

составляющей творческого процесса

учителя.

Умение легко импровизировать – это путь

восхождения к педагогическому

мастерству.  

Деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания Элемент педагогической деятельности, рождающийся непосредственно по ходу и в самой деятельности, без предварительной подготовки Деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе урока без предварительной подготовки и носящая спонтанный характер Педагогическая импровизация

Деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания

Элемент педагогической деятельности, рождающийся непосредственно по ходу и в самой деятельности, без предварительной подготовки

Деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе урока без предварительной подготовки и носящая спонтанный характер

Педагогическая импровизация

Педагогическая импровизация  Цель : нахождение нового решения в конкретных условиях обучения.  Сущность : быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.

Педагогическая импровизация

Цель : нахождение

нового решения в

конкретных условиях

обучения.

Сущность : быстрое и

гибкое реагирование

на возникающие

педагогические задачи.

Педагогическая импровизация  Импровизация  возможна ,  если  учитель  обладает : Быстротой реакции Способно-стью к моменталь-ному воссозданию принимае-мого решения Фундамен-тальными знаниями Развитым воображе-нием и интуицией

Педагогическая импровизация

Импровизация возможна , если учитель обладает :

Быстротой реакции

Способно-стью к моменталь-ному воссозданию принимае-мого решения

Фундамен-тальными знаниями

Развитым воображе-нием и интуицией

Этапы педагогической импровизации I Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной её реализации Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной её реализации II Выбор пути реализации педагогической идеи Выбор пути реализации педагогической идеи III Воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть импровизации Воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть импровизации IV Принятие решения о продолжении импровизации, если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении Принятие решения о продолжении импровизации, если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении

Этапы педагогической импровизации

I

  • Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной её реализации
  • Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной её реализации

II

  • Выбор пути реализации педагогической идеи
  • Выбор пути реализации педагогической идеи

III

  • Воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть импровизации
  • Воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть импровизации

IV

  • Принятие решения о продолжении импровизации, если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении
  • Принятие решения о продолжении импровизации, если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении
 Способы обучения  импровизации   вкрапление элементов импровизации  в ход преподавания учебных дисциплин и обучение приёмам импровизации специальный тренинг , который включает анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения импровизации, групповое составление педагогических задач и их импровизационный показ и т. д.) специальные упражнения  для развития педагогического мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения

Способы обучения импровизации

  • вкрапление элементов импровизации в ход преподавания учебных дисциплин и обучение приёмам импровизации
  • специальный тренинг , который включает анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения импровизации, групповое составление педагогических задач и их импровизационный показ и т. д.)
  • специальные упражнения для развития педагогического мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения
Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский) Жесткая регламентированность во времени и пространстве:  этапы творческого процесса между собой  жестко связаны во времени;  паузы между этапами творческого акта  практически исключены;  педагог всегда ограничен   во времени.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)

  • Жесткая регламентированность во времени и пространстве:
  • этапы творческого процесса между собой жестко связаны во времени;
  • паузы между этапами творческого акта практически исключены;
  • педагог всегда ограничен

во времени.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский) Отсроченность результатов .  Результаты деятельности учителя  оцениваются весьма частично и относительно.  Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие  обоснованного решения  на новом этапе  педагогической  деятельности.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)

  • Отсроченность результатов .

Результаты деятельности учителя

оцениваются весьма частично и относительно.

Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие

обоснованного решения

на новом этапе

педагогической

деятельности.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский) 3. Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)

3. Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский) Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся.

Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)

  • Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса.
  • Умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся.
 Структура творческой педагогической деятельности    Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.  С этой точки зрения в структуре педагогического творчества можно выделить:

Структура творческой педагогической деятельности

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

С этой точки зрения в структуре педагогического творчества можно выделить:

Инновативность

Стремление человека к новому, способность восприятия нового.

Знания

Продукт мышления и деятельности, инвариант разнообразия однородных предметов.

Мышление

Единство дискуссии и интуиции, сознательного и бессознательного.

Интуиция

Необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов, логических программ поиска решения задачи.

Воображение

«Возникающее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества».

Вдохновение

Особый подъем сил, создающий условия для инсайта (от англ. «постижение», «озарение»), т.е. внезапного и невыводимого из прошлого опыта понимания существа проблемы.

Импровизация

(от лат. «неожиданный», «непредвиденный»). «Педагогическая импровизация, – считает Л.Ю Берикханова – является неотъемлемым и очень важным компонентом творческой деятельности учителя, эффективным средством оперативного воплощения оптимального педагогического решения».

Умения

Творческие умения связаны с когнитивной, коммуникативной и другими сторонами творчества.

Личностный смысл в педагогическом творчестве  Личностный смысл педагогической деятельности – целостное динамическое образование личности, отражающее осознанно позитивное отношение к профессиональным ценностям педагогической деятельности, которое проявляется в активной творческой, сознательной и ответственной профессиональной деятельности, осознанной потребности в профессионально-личностном саморазвитии, что и обеспечивает творческий рост педагога.

Личностный смысл в педагогическом творчестве

Личностный смысл педагогической деятельности – целостное динамическое образование личности, отражающее осознанно позитивное отношение к профессиональным ценностям педагогической деятельности, которое проявляется в активной творческой, сознательной и ответственной профессиональной деятельности, осознанной потребности в профессионально-личностном саморазвитии, что и обеспечивает творческий рост педагога.

Личностный смысл в педагогическом творчестве Акцент личностного смысла видится в понятии самоактуализация , что означает особый вид, реальный процесс развития и саморазвития человека.

Личностный смысл в педагогическом творчестве

Акцент личностного смысла

видится в понятии

самоактуализация , что

означает особый вид,

реальный процесс развития

и саморазвития человека.

Личностный смысл в педагогическом творчестве Педагог осуществляет деятельность, направленную на развитие самого себя, через изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия своего потенциала. Самоактуализирующийся педагог отличается реалистичностью, хорошим чувством юмора, креативностью и имеет позитивную Я-концепцию.

Личностный смысл в педагогическом творчестве

Педагог осуществляет деятельность,

направленную на развитие самого себя, через

изменение представлений о себе и мире,

жизненного плана, с целью полного раскрытия

своего потенциала.

Самоактуализирующийся

педагог отличается

реалистичностью, хорошим

чувством юмора,

креативностью и имеет

позитивную Я-концепцию.

Личностный смысл в педагогическом творчестве В процессе самоактуализации педагог должен: сформировать четкое представление о своих возможностях соответствовать уровню собственных возможностей стремиться к решению сложных, но посильных задач

Личностный смысл в педагогическом творчестве

В процессе самоактуализации

педагог должен:

сформировать четкое представление о своих возможностях

соответствовать уровню собственных возможностей

стремиться к решению сложных, но посильных задач

Личностный смысл в педагогическом творчестве Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами.

Личностный смысл в педагогическом творчестве

Личностный смысл профессиональной

деятельности требует от учителя достаточной

степени активности, способности управлять,

регулировать свое поведение

в соответствии с

возникающими или

специально поставленными

педагогическими задачами.

 Творческий стиль в педагогической деятельности   Ф. А. Дистервег четко определил суть творческой деятельности педагога. Он писал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. О стиле педагогической деятельности педагога он высказался так: «Образование заключается не в количестве знаний, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь». Ф. А. Дистервег

Творческий стиль в педагогической деятельности

Ф. А. Дистервег четко определил

суть творческой деятельности

педагога. Он писал, что плохой

учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

О стиле педагогической

деятельности педагога он

высказался так: «Образование

заключается не в количестве знаний, а в полном

понимании и умелом применении всего того, что

знаешь».

Ф. А. Дистервег

Структура творческого стиля в педагогической деятельности  Творческий стиль деятельности педагога – сложное личностное образование, имеющее многокомпонентную структуру, элементами которой выступают:

Структура творческого стиля в педагогической деятельности

Творческий стиль деятельности педагога – сложное личностное образование, имеющее многокомпонентную структуру, элементами которой выступают:

Мотивационно-целевой:  Информационно-содержательный: постановка общих целей, определение путей их достижения, их реализация конкретизирует знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы решать поставленные перед ним задачи Процессуально-деятельный: Контрольно-корректирующий: мотивированный, осознанный и технологически оправданный выбор методов, которые положительно влияют на творческую деятельность учителя приобретение целостного представления о результатах формирования творческого стиля учителя Оценочно-результативный: обеспечивает оценку и самооценку результатов творческой деятельности

Мотивационно-целевой:

Информационно-содержательный:

постановка общих целей, определение путей их достижения, их реализация

конкретизирует знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы решать поставленные перед ним задачи

Процессуально-деятельный:

Контрольно-корректирующий:

мотивированный, осознанный и технологически оправданный выбор методов, которые положительно влияют на творческую деятельность учителя

приобретение целостного представления о результатах формирования творческого стиля учителя

Оценочно-результативный:

обеспечивает оценку и самооценку результатов творческой деятельности

Основу творческого стиля деятельности педагога составляют: Умение взять инициативу Коммуникативность Методическая компетентность Творческое воображение Гибкость мышления Креативность мышления Способность к преобразованиям Широта кругозора Готовность рискнуть

Основу творческого стиля деятельности педагога составляют:

Умение взять инициативу

Коммуникативность

Методическая компетентность

Творческое воображение

Гибкость мышления

Креативность мышления

Способность к преобразованиям

Широта кругозора

Готовность рискнуть

Педагогическое новаторство         Творческий поиск учителей     всегда связывается с понятием    «новаторство». Ю.К. Бабанский    дал такое определение этому    понятию: « Новаторство — это    прогрессивные нововведения,    совершенствующие практику, а    не отрицание существующей     теории и практики с некоторой    относительной новизной. Ю. К. Бабанский

Педагогическое новаторство

Творческий поиск учителей всегда связывается с понятием «новаторство». Ю.К. Бабанский дал такое определение этому понятию: « Новаторство — это прогрессивные нововведения, совершенствующие практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной.

Ю. К. Бабанский

Педагогическое новаторство  Педагогическое новаторство – это вид педагогической деятельности, связанный с поиском новых путей решений учебно-воспитательных задач. 

Педагогическое новаторство

Педагогическое новаторство

это вид педагогической деятельности,

связанный с поиском новых путей решений

учебно-воспитательных задач. 

Основные показатели инновационной деятельности Оптимальность Результативность Прочность  Практичность Широта возможностей Комплексность Научность Проективность Использование Системность

Основные показатели инновационной деятельности

Оптимальность

Результативность

Прочность

Практичность

Широта возможностей

Комплексность

Научность

Проективность

Использование

Системность

Педагогическое новаторство  Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только) общественности: Ш. А. Амонашвили В. А. Шаталов М. П. Щетинин С. Н. Лысенкова В. А. Караковский И. П. Волков

Педагогическое новаторство

Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только) общественности:

Ш. А. Амонашвили

В. А. Шаталов

М. П. Щетинин

С. Н. Лысенкова

В. А. Караковский

И. П. Волков

Педагогическое новаторство Педагоги-новаторы  развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.

Педагогическое новаторство

Педагоги-новаторы  развивают такое

направление в педагогике, как педагогика

сотрудничества. Педагогика сотрудничества

строится на воспитательном подходе к

обучению, который учит,

что следует определять

ребенка не по его знаниям,

а определение ребенка

должно исходить от его

отношения к людям,

к труду, моральным

ценностям и качествам.

Педагогическое мастерство   Педагогическое мастерство – это уровень совершенного  владения педагогической деятельностью.  Педагогическое мастерство — это синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. («Психология и педагогика высшей военной школы»)  Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу; искусство, в основе которого лежит формирование профессиональных знаний, умений и навыков, способностей и развитие профессионально значимых качеств. (Малиновская В.Н., Смятских А.Л.)

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство – это уровень совершенного

владения педагогической деятельностью.

Педагогическое мастерство — это синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. («Психология и педагогика высшей военной школы»)

Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу; искусство, в основе которого лежит формирование профессиональных знаний, умений и навыков, способностей и развитие профессионально значимых качеств. (Малиновская В.Н., Смятских А.Л.)

Компоненты педагогического мастерства (Малиновская В.Н., Смятских А.Л.): Общая высокая культура, эрудиция Высокий уровень сформированности профессиональной морали Профессиональные знания Педагогические способности и умения

Компоненты педагогического мастерства (Малиновская В.Н., Смятских А.Л.):

Общая высокая культура, эрудиция

Высокий уровень сформированности профессиональной морали

Профессиональные знания

Педагогические способности и умения

Выводы 1. Педагогическое мастерство – составная часть педагогической культуры преподавателя. 2. Педагогическое мастерство преподавателя невозможно без общей эрудированности, без знаний педагогики и психологии, военного дела, своего предмета, без знания методики обучения и воспитания, без определенных личностных педагогических качеств, т.е. без овладения педагогом педагогической культурой. 3. Педагогическое искусство – высшая степень проявления педагогического мастерства. 4. Педагогическое мастерство можно определить как способность воплощения педагогической культуры преподавателя при решении педагогических задач. 5. В практической работе нельзя разграничить педагогическую деятельность на педагогическое мастерство, творчество и новаторство. Эти организационные части инновационной деятельности, являясь близкими друг с другом, приводят к взаимосвязи.

Выводы

1. Педагогическое мастерство – составная часть педагогической культуры преподавателя.

2. Педагогическое мастерство преподавателя невозможно без общей эрудированности, без знаний педагогики и психологии, военного дела, своего предмета, без знания методики обучения и воспитания, без определенных личностных педагогических качеств, т.е. без овладения педагогом педагогической культурой.

3. Педагогическое искусство – высшая степень проявления педагогического мастерства.

4. Педагогическое мастерство можно определить как способность воплощения педагогической культуры преподавателя при решении педагогических задач.

5. В практической работе нельзя разграничить педагогическую деятельность на педагогическое мастерство, творчество и новаторство. Эти организационные части инновационной деятельности, являясь близкими друг с другом, приводят к взаимосвязи.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Библиографический список

  • Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Формат доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  • Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. — М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993.  — 608 с. — ISBN 5-85270-140-8
  • Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений – Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. – ISBN 5-7695-0445-5
  • Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М. Ю. Олешков [и др.]; – М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с. – ISBN: 978-5-91180-760-3
  • Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с. – ISBN 5-94692-031-6
  • Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с. – ISBN 978-5-85270-230-2
  • Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с. – ISBN 5-87953-227-5
  • Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. – 59 с. – ISBN 978-5-7695-5007-2
  • Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. – ISBN 5-7695-0878-7
  • Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: в 2 т. – Т. 2. / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с. – ISBN 5-89357-153-3
  • Крайг, Г. Психология развития. – 9-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. – ISBN 5-94723-187-5
  • Бабанский, Ю. К. Воспитание школьников / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1987. – 80 с. – ISBN 5-7155-0174-1

1. Результативность - получение высоких количественных и качественных результатов в обращении и обучении. 2. Прочность - имение не временных, а длительно успешных и крепких результатов. 3. Оптимальность - соответствие методов, средств и форм в работе учителя, правильная затрата своевременных, сильных средств. 4. Комплексность - указание на совершенное развитие личности. Достижение «вспомогательных результатов», обеспечение единства процесса образования, обучения и развития личности.  5. Широта возможностей - «использование в разных комбинациях малочисленных методов», «соответственное воздействие».  6. Практичность - разрешение задачи путем соотношения противоречивости современной школы с новыми задачами обучения и образования.  7. Проективность - учитывание «тенденций, социального развития, требований жизни, социальных заказов».  8. Системность - имение в работе логики «собирающей все эффекты».

9. Научность - обоснованность и доказанность всех выводов, «превращения в точную учебно-воспитательную практику общих педагогичаских идей».  10. Использование – не связанность педагогической инновации с субъективными факторами «соответствие новизны с реальными учебными возможностями учащихся и возможностями основной массы учителей». 

 Виктор Фёдорович Шаталов    (род. 1 мая 1927) —   российский и украинский   педагог-новатор.   Народный учитель СССР.  Заслуженный учитель   Украинской ССР.  Разработал систему обучения  с использованием опорных сигналов —  взаимосвязанных ключевых слов,  условных знаков, рисунков и формул  с кратким выводом. Автор системы  эффективного обучения, построенной  на базе педагогики сотрудничества.

Виктор Фёдорович Шаталов  

(род. 1 мая 1927) — 

российский и украинский 

педагог-новатор. 

Народный учитель СССР.

Заслуженный учитель 

Украинской ССР.

Разработал систему обучения

с использованием опорных сигналов —

взаимосвязанных ключевых слов,

условных знаков, рисунков и формул

с кратким выводом. Автор системы

эффективного обучения, построенной

на базе педагогики сотрудничества.

    Шалва Александрович Амонашвили       (род. 8 марта 1931, Тбилиси) —     советский, грузинский и      российский  педагог и психолог.     Разработчик  оригинальной     концепции гуманной педагогики.     Ш. А. Амонашвили  выдвигает     следующую установку в воспитании:    принятие любого ученика таким, каков    он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции». Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Шалва Александрович Амонашвили  

(род. 8 марта 1931, Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции». Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

 Лысенкова Софья Николаевна    (24 февраля 1924 — 6 декабря 2012)   — педагог-новатор, заслуженный  учитель РСФСР, народный учитель  СССР, учительница начальных  классов. С. Н. Лысенковой  принадлежит идея  опережающего обучения,  в результате которого школьники  легко и сознательно усваивают  сложную тему. Педагог отказалась от дополнительных  занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени.  Благодаря разработанной системе ей удалось добиться  хорошей успеваемости всех учащихся.

Лысенкова Софья Николаевна  

(24 февраля 1924 — 6 декабря 2012) 

— педагог-новатор, заслуженный

учитель РСФСР, народный учитель

СССР, учительница начальных

классов. С. Н. Лысенковой

принадлежит идея

опережающего обучения,

в результате которого школьники

легко и сознательно усваивают

сложную тему. Педагог отказалась от дополнительных

занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени.

Благодаря разработанной системе ей удалось добиться

хорошей успеваемости всех учащихся.

 Михаил Петрович Щетинин   — советский  и российский педагог, основатель и  директор экспериментальной  общеобразовательной школы   интернатного типа. Концептуальной  основой дидактической системы  М. П. Щетинина стала идея  гармонического сочетания  рационального и эмоционального  в познавательной деятельности человека: в любой  деятельности человека должны быть задействованы  равно как ум, так и живое восприятие и эмоции,  разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого  невозможно добиться и гармонического развития  личности.

Михаил Петрович Щетинин   — советский

и российский педагог, основатель и

директор экспериментальной

общеобразовательной школы 

интернатного типа. Концептуальной

основой дидактической системы

М. П. Щетинина стала идея

гармонического сочетания

рационального и эмоционального

в познавательной деятельности человека: в любой

деятельности человека должны быть задействованы

равно как ум, так и живое восприятие и эмоции,

разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого

невозможно добиться и гармонического развития

личности.

    Волков Игорь Павлович (р. 1927)  —    педагог-новатор, заслуженный     учитель РСФСР. Один из инициаторов    педагогики сотрудничества.     Разработал и проверил на практике    систему выявления и развития     творческих способностей детей.     Занимаясь проблемой развития     самостоятельности и творчества,     развития способностей и склонностей,    он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Волков Игорь Павлович (р. 1927)  — педагог-новатор, заслуженный учитель РСФСР. Один из инициаторов педагогики сотрудничества. Разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей детей.

Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все

нормальные дети обладают разнообразными

потенциальными способностями». А школа должна

выявить и развить их. Ученику следует дать возможность

практически активно проявить себя в самых разных видах

деятельности и творчества. В целом система И.П. Волкова

способствует формированию у школьников интереса к

творчеству, потребности в нем.

Владимир Абрамович Караковский   (р. 1932) — советский и российский педагог. Народный учитель СССР. Ведущей идеей В.А. Караковского является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Возникла идея общественной и личной ценности школы. Центральная функция воспитательной системы – воспитывающая деятельность.

Владимир Абрамович Караковский  

(р. 1932) — советский и российский

педагог. Народный учитель СССР.

Ведущей идеей В.А. Караковского

является ориентация на личность

школьника, на его интересы и

способности. Определяющую роль

в комплексе идей занимает

педагогическая концепция коллектива.

Она опирается на идею системности, комплексности

воспитания, интеграции педагогических воздействий,

необходимости коллективного творчества. Возникла идея

общественной и личной ценности школы. Центральная

функция воспитательной системы – воспитывающая

деятельность.

    Виктор Абрамович Кан-Калик      (1946 —1991) — профессор,     доктор педагогических наук.     В. А. Кан-Калик был одним из     основателей исследований     проблем педагогического     общения, рассматривая его как     важнейшую составляющую     профессиональной творческой     деятельности учителя. Он трактовал профессиональное педагогическое общение как систему приемов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.

Виктор Абрамович Кан-Калик (1946 —1991) — профессор, доктор педагогических наук.

В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем педагогического общения, рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное педагогическое общение как систему приемов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.

Загвязинский Владимир Ильич  (род. 4 января 1930)  — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Дал теоретическое обоснование концепции о движущих силах педагогических процессов, интегративных составляющих процесса обучения, внес вклад в дидактику и методику высшей школы. Занимается подготовкой и реализацией целевых образовательных программ.

Загвязинский Владимир

Ильич  (род. 4 января 1930) 

— доктор педагогических

наук, профессор,

заслуженный деятель науки

РФ. Дал теоретическое

обоснование концепции о

движущих силах педагогических процессов,

интегративных составляющих процесса обучения,

внес вклад в дидактику и методику высшей

школы. Занимается подготовкой и реализацией

целевых образовательных программ.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег  (29 октября 1790 – 7 июля 1866) — немецкий педагог. Выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, конфессионального обучения и опеки церкви над школой, воспитания в духе религиозной нетерпимости. Высшей целью воспитания Дистервег называл самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы по Дистервегу: воспитывать гуманных людей, сознательных граждан, любовь к человечеству и своему народу. Важнейший принцип воспитания — природосообразность.

Фридрих Адольф Вильгельм

Дистервег  (29 октября 1790 –

7 июля 1866) — немецкий педагог.

Выступал против сословных и

национальных ограничений в

области образования,

конфессионального обучения и

опеки церкви над школой,

воспитания в духе религиозной

нетерпимости. Высшей целью воспитания Дистервег

называл самостоятельность в служении истине,

красоте и добру. Задачи школы по Дистервегу:

воспитывать гуманных людей, сознательных граждан,

любовь к человечеству и своему народу. Важнейший

принцип воспитания — природосообразность.

    Юрий Константинович     Бабанский (1927—1987). Доктор    педагогических наук, профессор.    Разработал теорию оптимизации    обучения как научно      обоснованного выбора,     который рассматривался с точки    зрения успешности решения     задач и развития, образования и воспитания учащихся. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанию на всестороннем изучении причин неудач школьников.

Юрий Константинович Бабанский (1927—1987). Доктор педагогических наук, профессор. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанию на всестороннем изучении причин неудач школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя