Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ») Институт педагогики и психологии Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Мультимедийная работа
«Механизмы реализации индивидуального и коллективного творчества педагогов»
по дисциплине: Практическая педагогика
Выполнила: Луцай Д.В., студентка группы ПОно-25
Научный руководитель: к.п.н. Рыбалева И.А.
Комсомольск-на-Амуре, 2014
Содержание
- Понятие творчества
- Направленность педагогического творчества
- Критерии педагогического творчества
- Педагогическая импровизация
- Особенности педагогического творчества
- Структура творческой педагогической деятельности
- Личностный смысл в педагогическом творчестве
- Творческий стиль в педагогической деятельности
- Педагогическое новаторство
- Педагогическое мастерство
- Выводы
- Библиографический список
Понятие творчества
Хотя единого определения творчества пока еще нет, понятие о нем сложилось достаточно определенное.
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Понятие творчества
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным.
Понятие творчества
Единого определения
педагогического творчества нет.
Наиболее известное дает
педагогический словарь
Г.М. Коджаспировой:
Педагогическое творчество —
выработка и воплощение учителем
в постоянно меняющихся условиях
учебно-воспитательного процесса,
в общении с детьми оптимальных
и нестандартных
педагогических решений.
Понятие творчества
Также известны следующие определения:
Педагогическое творчество — оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (Словарь терминов по общей и социальной педагогике)
Понятие творчества
Педагогическое творчество —
педагогическая деятельность,
отличающаяся своей новизной
и оригинальностью и
предполагающая сотворение
(формирование, воспитание)
творческой личности,
отличающейся уникальностью,
неповторимостью.
(Современный образовательный
процесс: основные понятия и термины)
Понятие творчества
В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности :«Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».
В. А. Кан-Калик
Понятие творчества
Для описания творческого
характера педагогической
деятельности Г.М.Коджаспирова
считает наиболее применимым
понятие «созидание».
Педагог путем творческих усилий
и труда вызывает к жизни
потенциальные возможности ученика,
воспитанника, создает условия для
развития и самосовершенствования
неповторимой личности.
Понятие творчества
Педагогическая деятельность
— процесс постоянного
творчества. Но, в отличие от
творчества в других сферах,
творчество педагога не имеет
своей целью создание
социально ценного нового,
оригинального, так как его
продуктом всегда остается
развитие личности.
Направленность педагогического творчества
Педагогическое творчество направлено на:
Личностное развитие ученика
Целенаправленное преобразование педагогической ситуации
Интеллектуальное развитие ученика
Критерии педагогического творчества
Способность к самосовершенствованию и самообразованию
Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов
Способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции
Разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание
Умение видеть «веер вариантов»
Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности
Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление
Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности
Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях
Педагогическая импровизация
Педагогическая импровизация по сей день
остается «белым пятном» в педагогике.
Тем не менее, она является важнейшей
составляющей творческого процесса
учителя.
Умение легко импровизировать – это путь
восхождения к педагогическому
мастерству.
Деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания
Элемент педагогической деятельности, рождающийся непосредственно по ходу и в самой деятельности, без предварительной подготовки
Деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе урока без предварительной подготовки и носящая спонтанный характер
Педагогическая импровизация
Педагогическая импровизация
Цель : нахождение
нового решения в
конкретных условиях
обучения.
Сущность : быстрое и
гибкое реагирование
на возникающие
педагогические задачи.
Педагогическая импровизация
Импровизация возможна , если учитель обладает :
Быстротой реакции
Способно-стью к моменталь-ному воссозданию принимае-мого решения
Фундамен-тальными знаниями
Развитым воображе-нием и интуицией
Этапы педагогической импровизации
I
- Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной её реализации
- Момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной её реализации
II
- Выбор пути реализации педагогической идеи
- Выбор пути реализации педагогической идеи
III
- Воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть импровизации
- Воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть импровизации
IV
- Принятие решения о продолжении импровизации, если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении
- Принятие решения о продолжении импровизации, если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении
Способы обучения импровизации
- вкрапление элементов импровизации в ход преподавания учебных дисциплин и обучение приёмам импровизации
- специальный тренинг , который включает анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения импровизации, групповое составление педагогических задач и их импровизационный показ и т. д.)
- специальные упражнения для развития педагогического мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения
Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)
- Жесткая регламентированность во времени и пространстве:
- этапы творческого процесса между собой жестко связаны во времени;
- паузы между этапами творческого акта практически исключены;
- педагог всегда ограничен
во времени.
Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)
- Отсроченность результатов .
Результаты деятельности учителя
оцениваются весьма частично и относительно.
Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие
обоснованного решения
на новом этапе
педагогической
деятельности.
Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)
3. Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности.
Особенности педагогического творчества (В. И. Загвязинский)
- Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса.
- Умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся.
Структура творческой педагогической деятельности
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
С этой точки зрения в структуре педагогического творчества можно выделить:
Инновативность
Стремление человека к новому, способность восприятия нового.
Знания
Продукт мышления и деятельности, инвариант разнообразия однородных предметов.
Мышление
Единство дискуссии и интуиции, сознательного и бессознательного.
Интуиция
Необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов, логических программ поиска решения задачи.
Воображение
«Возникающее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества».
Вдохновение
Особый подъем сил, создающий условия для инсайта (от англ. «постижение», «озарение»), т.е. внезапного и невыводимого из прошлого опыта понимания существа проблемы.
Импровизация
(от лат. «неожиданный», «непредвиденный»). «Педагогическая импровизация, – считает Л.Ю Берикханова – является неотъемлемым и очень важным компонентом творческой деятельности учителя, эффективным средством оперативного воплощения оптимального педагогического решения».
Умения
Творческие умения связаны с когнитивной, коммуникативной и другими сторонами творчества.
Личностный смысл в педагогическом творчестве
Личностный смысл педагогической деятельности – целостное динамическое образование личности, отражающее осознанно позитивное отношение к профессиональным ценностям педагогической деятельности, которое проявляется в активной творческой, сознательной и ответственной профессиональной деятельности, осознанной потребности в профессионально-личностном саморазвитии, что и обеспечивает творческий рост педагога.
Личностный смысл в педагогическом творчестве
Акцент личностного смысла
видится в понятии
самоактуализация , что
означает особый вид,
реальный процесс развития
и саморазвития человека.
Личностный смысл в педагогическом творчестве
Педагог осуществляет деятельность,
направленную на развитие самого себя, через
изменение представлений о себе и мире,
жизненного плана, с целью полного раскрытия
своего потенциала.
Самоактуализирующийся
педагог отличается
реалистичностью, хорошим
чувством юмора,
креативностью и имеет
позитивную Я-концепцию.
Личностный смысл в педагогическом творчестве
В процессе самоактуализации
педагог должен:
сформировать четкое представление о своих возможностях
соответствовать уровню собственных возможностей
стремиться к решению сложных, но посильных задач
Личностный смысл в педагогическом творчестве
Личностный смысл профессиональной
деятельности требует от учителя достаточной
степени активности, способности управлять,
регулировать свое поведение
в соответствии с
возникающими или
специально поставленными
педагогическими задачами.
Творческий стиль в педагогической деятельности
Ф. А. Дистервег четко определил
суть творческой деятельности
педагога. Он писал, что плохой
учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
О стиле педагогической
деятельности педагога он
высказался так: «Образование
заключается не в количестве знаний, а в полном
понимании и умелом применении всего того, что
знаешь».
Ф. А. Дистервег
Структура творческого стиля в педагогической деятельности
Творческий стиль деятельности педагога – сложное личностное образование, имеющее многокомпонентную структуру, элементами которой выступают:
Мотивационно-целевой:
Информационно-содержательный:
постановка общих целей, определение путей их достижения, их реализация
конкретизирует знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы решать поставленные перед ним задачи
Процессуально-деятельный:
Контрольно-корректирующий:
мотивированный, осознанный и технологически оправданный выбор методов, которые положительно влияют на творческую деятельность учителя
приобретение целостного представления о результатах формирования творческого стиля учителя
Оценочно-результативный:
обеспечивает оценку и самооценку результатов творческой деятельности
Основу творческого стиля деятельности педагога составляют:
Умение взять инициативу
Коммуникативность
Методическая компетентность
Творческое воображение
Гибкость мышления
Креативность мышления
Способность к преобразованиям
Широта кругозора
Готовность рискнуть
Педагогическое новаторство
Творческий поиск учителей всегда связывается с понятием «новаторство». Ю.К. Бабанский дал такое определение этому понятию: « Новаторство — это прогрессивные нововведения, совершенствующие практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной.
Ю. К. Бабанский
Педагогическое новаторство
Педагогическое новаторство –
это вид педагогической деятельности,
связанный с поиском новых путей решений
учебно-воспитательных задач.
Основные показатели инновационной деятельности
Оптимальность
Результативность
Прочность
Практичность
Широта возможностей
Комплексность
Научность
Проективность
Использование
Системность
Педагогическое новаторство
Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только) общественности:
Ш. А. Амонашвили
В. А. Шаталов
М. П. Щетинин
С. Н. Лысенкова
В. А. Караковский
И. П. Волков
Педагогическое новаторство
Педагоги-новаторы развивают такое
направление в педагогике, как педагогика
сотрудничества. Педагогика сотрудничества
строится на воспитательном подходе к
обучению, который учит,
что следует определять
ребенка не по его знаниям,
а определение ребенка
должно исходить от его
отношения к людям,
к труду, моральным
ценностям и качествам.
Педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство – это уровень совершенного
владения педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство — это синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. («Психология и педагогика высшей военной школы»)
Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу; искусство, в основе которого лежит формирование профессиональных знаний, умений и навыков, способностей и развитие профессионально значимых качеств. (Малиновская В.Н., Смятских А.Л.)
Компоненты педагогического мастерства (Малиновская В.Н., Смятских А.Л.):
Общая высокая культура, эрудиция
Высокий уровень сформированности профессиональной морали
Профессиональные знания
Педагогические способности и умения
Выводы
1. Педагогическое мастерство – составная часть педагогической культуры преподавателя.
2. Педагогическое мастерство преподавателя невозможно без общей эрудированности, без знаний педагогики и психологии, военного дела, своего предмета, без знания методики обучения и воспитания, без определенных личностных педагогических качеств, т.е. без овладения педагогом педагогической культурой.
3. Педагогическое искусство – высшая степень проявления педагогического мастерства.
4. Педагогическое мастерство можно определить как способность воплощения педагогической культуры преподавателя при решении педагогических задач.
5. В практической работе нельзя разграничить педагогическую деятельность на педагогическое мастерство, творчество и новаторство. Эти организационные части инновационной деятельности, являясь близкими друг с другом, приводят к взаимосвязи.
Спасибо за внимание!
Библиографический список
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Формат доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. — М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. — 608 с. — ISBN 5-85270-140-8
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений – Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. – ISBN 5-7695-0445-5
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М. Ю. Олешков [и др.]; – М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с. – ISBN: 978-5-91180-760-3
- Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с. – ISBN 5-94692-031-6
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с. – ISBN 978-5-85270-230-2
- Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с. – ISBN 5-87953-227-5
- Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. – 59 с. – ISBN 978-5-7695-5007-2
- Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. – ISBN 5-7695-0878-7
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: в 2 т. – Т. 2. / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с. – ISBN 5-89357-153-3
- Крайг, Г. Психология развития. – 9-е изд. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. – ISBN 5-94723-187-5
- Бабанский, Ю. К. Воспитание школьников / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1987. – 80 с. – ISBN 5-7155-0174-1
1. Результативность - получение высоких количественных и качественных результатов в обращении и обучении. 2. Прочность - имение не временных, а длительно успешных и крепких результатов. 3. Оптимальность - соответствие методов, средств и форм в работе учителя, правильная затрата своевременных, сильных средств. 4. Комплексность - указание на совершенное развитие личности. Достижение «вспомогательных результатов», обеспечение единства процесса образования, обучения и развития личности. 5. Широта возможностей - «использование в разных комбинациях малочисленных методов», «соответственное воздействие». 6. Практичность - разрешение задачи путем соотношения противоречивости современной школы с новыми задачами обучения и образования. 7. Проективность - учитывание «тенденций, социального развития, требований жизни, социальных заказов». 8. Системность - имение в работе логики «собирающей все эффекты».
9. Научность - обоснованность и доказанность всех выводов, «превращения в точную учебно-воспитательную практику общих педагогичаских идей». 10. Использование – не связанность педагогической инновации с субъективными факторами «соответствие новизны с реальными учебными возможностями учащихся и возможностями основной массы учителей».
Виктор Фёдорович Шаталов
(род. 1 мая 1927) —
российский и украинский
педагог-новатор.
Народный учитель СССР.
Заслуженный учитель
Украинской ССР.
Разработал систему обучения
с использованием опорных сигналов —
взаимосвязанных ключевых слов,
условных знаков, рисунков и формул
с кратким выводом. Автор системы
эффективного обучения, построенной
на базе педагогики сотрудничества.
Шалва Александрович Амонашвили
(род. 8 марта 1931, Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции». Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Лысенкова Софья Николаевна
(24 февраля 1924 — 6 декабря 2012)
— педагог-новатор, заслуженный
учитель РСФСР, народный учитель
СССР, учительница начальных
классов. С. Н. Лысенковой
принадлежит идея
опережающего обучения,
в результате которого школьники
легко и сознательно усваивают
сложную тему. Педагог отказалась от дополнительных
занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени.
Благодаря разработанной системе ей удалось добиться
хорошей успеваемости всех учащихся.
Михаил Петрович Щетинин — советский
и российский педагог, основатель и
директор экспериментальной
общеобразовательной школы
интернатного типа. Концептуальной
основой дидактической системы
М. П. Щетинина стала идея
гармонического сочетания
рационального и эмоционального
в познавательной деятельности человека: в любой
деятельности человека должны быть задействованы
равно как ум, так и живое восприятие и эмоции,
разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого
невозможно добиться и гармонического развития
личности.
Волков Игорь Павлович (р. 1927) — педагог-новатор, заслуженный учитель РСФСР. Один из инициаторов педагогики сотрудничества. Разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей детей.
Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все
нормальные дети обладают разнообразными
потенциальными способностями». А школа должна
выявить и развить их. Ученику следует дать возможность
практически активно проявить себя в самых разных видах
деятельности и творчества. В целом система И.П. Волкова
способствует формированию у школьников интереса к
творчеству, потребности в нем.
Владимир Абрамович Караковский
(р. 1932) — советский и российский
педагог. Народный учитель СССР.
Ведущей идеей В.А. Караковского
является ориентация на личность
школьника, на его интересы и
способности. Определяющую роль
в комплексе идей занимает
педагогическая концепция коллектива.
Она опирается на идею системности, комплексности
воспитания, интеграции педагогических воздействий,
необходимости коллективного творчества. Возникла идея
общественной и личной ценности школы. Центральная
функция воспитательной системы – воспитывающая
деятельность.
Виктор Абрамович Кан-Калик (1946 —1991) — профессор, доктор педагогических наук.
В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем педагогического общения, рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности учителя. Он трактовал профессиональное педагогическое общение как систему приемов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.
Загвязинский Владимир
Ильич (род. 4 января 1930)
— доктор педагогических
наук, профессор,
заслуженный деятель науки
РФ. Дал теоретическое
обоснование концепции о
движущих силах педагогических процессов,
интегративных составляющих процесса обучения,
внес вклад в дидактику и методику высшей
школы. Занимается подготовкой и реализацией
целевых образовательных программ.
Фридрих Адольф Вильгельм
Дистервег (29 октября 1790 –
7 июля 1866) — немецкий педагог.
Выступал против сословных и
национальных ограничений в
области образования,
конфессионального обучения и
опеки церкви над школой,
воспитания в духе религиозной
нетерпимости. Высшей целью воспитания Дистервег
называл самостоятельность в служении истине,
красоте и добру. Задачи школы по Дистервегу:
воспитывать гуманных людей, сознательных граждан,
любовь к человечеству и своему народу. Важнейший
принцип воспитания — природосообразность.
Юрий Константинович Бабанский (1927—1987). Доктор педагогических наук, профессор. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанию на всестороннем изучении причин неудач школьников.