Педагогические технологии как инструмент реализации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в условиях внедрения ФГОС
Педагогическая технология
Педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
Педагогическая технология
Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата .
Требования к педагогической технологии
1.Концептуальность
2.Системность
3.Управляемость
4.Эффективность
5.Воспроизводимость
Психологи утверждают, что обучающиеся усваивают:
10% от того, что они читают;
26% от того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
95% от того, чему они обучаются сами.
Концептуальность
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса;
- взаимосвязью его частей;
- целостностью.
Управляемость
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
Структура педагогической технологии
- Концептуальная часть- это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент
- Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала
Структура педагогической технологии
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
-организация учебного процесса;
-методы и формы учебной деятельности;
-деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
-диагностика учебного процесса
Сущность педагогической технологии и требования предъявляемые к ней
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
Преимущества педагогической технологии
1.Основой технологии служит четкое определение цели. Цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно
2. Технология позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
3. Технология сводит к минимуму ситуации когда педагог вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поисках приемлемого варианта
Технология традиционного обучения
-Учащиеся одного возраста
-Класс работает по единому плану и программе
- Урок посвящен одному предмету
-Работой на уроке руководит учитель
-Учебники применяются для домашней работы
- Основная единица занятий -урок
Традиционное обучение
- Методы усвоения знаний основаны на:
- сообщении готовых знаний
- обучение по образцу
- индуктивной логике от частного к общему
- репродуктивном воспроизведении
-вербальном изложении
-механической памяти
Традиционное обучение
Положительные стороны
Отрицательные стороны
- Организационная четкость
- Систематический характер обучения
- Упорядоченная логически правильная подача материала
- Постоянное воздействие личности учителя
- Оптимальные затраты ресурсов
- Шаблонное построение, однообразие
- Отсутствие самостоятельности
- Пассивность учащихся
- Слабая речевая деятельность
- Отсутствие индивидуального обучения
Проблемное обучение
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности обучающихся и под общим руководством учителя
Функции проблемного обучения :
1.Стимулирует мотивацию учения;
2. Повышает познавательный интерес;
3.Формирует самостоятельность, критичность, нестандартность мышления;
4.Развивает творческие способности;
5.Формирует навыки исследовательской деятельности;
6. Развивает коммуникативные компетенции
Структура технологии проблемного обучения :
1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации; появление у учащихся вопроса;
2 этап – начало активного поиска ответа на вопрос; педагог оказывает дозированную помощь;
3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Педагог оказывает необходимую помощь ;
Структура технологии проблемного обучения:
4 этап – «Ага-реакция», появление идеи, решения. Переход к решению, разработка его. Образование нового знания в сознании учащихся;
5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
Особенностью проблемного обучения является реализация идеи:
Обучение через открытие : ребенок должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом в своей деятельности он может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Достоинства проблемного обучения
В наших руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый ребенок не просто усваивал бы поток информации, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Недостатки проблемного обучения:
1. Оно всегда вызывает затруднения у школьника в учебном процессе, поэтому га его осмысление уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении;
2. Разработка технологии проблемного обучения требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени.
Притча
Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «скажи какая у меня бабочка в руках мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая- я ее умертвлю, скажет: мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках»
Проектное обучение
Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления .
Технология проектного обучения
Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе выполнения усложняющихся заданий – проектов. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к конструированию новых объектов, процессов.
Проектное обучение создает условия при которых:
-Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания;
-учатся пользоваться знаниями для решения практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
-развивают исследовательские умения и развивают системное мышление
Теоретические позиции проектного обучения
-Индивидуальный темп работы над проектом;
-глубокое усвоение базовых знаний;
-Образовательный процесс имеет личностный смысл,что повышает мотивацию.
Стадии работы над проектом
Стадии
Деятельность учителя
1.Выбор темы проекта
1.Участвует в отборе тем проекта
2.Выделение подтем и тем проекта
2.Вычленяет подтемы и предлагает учащимся
3.Формирование творческих групп
3. проводит работу по формированию групп
4.Подготовка материалов к работе
4.разрабатывает вопросы и литературу
5.Определение форм итогов проекта
5. Участвует в обсуждении
Классификация учебных проектов
- - практико-ориентированный проект;
- -информационный проект;
- - творческий проект;
- - ролевой проект;
- -монопроект (в рамках одного предмета)
- -межпредметный ( рамках разных областей знания).
Виды презентации проектов
-научный доклад;
-деловая игра;
-экскурсия;
-научная конференция;
- спортивная игра;
-спектакль;
-путешествие.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Классификация педагогических игр
А) Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие:
В) Репродуктивные, продуктивные, творческие;
Г)коммуникативные,диагностические,профориентационные и др.
Функции игры как педагогического феномена
1.Социокультурное назначение игры
2.Функция межнациональной коммуникации;
3. Функция самореализации личности в игре;
4.Коммуникативная функция;
5.Диагностическая функция;
6.Игротерапевтическая функция.
7.Функция коррекции в игре
8.Развлекательная функция игры
Функции обучающих игр
- Инструментальная функция состоит в формировании у обучающихся определенных навыков и умений;
- Гностическая функция предусматривает формирование знаний и целенаправленное развитие мышления учащихся;
- Социально-психологическая функция направлена прежде всего на развитие коммуникативных навыков.
Основные этапы обучающей игры
- Первый этап состоит в создании деловой атмосферы. На данном этапе определяются цели, содержание и основная задача игры, осуществляется необходимая психолого-педагогическая подготовка учащихся;
- Второй этап заключается собственно в организации игрового процесса, включающей инструктаж-разъяснение правил и условий игры ее участникам и распределение среди них ролей;
Основные этапы обучающей игры
- Третий этап состоит в проведении игры, в результате которой должна быть успешно решена поставленная перед ее участниками учебная практическая задача;
- Четвертый этап должен быть посвящен подведению итогов. Он содержит анализ хода игры и ее результатов как самими участниками игры, так и экспертом, в роли которого выступает преподаватель.
Формирование компетенций у учащихся в ходе игровых действий
Компетенции
В ходе игры вам необходимо
-Проанализировать ситуацию и выявить проблему
- Выполнить задание по инструкции
-Извлечь информацию из различных источников
-Структурировать имеющуюся информацию
-Уметь представлять и отстаивать свою точку зрения
- Готовность к самообразованию
-Использовать ресурсы других людей
- Готовность делать осознанный выбор
Преимущества игровых технологий
- Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс;
- Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин;
- Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе);
- Сокращение времени накопления опыта (опыт может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий
- Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр
- Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания;
- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими;
- Правила – просты и понятны всем;
- Во время – игры – дисциплина и порядок;
Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр
- Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
- Учитель – активный участник игры; умело регулировать ход игры.
- Подведение итогов, призы.
- Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.
Выбор педагогических технологий
Рекомендуется учитывать следующие факторы:
- цели и задачи, решаемые при изучении данной учебной дисциплины;
- уровень подготовленности обучающихся;
- специфика учебной дисциплины;
- уровень компетентности педагога;
- материальное, информационное и техническое обеспечение процесса обучения;
- педагогические возможности каждой педагогической технологии при решении конкретной задачи.
Эффективность педагогических технологий
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.