СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"»

 Педагогические технологии как инструмент реализации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в условиях внедрения ФГОС

Педагогические технологии как инструмент реализации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в условиях внедрения ФГОС

Педагогическая технология  Педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

Педагогическая технология

Педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

Педагогическая технология  Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата .

Педагогическая технология

Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата .

Требования к педагогической технологии  1.Концептуальность  2.Системность  3.Управляемость  4.Эффективность  5.Воспроизводимость

Требования к педагогической технологии

1.Концептуальность

2.Системность

3.Управляемость

4.Эффективность

5.Воспроизводимость

Психологи утверждают, что обучающиеся усваивают:  10% от того, что они читают;   26% от того, что они слышат; 30% от того, что они видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с другими;  80% от того, что основано на личном опыте; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 95% от того, чему они обучаются сами.

Психологи утверждают, что обучающиеся усваивают:

10% от того, что они читают; 

26% от того, что они слышат;

30% от того, что они видят;

50% от того, что они видят и слышат;

70% от того, что они обсуждают с другими;

80% от того, что основано на личном опыте;

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

95% от того, чему они обучаются сами.

Концептуальность  Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Концептуальность

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность  Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:  - логикой процесса;  - взаимосвязью его частей;  - целостностью.

Системность

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса;

- взаимосвязью его частей;

- целостностью.

Управляемость  Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Управляемость

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность  Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Эффективность

Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость  Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами

Воспроизводимость

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами

Структура педагогической технологии - Концептуальная часть- это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент  - Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала

Структура педагогической технологии

- Концептуальная часть- это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент

- Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала

Структура педагогической технологии  Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:  -организация учебного процесса;  -методы и формы учебной деятельности;  -деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;  -диагностика учебного процесса

Структура педагогической технологии

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

-организация учебного процесса;

-методы и формы учебной деятельности;

-деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

-диагностика учебного процесса

Сущность педагогической технологии и требования предъявляемые к ней  ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Сущность педагогической технологии и требования предъявляемые к ней

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Преимущества педагогической технологии 1.Основой технологии служит четкое определение цели. Цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно 2. Технология позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.  3. Технология сводит к минимуму ситуации  когда педагог вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поисках приемлемого варианта

Преимущества педагогической технологии

1.Основой технологии служит четкое определение цели. Цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно

2. Технология позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

3. Технология сводит к минимуму ситуации когда педагог вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поисках приемлемого варианта

Технология традиционного обучения -Учащиеся одного возраста -Класс работает по единому плану и программе - Урок посвящен одному предмету -Работой на уроке руководит учитель -Учебники применяются для домашней работы - Основная единица занятий -урок

Технология традиционного обучения

-Учащиеся одного возраста

-Класс работает по единому плану и программе

- Урок посвящен одному предмету

-Работой на уроке руководит учитель

-Учебники применяются для домашней работы

- Основная единица занятий -урок

Традиционное обучение Методы усвоения знаний основаны на: - сообщении готовых знаний - обучение по образцу - индуктивной логике от частного к общему - репродуктивном воспроизведении -вербальном изложении -механической памяти

Традиционное обучение

  • Методы усвоения знаний основаны на:

- сообщении готовых знаний

- обучение по образцу

- индуктивной логике от частного к общему

- репродуктивном воспроизведении

-вербальном изложении

-механической памяти

Традиционное обучение Положительные стороны Отрицательные стороны Организационная четкость Систематический характер обучения Упорядоченная логически правильная подача материала Постоянное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов Шаблонное построение, однообразие Отсутствие самостоятельности Пассивность учащихся Слабая речевая деятельность Отсутствие индивидуального обучения

Традиционное обучение

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  • Организационная четкость
  • Систематический характер обучения
  • Упорядоченная логически правильная подача материала
  • Постоянное воздействие личности учителя
  • Оптимальные затраты ресурсов
  • Шаблонное построение, однообразие
  • Отсутствие самостоятельности
  • Пассивность учащихся
  • Слабая речевая деятельность
  • Отсутствие индивидуального обучения
Проблемное обучение  Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности обучающихся и под общим руководством учителя

Проблемное обучение

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности обучающихся и под общим руководством учителя

Функции проблемного обучения : 1.Стимулирует мотивацию учения; 2. Повышает познавательный интерес; 3.Формирует самостоятельность, критичность, нестандартность мышления; 4.Развивает творческие способности; 5.Формирует навыки исследовательской деятельности; 6. Развивает коммуникативные компетенции

Функции проблемного обучения :

1.Стимулирует мотивацию учения;

2. Повышает познавательный интерес;

3.Формирует самостоятельность, критичность, нестандартность мышления;

4.Развивает творческие способности;

5.Формирует навыки исследовательской деятельности;

6. Развивает коммуникативные компетенции

Структура технологии проблемного обучения : 1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации; появление у учащихся вопроса; 2 этап – начало активного поиска ответа на вопрос; педагог оказывает дозированную помощь; 3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Педагог оказывает необходимую помощь ;

Структура технологии проблемного обучения :

1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации; появление у учащихся вопроса;

2 этап – начало активного поиска ответа на вопрос; педагог оказывает дозированную помощь;

3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Педагог оказывает необходимую помощь ;

Структура технологии проблемного обучения:    4 этап – «Ага-реакция», появление идеи, решения. Переход к решению, разработка его. Образование нового знания в сознании учащихся; 5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

Структура технологии проблемного обучения:

4 этап – «Ага-реакция», появление идеи, решения. Переход к решению, разработка его. Образование нового знания в сознании учащихся;

5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

Особенностью проблемного обучения является реализация идеи:   Обучение через открытие : ребенок должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом в своей деятельности он может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Особенностью проблемного обучения является реализация идеи:

Обучение через открытие : ребенок должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом в своей деятельности он может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Достоинства проблемного обучения  В наших руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый ребенок не просто усваивал бы поток информации, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Достоинства проблемного обучения

В наших руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый ребенок не просто усваивал бы поток информации, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Недостатки проблемного обучения: 1. Оно всегда вызывает затруднения у школьника в учебном процессе, поэтому га его осмысление уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении; 2. Разработка технологии проблемного обучения требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени.

Недостатки проблемного обучения:

1. Оно всегда вызывает затруднения у школьника в учебном процессе, поэтому га его осмысление уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении;

2. Разработка технологии проблемного обучения требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени.

Притча  Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «скажи какая у меня бабочка в руках мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая- я ее умертвлю, скажет: мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках»

Притча

Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «скажи какая у меня бабочка в руках мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая- я ее умертвлю, скажет: мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках»

Проектное обучение  Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления .

Проектное обучение

Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления .

 Технология проектного обучения  Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе выполнения усложняющихся заданий – проектов. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к конструированию новых объектов, процессов.

Технология проектного обучения

Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе выполнения усложняющихся заданий – проектов. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к конструированию новых объектов, процессов.

Проектное обучение создает условия при которых: -Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания; -учатся пользоваться знаниями для решения практических задач; -приобретают коммуникативные умения, работая в группах;  -развивают исследовательские умения и развивают системное мышление

Проектное обучение создает условия при которых:

-Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания;

-учатся пользоваться знаниями для решения практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

-развивают исследовательские умения и развивают системное мышление

Теоретические позиции проектного обучения  -Индивидуальный темп работы над проектом; -глубокое усвоение базовых знаний; -Образовательный процесс имеет личностный смысл,что повышает мотивацию.

Теоретические позиции проектного обучения

-Индивидуальный темп работы над проектом;

-глубокое усвоение базовых знаний;

-Образовательный процесс имеет личностный смысл,что повышает мотивацию.

Стадии работы над проектом  Стадии  Деятельность учителя 1.Выбор темы проекта 1.Участвует в отборе тем проекта 2.Выделение подтем и тем проекта 2.Вычленяет подтемы и предлагает учащимся 3.Формирование творческих групп 3. проводит работу по формированию групп 4.Подготовка материалов к работе 4.разрабатывает вопросы и литературу 5.Определение форм итогов проекта 5. Участвует в обсуждении

Стадии работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

1.Выбор темы проекта

1.Участвует в отборе тем проекта

2.Выделение подтем и тем проекта

2.Вычленяет подтемы и предлагает учащимся

3.Формирование творческих групп

3. проводит работу по формированию групп

4.Подготовка материалов к работе

4.разрабатывает вопросы и литературу

5.Определение форм итогов проекта

5. Участвует в обсуждении

Классификация учебных проектов - практико-ориентированный проект; -информационный проект; - творческий проект; - ролевой проект; -монопроект (в рамках одного предмета) -межпредметный ( рамках разных областей знания).

Классификация учебных проектов

  • - практико-ориентированный проект;
  • -информационный проект;
  • - творческий проект;
  • - ролевой проект;
  • -монопроект (в рамках одного предмета)
  • -межпредметный ( рамках разных областей знания).
Виды презентации проектов -научный доклад; -деловая игра; -экскурсия; -научная конференция; - спортивная игра; -спектакль; -путешествие.

Виды презентации проектов

-научный доклад;

-деловая игра;

-экскурсия;

-научная конференция;

- спортивная игра;

-спектакль;

-путешествие.

Игровые технологии  Понятие «игровые педагогические технологии» включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Классификация педагогических игр А) Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие: В) Репродуктивные, продуктивные, творческие; Г)коммуникативные,диагностические,профориентационные и др.

Классификация педагогических игр

А) Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие:

В) Репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г)коммуникативные,диагностические,профориентационные и др.

Функции игры как педагогического феномена 1.Социокультурное назначение игры 2.Функция межнациональной коммуникации; 3. Функция самореализации личности в игре; 4.Коммуникативная функция; 5.Диагностическая функция; 6.Игротерапевтическая функция. 7.Функция коррекции в игре 8.Развлекательная функция игры

Функции игры как педагогического феномена

1.Социокультурное назначение игры

2.Функция межнациональной коммуникации;

3. Функция самореализации личности в игре;

4.Коммуникативная функция;

5.Диагностическая функция;

6.Игротерапевтическая функция.

7.Функция коррекции в игре

8.Развлекательная функция игры

Функции обучающих игр - Инструментальная функция состоит в формировании у обучающихся определенных навыков и умений; - Гностическая функция предусматривает формирование знаний и целенаправленное развитие мышления учащихся; - Социально-психологическая функция направлена прежде всего на развитие коммуникативных навыков.

Функции обучающих игр

- Инструментальная функция состоит в формировании у обучающихся определенных навыков и умений;

- Гностическая функция предусматривает формирование знаний и целенаправленное развитие мышления учащихся;

- Социально-психологическая функция направлена прежде всего на развитие коммуникативных навыков.

Основные этапы обучающей игры Первый этап  состоит в создании деловой атмосферы. На данном этапе определяются цели, содержание и основная задача игры, осуществляется необходимая психолого-педагогичес­кая подготовка учащихся; Второй этап  заключается собственно в организации игрового процесса, включающей инструктаж-разъяснение правил и условий игры ее участникам и распределение среди них ролей;

Основные этапы обучающей игры

  • Первый этап состоит в создании деловой атмосферы. На данном этапе определяются цели, содержание и основная задача игры, осуществляется необходимая психолого-педагогичес­кая подготовка учащихся;
  • Второй этап заключается собственно в организации игрового процесса, включающей инструктаж-разъяснение правил и условий игры ее участникам и распределение среди них ролей;
Основные этапы обучающей игры Третий этап  состоит в проведении игры, в результате которой должна быть успешно решена поставленная перед ее участниками учебная практическая задача; Четвертый этап  должен быть посвящен подведению итогов. Он содержит анализ хода игры и ее результатов как самими участниками игры, так и экспертом, в роли которого выступает преподаватель.

Основные этапы обучающей игры

  • Третий этап состоит в проведении игры, в результате которой должна быть успешно решена поставленная перед ее участниками учебная практическая задача;
  • Четвертый этап должен быть посвящен подведению итогов. Он содержит анализ хода игры и ее результатов как самими участниками игры, так и экспертом, в роли которого выступает преподаватель.
Формирование компетенций у учащихся в ходе игровых действий  Компетенции В ходе игры вам необходимо Социальная -Проанализировать ситуацию и выявить проблему  - Выполнить задание по инструкции -Извлечь информацию из различных источников Коммуникативная -Структурировать имеющуюся информацию   Информационная -Уметь представлять и отстаивать свою точку зрения   Готовность к самообразованию -Использовать ресурсы других людей  Технологическая   Готовность делать осознанный выбор

Формирование компетенций у учащихся в ходе игровых действий

Компетенции

В ходе игры вам необходимо

  • Социальная

-Проанализировать ситуацию и выявить проблему

- Выполнить задание по инструкции

-Извлечь информацию из различных источников

  • Коммуникативная

-Структурировать имеющуюся информацию

  • Информационная

-Уметь представлять и отстаивать свою точку зрения

  • Готовность к самообразованию

-Использовать ресурсы других людей

  • Технологическая

  • Готовность делать осознанный выбор
Преимущества игровых технологий Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс; Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин; Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе); Сокращение времени накопления опыта (опыт может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Преимущества игровых технологий

  • Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс;
  • Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин;
  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе);
  • Сокращение времени накопления опыта (опыт может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Недостатки игровых технологий

  • Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания; Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими; Правила – просты и понятны всем; Во время – игры – дисциплина и порядок;  

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр

  • Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания;
  • Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими;
  • Правила – просты и понятны всем;
  • Во время – игры – дисциплина и порядок;

 

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре. Учитель – активный участник игры; умело регулировать ход игры. Подведение итогов, призы. Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.  

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр

  • Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
  • Учитель – активный участник игры; умело регулировать ход игры.
  • Подведение итогов, призы.
  • Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.

 

 Выбор педагогических технологий  Рекомендуется учитывать следующие факторы: цели и задачи, решаемые при изучении данной учебной дисциплины; уровень подготовленности обучающихся; специфика учебной дисциплины; - уровень компетентности педагога; - материальное, информационное и техническое обеспечение процесса обучения; - педагогические возможности каждой педагогической технологии при решении конкретной задачи.

Выбор педагогических технологий

Рекомендуется учитывать следующие факторы:

  • цели и задачи, решаемые при изучении данной учебной дисциплины;
  • уровень подготовленности обучающихся;
  • специфика учебной дисциплины;

- уровень компетентности педагога;

- материальное, информационное и техническое обеспечение процесса обучения;

- педагогические возможности каждой педагогической технологии при решении конкретной задачи.

Эффективность педагогических технологий  Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Эффективность педагогических технологий

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!