КГУ «Комплекс Белоусовская
начальная школа – детский сад»
Плетение бисером
Цели исследования:
1 . Изучить историю и некоторые техники бисероплетения, создать изделия из бисера.
2. Обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук и творческого роста личности ребенка.
Гипотеза
Плетение бисером тренирует мелкую моторику рук и способствует развитию творческого потенциала личности ребенка. Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы. Обилие публикаций на тему развития творческих способностей и формирования творческого мышления свидетельствует если не об актуальности, то о моде данной тематики.
История
Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и принесли с корабля крупные куски селитры (соединение натрия), подложили в костер под горшок.
Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался.
С этого все и началось.
Первоначально бисер изготавливался из вязкой стекломассы, путем вытягивания металлическим прутиком нити, которую обвивали вокруг стержня из меди, диаметр которого соответствовал диаметру бусинки. Далее стержень убирали, а бусинка подвергалась дальнейшей, ручной обработке. Таким же способом получали и трубочку. Потом ее разрезали на кусочки нужной длины.
бисер – это маленькие шарики, чаще всего круглой формы, хотя есть и другие разновидности. Основным материалом для бисера является стекло и пластмасса. Но ведь многие шарики можно назвать бусинками? Отличительной особенностью бисера от бусинок является то, что края каждой бусинки-бисера закруглены.
Обычно выделяют следующие разновидности
1. Круглый, немного приплюснутый, бисер.
2. Цилиндрический бисер.
3. Трёхгранный.
4. Треугольный.
5. Шестигранный.
6. В форме капли
(английское название Drop).
Выделяют, так называемую рубку (края не обработаны) и стеклярус, форма которого в виде маленькой трубочки. И бисер в виде бусин. Эта разновидность содержит самое большое количество бусин, разных по форме и размеру, цвету и материалов, из которых они изготовлены.
Бисерное плетение пришло к нам из древности. В продолжении столетий выработались виды этого занятного рукоделия: параллельное, петельное, французское плетение дугами, игольчатое, сетчатое, мозаичное плетение, низание крестиками, гобеленовое, монастырское, объемное. В основе каждого вида техники лежит нанизывание на рабочие нити (леску, проволоку, нить ) бисерин, бусин, стекляруса.
Бисероплетение разрабатывает сложную моторику движения кисти , формирует навыки исполнительского мастерства. Изготовление бисерных изделий — деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект своей работы. Дети овладевают различными приемами плетения, вышивки и ткачества, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала личности.
Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление.
Таким образом, мы считаем, что наша гипотеза обоснована, а занятие бисероплетением не только формирует эстетический вкус, понятие прекрасного, но и черты характера, необходимые любому человеку. Это терпение, аккуратность, чувство меры, усидчивость.
Источники
- Донателла Чиотти «Бисер» – М., 2000;
- И. Н. Наниашвилли «Фантазии из бисера» – СПб, 1998;
- Божко Л. «Бисер, уроки мастерства» – М., 2002;
- Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» – Ростов-на-Дону, 2004;
- http :// www . sekretyzolushki . ru / index . htm .
Над проектом работали
Пиджакова Алина и Пермякова Анастасия
Ученицы 4 «А» класса
Руководитель проекта : Бывшева Е.П.
2013 – 2014 учебный год