СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии 10 класс. Тема. "Рост и развитие, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 в данной работе рассмотрены два уровня приспособляемости организма : филогенетический и онтогенетический.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии 10 класс. Тема. "Рост и развитие, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям"»

 Тема: Рост и развитие, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.   Учитель: Щелчкова Татьяна Михайловна.

Тема: Рост и развитие, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Учитель: Щелчкова Татьяна Михайловна.

Проверка домашнего задания: 1. Органогенез. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Биогенетический закон.1864 год  (Ф. Мюллером, Э Геккелем)

Проверка домашнего задания:

  • 1. Органогенез. Эктодерма.
  • Энтодерма.
  • Мезодерма.
  • Биогенетический закон.1864 год

(Ф. Мюллером, Э Геккелем)

Уровни приспособляемости.  Существует 2 уровня приспособляемости организма:  Филогенетический и онтогенетический

Уровни приспособляемости. Существует 2 уровня приспособляемости организма: Филогенетический и онтогенетический

Онтогенетический уровень подразделяется на эмбриональный и постэмбриональный. В процессе онтогенеза не все гены функционируют постоянно и одновременно. По мере индивидуального развития организмов происходит смена активно транскрибируемых генов. Часто гены, которые активно работали в эмбриональной стадии, после рождения перестают функционировать. И на оборот, гены, не функционированные до рождения, вдруг начинают активно работать и производить белки в постэмбриональный период. Это зависит от специфических условий, в которых организм находится до и после рождения.
  • Онтогенетический уровень подразделяется на эмбриональный и постэмбриональный. В процессе онтогенеза не все гены функционируют постоянно и одновременно. По мере индивидуального развития организмов происходит смена активно транскрибируемых генов. Часто гены, которые активно работали в эмбриональной стадии, после рождения перестают функционировать. И на оборот, гены, не функционированные до рождения, вдруг начинают активно работать и производить белки в постэмбриональный период. Это зависит от специфических условий, в которых организм находится до и после рождения.
Эмбриональное приспособление  Синтез различного гемоглобина. Зародышевый, или фетальный, гемоглобин обладает большим сродством к кислороду, чем гемоглобин взрослого. Организм плода получает кислород через плаценту, ему необходимо извлекать этот газ из крови матери. А если бы способность присоединять кислород у гемоглобина плода и матери была одинаковой, этот газ стал бы проходить через плаценту, только когда кровь ребенка уже совсем лишилась кислорода. При таком кислородном голодании полноценное развитие всех клеток зародыша, а особенно клеток головного мозга, было бы невозможно

Эмбриональное приспособление

  • Синтез различного гемоглобина. Зародышевый, или фетальный, гемоглобин обладает большим сродством к кислороду, чем гемоглобин взрослого.
  • Организм плода получает кислород через плаценту, ему необходимо извлекать этот газ из крови матери. А если бы способность присоединять кислород у гемоглобина плода и матери была одинаковой, этот газ стал бы проходить через плаценту, только когда кровь ребенка уже совсем лишилась кислорода. При таком кислородном голодании полноценное развитие всех клеток зародыша, а особенно клеток головного мозга, было бы невозможно
Когда ребенок родится, условия окружающей среды резко изменяются.  Кислорода в окружающем воздухе будет гораздо больше, чем в крови материнского организма. Отпадает необходимость производить фетальный гемоглобин, и организм ребенка начнет вырабатывать белок, характерный для взрослых особей его вида.
  • Когда ребенок родится, условия окружающей среды резко изменяются.
  • Кислорода в окружающем воздухе будет гораздо больше, чем в крови материнского организма. Отпадает необходимость производить фетальный гемоглобин, и организм ребенка начнет вырабатывать белок, характерный для взрослых особей его вида.

Постэмбриональное онтогенетические приспособления.   Оно заключается в большем проявлении одних генетически обусловленных признаков и меньшем проявлении или полном не проявлении других. То есть все гены организма обязательно проявятся в одинаковой степени в разных условиях. Это явление известно как модификационная изменчивость.

Постэмбриональное онтогенетические приспособления.

  • Оно заключается в большем проявлении одних генетически обусловленных признаков и меньшем проявлении или полном не проявлении других. То есть все гены организма обязательно проявятся в одинаковой степени в разных условиях. Это явление известно как модификационная изменчивость.
 Однояйцовые близнецы, удочеренных в разные семьи и увезены в разные климатические условия. В генотипе у них был ген веснушчатости. При недостатке солнца пигмент в клетках кожи в виде веснушек не проявился. А при избытке солнечной энергии этот ген проявляется. Это и будет постэмбриональным онтогенетическим приспособлением.
  • Однояйцовые близнецы, удочеренных в разные семьи и увезены в разные климатические условия. В генотипе у них был ген веснушчатости. При недостатке солнца пигмент в клетках кожи в виде веснушек не проявился. А при избытке солнечной энергии этот ген проявляется. Это и будет постэмбриональным онтогенетическим приспособлением.

Филогенетические приспособления Это весь комплекс приспособляемости, который формируется у любой группы организмов в ходе эволюции. Каждый вид растений и животных имеет свои уникальные приспособления к условиям окружающей среды. Менее приспособлены организмы или виды просто не существуют. Они вымерли в ходе эволюции при изменении условий.

Филогенетические приспособления

  • Это весь комплекс приспособляемости, который формируется у любой группы организмов в ходе эволюции.
  • Каждый вид растений и животных имеет свои уникальные приспособления к условиям окружающей среды.
  • Менее приспособлены организмы или виды просто не существуют. Они вымерли в ходе эволюции при изменении условий.
Климат на Земле был теплым и влажным, господствовали земноводные и споровые растения, которым для оплодотворения нужна была вода.

Климат на Земле был теплым и влажным, господствовали земноводные и споровые растения, которым для оплодотворения нужна была вода.

Климат стал более жарким, сухим, но без сезонных изменений, оледенений, господствовали рептилии (динозавры) и голосеменные растения.

Климат стал более жарким, сухим, но без сезонных изменений, оледенений, господствовали рептилии (динозавры) и голосеменные растения.

Климат стал более холодным, с сезонными и суточными понижениями температур и оледенении, господствовать стали теплокровные – птицы и млекопитающие.
  • Климат стал более холодным, с сезонными и суточными понижениями температур и оледенении, господствовать стали теплокровные – птицы и млекопитающие.

Некоторые виды сразу оказались лучше приспособленными. Например, скорпионы существуют на Земле 400млн лет. За последние 300млн они мало изменились.

Некоторые виды сразу оказались лучше приспособленными. Например, скорпионы существуют на Земле 400млн лет. За последние 300млн они мало изменились.

Вараны существуют -100 млн лет назад – мало изменились.  Сайгаки – 40млн. лет назад. Условия среды обитания мало изменились, их приспособления остаются наиболее выгодными.
  • Вараны существуют -100 млн лет назад – мало изменились.
  • Сайгаки – 40млн. лет назад. Условия среды обитания мало изменились, их приспособления остаются наиболее выгодными.
Постэмбриональное развитие: старение и смерть организма. Все животные делятся на 2 большие группы в зависимости от того , как протекает их постэмбриональное развитие.
  • Постэмбриональное развитие: старение и смерть организма.
  • Все животные делятся на 2 большие группы в зависимости от того , как протекает их постэмбриональное развитие.
Прямое развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери – и связан с ним через плаценту (плацентарные млекопитающие).
  • Прямое развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери – и связан с ним через плаценту (плацентарные млекопитающие).

Из беспозвоночных – малощетинковые и круглые черви, паукообразные.  Организмы, которые после рождения совершенно не похожи на взрослых особей, переживают метаморфоз (превращение). Их системы и органы перестраиваются.
  • Из беспозвоночных – малощетинковые и круглые черви, паукообразные.
  • Организмы, которые после рождения совершенно не похожи на взрослых особей, переживают метаморфоз (превращение). Их системы и органы перестраиваются.
Непрямое развитие связано с превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии).
  • Непрямое развитие связано с превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии).
Например, у лягушки из икринки развивается личинка (головастик), которая по строению, образу жизни и среде обитания резко отличается от взрослых животных. Так, у головастика имеются жабры, орган боковой линии, хвост, двухкамерное сердце, один, как у рыб, круг кровообращения. По достижении личинкой определенного уровня развития происходит ее метаморфоз, в процессе которого вырабатываются признаки взрослого организма. Так головастик превращается в лягушку. Наличие личиночной стадии в развитии земноводных обеспечивает им возможность жить в разной среде я использовать разные источники пищи: головастик живет в воде и питается растительной пищей, а лягушка ведет в основном наземный образ жизни и питается животной пищей
  • Например, у лягушки из икринки развивается личинка (головастик), которая по строению, образу жизни и среде обитания резко отличается от взрослых животных. Так, у головастика имеются жабры, орган боковой линии, хвост, двухкамерное сердце, один, как у рыб, круг кровообращения. По достижении личинкой определенного уровня развития происходит ее метаморфоз, в процессе которого вырабатываются признаки взрослого организма. Так головастик превращается в лягушку. Наличие личиночной стадии в развитии земноводных обеспечивает им возможность жить в разной среде я использовать разные источники пищи: головастик живет в воде и питается растительной пищей, а лягушка ведет в основном наземный образ жизни и питается животной пищей
Такое явление наблюдается у многих насекомых. Смена среды обитания и, как следствие, смена образа жизни животного при переходе его от личиночной стадии к взрослому организму снижает интенсивность борьбы за существование внутри вида. Кроме того, у некоторых прикрепленных, малоподвижных или паразитических животных свободноплавающая личинка способствует расселению вида, расширению его ареала.
  • Такое явление наблюдается у многих насекомых. Смена среды обитания и, как следствие, смена образа жизни животного при переходе его от личиночной стадии к взрослому организму снижает интенсивность борьбы за существование внутри вида. Кроме того, у некоторых прикрепленных, малоподвижных или паразитических животных свободноплавающая личинка способствует расселению вида, расширению его ареала.
Условия, в которых живут организмы, постоянно меняются. Часто эти изменения носят резко выраженный характер. Изменяется температура, освещенность, влажность, кормовая обеспеченность, количество хищников и паразитов и т. д. Для того чтобы выжить в таких условиях, любой организм должен противостоять вредному влиянию внешних факторов. Процессы приспособления организма происходят постоянно и не прекращаются вплоть до его гибели
  • Условия, в которых живут организмы, постоянно меняются. Часто эти изменения носят резко выраженный характер. Изменяется температура, освещенность, влажность, кормовая обеспеченность, количество хищников и паразитов и т. д. Для того чтобы выжить в таких условиях, любой организм должен противостоять вредному влиянию внешних факторов. Процессы приспособления организма происходят постоянно и не прекращаются вплоть до его гибели
Анабиоз. Часто организмы попадают в такие условия среды, в которых продолжение нормальных жизненных процессов невозможно. В подобных случаях некоторые организмы могут впадать в анабиоз (от греч. «ана» — вновь, «биос» — жизнь), т. е. состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. Анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания.
  • Анабиоз. Часто организмы попадают в такие условия среды, в которых продолжение нормальных жизненных процессов невозможно. В подобных случаях некоторые организмы могут впадать в анабиоз (от греч. «ана» — вновь, «биос» — жизнь), т. е. состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. Анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания.
Споры микроорганизмов, семена растений, яйца животных — примеры анабиотического состояния. В отдельных случаях анабиоз может продолжаться сотни и даже тысячи лет, по прошествии которых семена не теряют всхожести. Глубокое замораживание спермы и яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для их длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.
  • Споры микроорганизмов, семена растений, яйца животных — примеры анабиотического состояния. В отдельных случаях анабиоз может продолжаться сотни и даже тысячи лет, по прошествии которых семена не теряют всхожести. Глубокое замораживание спермы и яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для их длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.
Приведите примеры, подтверждающие приспособленность организмов к условиям среды на клеточном и тканевом уровнях. Почему алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона? Как вы считаете, можно ли способность организмов измерять время и впадать в состояние анабиоза рассматривать как примеры саморегуляции? Ответ обоснуйте. Как, по-вашему, можно использовать знания о биологических часах и анабиозе в практической деятельности?
  • Приведите примеры, подтверждающие приспособленность организмов к условиям среды на клеточном и тканевом уровнях.
  • Почему алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона?
  • Как вы считаете, можно ли способность организмов измерять время и впадать в состояние анабиоза рассматривать как примеры саморегуляции? Ответ обоснуйте.
  • Как, по-вашему, можно использовать знания о биологических часах и анабиозе в практической деятельности?