СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по географии России 8 класс по теме: "Численность населения России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о населении России и о демографической ситуации в России

Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии России 8 класс по теме: "Численность населения России"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10» Численность населения  России Урок географии в 8-ом классе. Автор: Стынга Виктор Валентинович, учитель географии МКОУ «В(С)ОШ №10»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10»

Численность населения

России

Урок географии в 8-ом классе.

Автор: Стынга Виктор Валентинович, учитель географии

МКОУ «В(С)ОШ №10»

Введение в тему  Можно ли считать население одним из компонентов природы, связанным со всеми остальными компонентами Какие науки изучают население, людей?  (История, обществознание граждановедение, медицина, психология, юриспруденция и др.) Мы будем на уроках географии изучать население с точки зрения науки демография , которая поможет нам ответить на вопросы, связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а также на другие вопросы.

Введение в тему

  • Можно ли считать население одним из компонентов природы, связанным со всеми остальными компонентами
  • Какие науки изучают население, людей?

(История, обществознание граждановедение, медицина, психология, юриспруденция и др.)

  • Мы будем на уроках географии изучать население с точки зрения науки демография , которая поможет нам ответить на вопросы, связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а также на другие вопросы.
План изучения темы Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX  и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства населения. Региональные различия естественного прироста.  Прогнозы изменения численности населения России.

План изучения темы

  • Численность населения России в сравнении с другими государствами.
  • Ее резкое сокращение на рубеже XX  и XXI вв.
  • Причины демографического кризиса.
  • Особенности воспроизводства населения.
  • Региональные различия естественного прироста.
  • Прогнозы изменения численности населения России.
 Численность населения России в сравнении с другими государствами.   Китай - 1282 млн человек (более миллиарда) Индия - 1034 млн (более миллиарда) США - 300 млн Индонезия - 229 млн Бразилия -180 млн Пакистан -149 млн Бангладеш - 143 млн Россия  - 141 млн (по последним данным) Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения? Огромная территория страны заселена неравномерно, и средняя плотность населения ниже, чем в других странах.

Численность населения России в сравнении с другими государствами.

Китай - 1282 млн человек (более миллиарда)

Индия - 1034 млн (более миллиарда)

США - 300 млн

Индонезия - 229 млн

Бразилия -180 млн

Пакистан -149 млн

Бангладеш - 143 млн

Россия - 141 млн (по последним данным)

Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения?

Огромная территория страны заселена неравномерно, и средняя плотность населения ниже, чем в других странах.

Скорость прироста населения в странах Мира Укажите регионы мира, где наибольшая скорость прироста населения? Африка, Юго-Западная Азия, Южная Азия, Латинская Америка

Скорость прироста населения в странах Мира

Укажите регионы мира, где наибольшая скорость прироста населения?

Африка, Юго-Западная Азия, Южная Азия, Латинская Америка

Всегда ли численность населения России была такой? Проанализируем таблицу 13 на с. 183.  Объясните, в какие годы и почему было явное сокращение численности населения в России. Какие причины приводят к сокращению населения? Проанализируем таблицу 14 на с. 184. Современное снижение численности населения объясняется, прежде всего, снижением естественного прироста населения.

Всегда ли численность населения России была такой? Проанализируем таблицу 13 на с. 183. Объясните, в какие годы и почему было явное сокращение численности населения в России.

Какие причины приводят к сокращению населения? Проанализируем таблицу 14 на с. 184.

Современное снижение численности населения объясняется, прежде всего, снижением

естественного прироста населения.

Естественный прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период. Естественный прирост рассчитывается на каждую 1000 человек в год и выражается в промилле (% о ). Р-С=ЕП Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения.

Естественный прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период. Естественный прирост рассчитывается на каждую 1000 человек в год и выражается в промилле (% о ).

Р-С=ЕП

Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения.

Типы воспроизводства населения Для раннего этапа существования человека была характерна зависимость от природы. Численность населения на определенной территории была ограничена ресурсами. Этот период характеризуют высокая рождаемость и высокая смертность.  Исторический тип такого воспроизводства получил название архетип.

Типы воспроизводства населения

  • Для раннего этапа существования человека была характерна зависимость от природы.
  • Численность населения на определенной территории была ограничена ресурсами.
  • Этот период характеризуют высокая рождаемость и высокая смертность.
  • Исторический тип такого воспроизводства получил название архетип.
Традиционный тип воспроизводства Традиционный тип воспроизводства связан с аграрным развитием, когда большое значение имеет соблюдение традиций большой семьи. Высокая рождаемость и высокая смертность, небольшой естественный прирос характерны для этого типа. Однако с развитием медицины, здравоохранения сокращается смертность при достаточно высокой рождаемости, естественный прирост увеличивается.

Традиционный тип воспроизводства

  • Традиционный тип воспроизводства связан с аграрным развитием, когда большое значение имеет соблюдение традиций большой семьи.
  • Высокая рождаемость и высокая смертность, небольшой естественный прирос характерны для этого типа.
  • Однако с развитием медицины, здравоохранения сокращается смертность при достаточно высокой рождаемости, естественный прирост увеличивается.
Современный тип воспроизводства населения. Развитие промышленности и рост городов в корне меняют ситуацию . Изменяется уклад жизни, происходит переход от многодетной к мало детной семье, это объясняется и увеличением средств, затрачиваемых на ребёнка в городских условиях, и вовлечением женщины в производство изменением возраста вступления в брак. Рождаемость снижается, но снижается и смертность в результате улучшения жилищных условий, медицинского обслуживания. Естественный прирост невысок. Так формируется современный тип воспроизводства населения.  С повышением доли старших возрастов в численности населения снижается рождаемость и по повышается смертность. В такой ситуации происходит убыль населения (таблица 15 с. 185).

Современный тип воспроизводства населения.

  • Развитие промышленности и рост городов в корне меняют ситуацию .
  • Изменяется уклад жизни, происходит переход от многодетной к мало детной семье, это объясняется и увеличением средств, затрачиваемых на ребёнка в городских условиях, и вовлечением женщины в производство изменением возраста вступления в брак.
  • Рождаемость снижается, но снижается и смертность в результате улучшения жилищных условий, медицинского обслуживания.
  • Естественный прирост невысок. Так формируется современный тип воспроизводства населения.
  • С повышением доли старших возрастов в численности населения снижается рождаемость и по повышается смертность.
  • В такой ситуации происходит убыль населения (таблица 15 с. 185).
 Региональные различия естественного прироста.   Но естественный прирост в различных районах России значительно отличается.  Самый низкий (-10 на 1000 человек) - в Центральном районе На Дальнем Востоке (-3), самый высокий - в Республике Ингушетия (+12).

Региональные различия естественного прироста.

  • Но естественный прирост в различных районах России значительно отличается.
  • Самый низкий (-10 на 1000 человек) - в Центральном районе
  • На Дальнем Востоке (-3),
  • самый высокий - в Республике Ингушетия (+12).
Регионы с отрицательным ЕП

Регионы с отрицательным ЕП

Регионы с положительным ЕП

Регионы с положительным ЕП

Численность населения страны Естественный прирост Механический прирост Рождаемость Смертность Иммиграция Эмиграция

Численность населения страны

Естественный прирост

Механический прирост

Рождаемость

Смертность

Иммиграция

Эмиграция

Выводы: Итак, в целом численность населения России падает. К каким последствиям в ближайшие десятилетия это может привести? Какие проблемы создает отрицательный прирост населения для экономики страны? По таблице 16 на с. 188 расскажите, каковы прогнозы численности населения России.

Выводы:

  • Итак, в целом численность населения России падает.
  • К каким последствиям в ближайшие десятилетия это может привести?
  • Какие проблемы создает отрицательный прирост населения для экономики страны?
  • По таблице 16 на с. 188 расскажите, каковы прогнозы численности населения России.
Тесты  по теме:  «Численность населения России» начать

Тесты по теме: «Численность населения России»

начать

1.Какова численность населения России? 151 млн. чел. а 141 млн. чел. б 241 слн. чел. В Следующий вопрос выход

1.Какова численность населения России?

151 млн. чел.

а

141 млн. чел.

б

241 слн. чел.

В

Следующий вопрос

выход

2. Какое место в мире занимает Россия по численности населения? восьмое а третье б пятое В Следующий вопрос выход

2. Какое место в мире занимает Россия по численности населения?

восьмое

а

третье

б

пятое

В

Следующий вопрос

выход

3.Наиболее высокая рождаемость характерна для: Областей Центральной России а Краёв Дальнего Востока б Республик Северного Кавказа В Следующий вопрос выход

3.Наиболее высокая рождаемость характерна для:

Областей Центральной России

а

Краёв Дальнего Востока

б

Республик Северного Кавказа

В

Следующий вопрос

выход

4.Наибольшее значение естественного прироста характерно для: Тамбовской области а Республики Ингушетии б Ярославской области В Следующий вопрос выход

4.Наибольшее значение естественного прироста характерно для:

Тамбовской области

а

Республики Ингушетии

б

Ярославской области

В

Следующий вопрос

выход

5.Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения? Низкая рождаемость, высокая смертность, небольшая продолжительность жизни а Высокая рождаемость, небольшая продолжительность жизни, большая детская смертность б Высокая рождаемость, низкая смертность, большая продолжительность жизни В выход

5.Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения?

Низкая рождаемость, высокая смертность, небольшая продолжительность жизни

а

Высокая рождаемость, небольшая продолжительность жизни, большая детская смертность

б

Высокая рождаемость, низкая смертность, большая продолжительность жизни

В

выход

Домашнее задание § 38 Ответить на вопросы после §38

Домашнее задание

  • § 38
  • Ответить на вопросы после §38
Использованные ресурсы: География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват.учреждений/ под редакцией В.П. Дронова. Кн.1: Природа население, хозяйство. 8 кл.- М: Дрофа, 2009. – 202 с. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf

Использованные ресурсы:

  • География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват.учреждений/ под редакцией В.П. Дронова. Кн.1: Природа население, хозяйство. 8 кл.- М: Дрофа, 2009. – 202 с.
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!