«Возвышенное и низменное в искусстве»
Эсте́тика ( др.-греч . αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие ») — учение о формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания
К основным категориям эстетики относят: прекрасное и его противоположность — безобразное , возвышенное и низменное , трагическое и комическое , искусство
Прекра́сное — центральная эстетическая категория. Понятие «прекрасное» связано с понятием « красота », однако не тождественно с ним.
Противоположностью прекрасного является безобразное .
Возвы́шенное — одна из центральных категорий эстетики , характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию …
Ни́зменное - крайняя степень безобразного , чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества ; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное ( фашизм , атомная война ).
… Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе. Ты, в своих путях всегда уверенный, Свет, узревший в темноте. И тебе, печально-благодарная Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?...
Эти строки были написаны в мае 1912 года во Флоренции. И в этом же году другой человек увидел этот город совсем другими глазами. Весна, ярко блестит солнце, люди веселы…по улицам маленького Городка пёстрым потоком льётся толпа – все возбуждены весенним хмелем, много смеются, поют, и все – как одно здоровое тело – насыщены радостно жить. Интересно, а каким увидел этот город северной Италии 16 – летний юноша, приехавший сюда, более 500 лет назад, чтобы изучать искусство в мастерской великого Верроккьо.
Леонардо да Винчи
Leonardo da Vinci
Автопортрет Леонардо да Винчи
Дата рождения:
15 апреля 1452
Место рождения:
близ Винчи , Флорентийская республика
Дата смерти:
2 мая 1519 (67 лет)
Место смерти:
Учёба:
замок Кло-Люсе , близ Амбуаза , герцогство Турень
Известные работы:
Покровители:
Дама с горностаем Витрувианский человек Тайная вечеря Битва при Ангиари Мона Лиза
Лодовико Сфорца , Чезаре Борджиа , Франциск I
Влияние на:
Леонардески Рафаэль Санти
подпись Леонардо да Винчи
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — великий итальянский художник ( живописец , скульптор , архитектор ) и учёный ( анатом , естествоиспытатель ), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения , яркий пример « универсального человека » ( лат. homo universalis ). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи : недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина.
Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
1466 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника ( Флоренция )
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино , Лоренцо ди Креди , Аньоло ди Поло , работал Боттичелли , часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки .
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
«Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Композиция произведения проста и в определённом смысле традиционна. На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благославляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображённых довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.
«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» ( 1478 — 1480 ) — ранняя картина Леонардо да Винчи , предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа .
«Мадонна в скалах» название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи , одна из которых выставлена в Лувре , а другая в Лондонской Национальной галерее .
На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария , покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя . Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения…
«Дама с горностаем» ( итал . Dama con l'ermellino ) — картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи . По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского , что находит подтверждение в сложной символике картины.
Наряду с « Моной Лизой », « Портретом Джиневры де Бенчи » и « Прекрасной Ферроньерой » полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо .
«Та́йная ве́черя» — фреска работы Леонардо да Винчи , изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками . Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане .
« Иоанн Креститель » Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.
« Витрувианский человек». 1487
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.
Колесцовый замо́к — распространённый в XV—XVII веках механизм огнестрельного оружия, в котором необходимая для воспламенения порохового заряда искра высекается с помощью вращающегося колёсика с насечкой.
Леонардо да Винчи в своем труде «Codex Atlanticus» привел схему устройства колесцового замка для пистолета (заводившегося ключом) — это единственное его изобретение, получившее признание при жизни.
Парашю́т ( фр. parachute ) — устройство из ткани для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для безопасного спуска и приземления грузов и людей, торможения летательных аппаратов при посадке.
В презентации использованы материалы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/yandsearch