СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по искусству на тему: "Возвышенное и низменное"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации указаны основные категории эстетики, примеры из творчества Леонардо да Винчи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по искусству на тему: "Возвышенное и низменное"»

«Возвышенное и низменное в искусстве»

«Возвышенное и низменное в искусстве»

Эсте́тика ( др.-греч . αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие ») — учение о формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания К основным категориям эстетики относят: прекрасное и его противоположность — безобразное , возвышенное и низменное , трагическое и комическое , искусство    Прекра́сное  — центральная эстетическая категория. Понятие «прекрасное» связано с понятием « красота », однако не тождественно с ним. Противоположностью прекрасного является безобразное .

Эсте́тика ( др.-греч . αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие ») — учение о формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания

К основным категориям эстетики относят: прекрасное и его противоположность — безобразное , возвышенное и низменное , трагическое и комическое , искусство

Прекра́сное  — центральная эстетическая категория. Понятие «прекрасное» связано с понятием « красота », однако не тождественно с ним.

Противоположностью прекрасного является безобразное .

Возвы́шенное  — одна из центральных категорий  эстетики , характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию …

Возвы́шенное  — одна из центральных категорий эстетики , характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию …

Ни́зменное - крайняя степень  безобразного , чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества ; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное ( фашизм , атомная война ).

Ни́зменное - крайняя степень безобразного , чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества ; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное ( фашизм , атомная война ).

… Помолись о нищей, о потерянной,  О моей живой душе.  Ты, в своих путях всегда уверенный,  Свет, узревший в темноте.  И тебе, печально-благодарная  Я за это расскажу потом,  Как меня томила ночь угарная,  Как дышало утро льдом.  Отчего же Бог меня наказывал  Каждый день и каждый час?  Или это ангел мне указывал  Свет, невидимый для нас?...

Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе. Ты, в своих путях всегда уверенный, Свет, узревший в темноте. И тебе, печально-благодарная Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?...

Эти строки были написаны в мае 1912 года во Флоренции.  И в этом же году другой человек увидел этот город совсем другими  глазами.  Весна, ярко блестит солнце, люди веселы…по улицам маленького  Городка пёстрым потоком льётся толпа – все возбуждены весенним  хмелем, много смеются, поют, и все – как одно здоровое тело –  насыщены радостно жить.  Интересно, а каким увидел этот город северной Италии 16 – летний  юноша, приехавший сюда, более 500 лет назад, чтобы изучать  искусство в мастерской великого Верроккьо.

Эти строки были написаны в мае 1912 года во Флоренции. И в этом же году другой человек увидел этот город совсем другими глазами. Весна, ярко блестит солнце, люди веселы…по улицам маленького Городка пёстрым потоком льётся толпа – все возбуждены весенним хмелем, много смеются, поют, и все – как одно здоровое тело – насыщены радостно жить. Интересно, а каким увидел этот город северной Италии 16 – летний юноша, приехавший сюда, более 500 лет назад, чтобы изучать искусство в мастерской великого Верроккьо.

Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci  Автопортрет  Леонардо да Винчи Дата рождения: 15 апреля  1452 Место рождения: близ Винчи , Флорентийская республика Дата смерти: 2 мая  1519  (67 лет) Место смерти: Учёба: замок Кло-Люсе , близ Амбуаза , герцогство Турень Известные работы: Покровители: Дама с горностаем  Витрувианский человек  Тайная вечеря  Битва при Ангиари  Мона Лиза Лодовико Сфорца , Чезаре Борджиа , Франциск I Влияние на: Леонардески  Рафаэль Санти подпись Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Leonardo da Vinci

Автопортрет Леонардо да Винчи

Дата рождения:

15 апреля 1452

Место рождения:

близ Винчи , Флорентийская республика

Дата смерти:

2 мая 1519 (67 лет)

Место смерти:

Учёба:

замок Кло-Люсе , близ Амбуаза , герцогство Турень

Известные работы:

Покровители:

Дама с горностаем Витрувианский человек Тайная вечеря Битва при Ангиари Мона Лиза

Лодовико Сфорца , Чезаре Борджиа , Франциск I

Влияние на:

Леонардески Рафаэль Санти

подпись Леонардо да Винчи

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — великий итальянский  художник ( живописец , скульптор , архитектор ) и учёный ( анатом , естествоиспытатель ), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения , яркий пример « универсального человека » ( лат.   homo universalis ). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — великий итальянский художник ( живописец , скульптор , архитектор ) и учёный ( анатом , естествоиспытатель ), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения , яркий пример « универсального человека » ( лат.   homo universalis ). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи : недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина.

Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

1466  — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника ( Флоренция ) Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино , Лоренцо ди  Креди , Аньоло  ди Поло , работал Боттичелли , часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки .

1466  — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника ( Флоренция )

Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино , Лоренцо ди Креди , Аньоло ди Поло , работал Боттичелли , часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки .

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

«Портрет госпожи Лизы Джокондо».

«Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Композиция произведения проста и в определённом смысле традиционна. На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благославляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображённых довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.

Композиция произведения проста и в определённом смысле традиционна. На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благославляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображённых довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» ( 1478 — 1480 ) — ранняя картина  Леонардо да Винчи , предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа .

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» ( 1478 1480 ) — ранняя картина Леонардо да Винчи , предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа .

«Мадонна в скалах» название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи , одна из которых выставлена в Лувре , а другая в Лондонской Национальной галерее . На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария , покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя . Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения…

«Мадонна в скалах» название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи , одна из которых выставлена в Лувре , а другая в Лондонской Национальной галерее .

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария , покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя . Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения…

«Дама с горностаем» ( итал .   Dama con l'ermellino ) — картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи . По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии  Галлерани  — любовницы Лодовико  Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского , что находит подтверждение в сложной символике картины. Наряду с « Моной Лизой », « Портретом Джиневры де Бенчи » и « Прекрасной Ферроньерой » полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо .

«Дама с горностаем» ( итал .   Dama con l'ermellino ) — картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи . По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани  — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского , что находит подтверждение в сложной символике картины.

Наряду с « Моной Лизой », « Портретом Джиневры де Бенчи » и « Прекрасной Ферроньерой » полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо .

«Та́йная ве́черя»  — фреска работы Леонардо да Винчи , изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками . Создана в 1495—1498 годы в доминиканском  монастыре  Санта-Мария-делле-Грацие в Милане .

«Та́йная ве́черя»  — фреска работы Леонардо да Винчи , изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками . Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане .

« Иоанн Креститель » Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

« Иоанн Креститель » Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

« Витрувианский человек». 1487   Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.

« Витрувианский человек». 1487

 

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.

Колесцовый замо́к — распространённый в XV—XVII веках механизм огнестрельного оружия, в котором необходимая для воспламенения порохового заряда искра высекается с помощью вращающегося колёсика с насечкой. Леонардо да Винчи  в своем труде «Codex Atlanticus» привел схему устройства колесцового замка для пистолета (заводившегося ключом) — это единственное его изобретение, получившее признание при жизни.

Колесцовый замо́к — распространённый в XV—XVII веках механизм огнестрельного оружия, в котором необходимая для воспламенения порохового заряда искра высекается с помощью вращающегося колёсика с насечкой.

Леонардо да Винчи в своем труде «Codex Atlanticus» привел схему устройства колесцового замка для пистолета (заводившегося ключом) — это единственное его изобретение, получившее признание при жизни.

Парашю́т ( фр.   parachute ) — устройство из ткани для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для безопасного спуска и приземления грузов и людей, торможения летательных аппаратов при посадке.

Парашю́т ( фр.   parachute ) — устройство из ткани для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для безопасного спуска и приземления грузов и людей, торможения летательных аппаратов при посадке.

 В презентации использованы материалы:  http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch

В презентации использованы материалы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://images.yandex.ru/yandsearch


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!