Архитектура Серебряного века России
Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым.
Н. Бердяевым
Во второй половине XIX в. новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений, не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля.
И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название " модерн " .
Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель . В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы.
Ф. О. Шехтель
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902 стройка), творчество средневеково готического образеца Ф. О. Шехтеля
Особняк Зинаиды Морозовой (1893-1898), архитектор- Ф. О. Шехтель
В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902-1904).
В последующей деятельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название " рационалистический модерн ", которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций.
банк Рябушинских (1903)
Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду
Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.
Много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.
типография газеты "Утро России" (1907)
Неоклассицизму архитектуры, присуще обращение к традициям искусства античности
Вместе с тем наряду с архитекторами " новой волны " значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма .
Один из таких архитекторов Иван Владиславович Жолтовский .
И. В. Жолтовский
1909—1912 — Дом Г. А. Тарасова на Спиридоновке,
Архитектор- И. В. Спиридонов
Вместе с тем наряду с архитекторами " новой волны " поклонники использующие прием смешения различных архитектурных стилей ( эклектику ). Наиболее показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы "Метрополь" в Москве (1900), сооруженной по проекту В. Ф. Валькотта.
Вильям Францевич Валькот
здания гостиницы "Метрополь" в Москве (1900), сооруженной по проекту В. Ф. Валькотта.