Дело в шляпе
История развития головных уборов
Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №25 с.Небуг
Туапсинского района
Краснодарского края
Коротаева Ольга Владимировна
Шляпа — это целый мир, скрывающий за своими полями эпохи, стили и портреты знаменитых красавиц.
Шляпка была не только символом красоты и женственности, но и прямо указывала на семейное и социальное положение дамы.
Выйти на улицу без головного убора всё равно что оказаться посреди площади голым — так считали люди прошлого.
Прародители шляп
История всех головных уборов уходит корнями в глубокую древность. Как правило, они имели не только функциональное, но и символическое значение. В Древнем Египте таким головным убором стал немес, или клафт, - полосатый платок сине-золотой расцветки, призванный защищать голову от едкой пыли и палящих солнечных лучей.
Синие продольные полосы обозначали принадлежность к аристократической знати.
Древние греки чаще ходили с непокрытой головой, но в путешествия брали с собой петатос — небольшую круглую шляпу из фетра .
В такой изображён бог Гермес.
Стиль Средневековья
В XIV – XV веках знатные жительницы Европы носили так называемые геннины, или атуры. Геннин — типичное готическое детище средневековой эпохи. Вытянутые формы, стрельчатость, подчинённость вертикальному ритму — все эти правила работали не только в архитектуре, но и в моде.
Головной убор был конусообразным и состоял из каркаса и дорогой ткани. Очень модными также считались прозрачные шёлковые вуали, прикреплённые к верхушке конуса.
Волосы полностью прятались под головной убор, а всё ненужное выбривалось, кроме маленького треугольника на лбу.
От геннинов к шляпам
Простые горожане одевались в длинные плащи с капюшонами — шапероны.
Такая мода сохранялась вплоть до XVI века, когда появились широкополые шляпы. И мужчины, и женщины носили один фасон.
Шляпный бум в Европе
XVII столетие ознаменовалось не только развитием науки, политическими реформами и расцветом голландской живописи, но и повсеместной модой на всевозможные шляпы. Законодательницей мод была Франция.
В уютной домашней атмосфере дамы надевали чепцы, а для выхода в свет использовали нарядные широкополые шляпы.
Российская мода
Русские горожанки XVII носили широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотой тесьмой, иногда шитые золотом и жемчугом и опушённые бобровым мехом.
В XVII веке, с правлением Петра I, головные уборы европейского образца распространились и в России. В то же время царь запретил ношение традиционных кокошников.
Со временем кокошники опять вошли в моду. Например, любимый живописец Николая I Франц Крюгер запечатлел его супругу, императрицу Александру Фёдоровну, именно в национальном головном уборе.
Кокошники были весьма дорогим аксессуаром. Их расшивали золотыми нитями, декорировали бисером, жемчугом и драгоценными камнями.
От шляп к парикам и обратно
XVII столетие характеризуется частичным охлаждением к шляпам. В моде были громоздкие пудреные парики, белые у мужчин и пастельные у женщин.
Моду на искусственные волосы ввёл Людовик XIV, Король Солнце.
Впрочем, в самом начале столетия дамы ещё носили накрахмаленные кружевные чепцы — фонтанжи .
Они вышли из моды в 1713 году, когда всё тот же законодатель мод Людовик XIV увидел в Версальском дворце герцогиню Шрусбери, рискнувшую прийти на светский приём без головного убора, с простой причёской, декорированной цветами и шнурком.
Шляпы XIX века: новая страница истории
XIX век открыл новую страницу в истории головных уборов. В самом начале столетия дамы по-прежнему носили шляпки-токи, богато украшенные перьями и драгоценностями, но с развитием театра приобрели популярность и широкополые шляпы-шуте.
Вторая половина XIX столетия характеризуется повышенным интересом дам к мужскому гардеробу. Так, например, европейские женщины той эпохи стали успешно носить не только соломенные канотье,
но и шёлковые цилиндры
и даже ковбойские шляпы.
На балы современные девушки чаще всего надевали береты, токи и восточные тюрбаны.
Юные прелестницы также облюбовали биби — миниатюрные шляпки.
В 20-е годы XIX века была популярна так называемая шляпа «Франциск I». В этом головном уборе изображена Неизвестная кисти Крамского.
Начало XX века: разнообразие отделок и форм
В начале XX века шляпки по-прежнему удерживали почётное первое место на модном Олимпе. Береты, сомбреро, пилотки, цилиндры — чего только не носили в те бурные времена .
Чуть позже знаменитый Поль Пуаре предложил дамам чуть облегчить головные уборы и носить изящные эгретки и простые ленты.
Так, например, в 1909 году Коко Шанель начала свою карьеру - ателье по изготовлению шляп.
В 1910-х годах законодательницей мод стала танцовщица Русского балета Ида Рубинштейн.
В России самой большой любительницей шляп была актриса немого кино Вера Холодная.
Ещё одной поклонницей всевозможных шляпок была Матильда Кшесинская. Венецианские сетки из искусственного жемчуга, пучки перьев, - балерина очень любила экстравагантные головные уборы.
Помимо разнообразных элементов декора у шляп были и другие, менее вычурные, но очень важные детали.
Например, шляпная булавка достигавшая до 20 см в длину, которая иногда выступала в роли... утончённого орудия убийства.
1920-е и 1930-е: тенденция к упрощению
В 1920-е годы были очень популярными клоши - шляпки в виде колокольчиков. Чаще всего они изготавливались из фетра.
В 1930-е дамы носили шляпки-токи, видоизменённые канотье и вязаные шапочки. Декор становился ещё более простым, но вот такая деталь, как вуаль , по-прежнему сохранялась. В те же годы Грета Гарбо ввела моду на шляпки-таблетки.
Впрочем, несмотря на все упрощения, оставались и дизайнеры с нестандартным взглядом на вещи. Так, например, итальянская аристократка Эльза Скиапарелли создала скандальную сюрреалистическую коллекцию головных уборов в форме туфли, телефона и даже отбивной.
От поствоенных десятилетий к современности
1940-е годы стали непростыми для шляп. Вторая мировая война не оставляла времени для свежих идей и новых фасонов. Головные уборы шили из обрезков ткани.
1950-е подарили миру разноцветные соломенные шляпки.
1960-е одним из самых известных женщин, задающих тон эпохе, были Жаклин Кеннеди и Одри Хепберн.
1970-е охарактеризовались охлаждением к головным уборам, но мировые тенденции не распространились на Советский Союз. Здесь шляпы стали популярными как никогда раньше. В том числе в богемной среде. Так, например, поэтесса Белла Ахмадулина часто позировала своему мужу-художнику именно в шляпах.
1980-е, впрочем, тоже не отличаются богатством фасонов и интересных идей в области головных уборов. Разве что шляпки принцессы Дианы немного напоминали о забытой традиции.
1990-е годы новую страницу в истории шляп открыл британский дизайнер Филип Трейси.
В его причудливых головных уборах и по сей день ходят Камилла, герцогиня Корнуольская, Леди Гага, Виктория Бекхэм, Пэрис Хилтон, Сара Джессика Паркер и многие другие.
«Каждый человек имеет голову, значит, может носить шляпу», - сказал модельер в одном из своих интервью.
Декоративные головные уборы до сих пор популярны. Стоит вспомнить хотя бы Ренату Литвинову, не первое десятилетие удерживающую моду на ретро и шляпки с вуалями. Немало российских дизайнеров ежегодно выпускают коллекции головных уборов.
Хочется надеяться, что шляпки никогда не выйдут из моды.
Спасибо за внимание)))