5 класс Краеведение. Тема урока: «Неолитические культуры Сахалина и Курил. Сусуйская стоянка.»
Ткаленко Галина Анатольевна
План занятия :
Оборудование:
компьютерный проектор , отсканированные материалы : археологическая карта Сахалинской области ,схема размещения неолитических культур на Сахалине и Курилах ; иллюстрации : Сахалин - берег моря ,мыс Круглый. Вид с ручья Бушмакина .; люди неолита , стоянка - мастерская первобытных охотников , процесс изготовления глиняной посуды ; раннеолитические изделия , каменный инвентарь п. Белокаменная - часи ,имчинской культуры ; керамика : i имчинской
неолитической культуры , мыса Круглый , типа Западное , Островное ; Контурная карта - путевой лист аудиозаписи - шум моря композиция группы ,; Space " Magic fly 1,; доска для лепки . пластилин .стек .
Посвящается
Орловой Ольге Иосифовне
- Величайшему Учителю МХК
Цели :
сформировать у учащихся представление о неолитической культуре Сахалина и Курил . Сусуйской стоянке; познакомить учащихся с жилищами.керамикой ,
орудиями труда древнего человека :
формирование умений работы с картой . формирование
понятийного аппарата , умение описать иллюстрацию ;
заложить основы поисковой деятельности . развитие тонкой подвижности пальцев Воспитывать чувство любви к Родине , родному краю , стремление познавать историю родного края
Вводная беседа .
Археологические стоянки Сахалина и Курил .
Жилища древних людей .
Орудия труда .
Керамика .
Сусуйская стоянка .
Подведение итогов .
1. Вводная беседа.
У нас сегодня необычный урок, урок путешествия на машине времени.Наш класс -это борт машины времени.
Введем в бортовой компьютер дату : неолит.
Место : Сахалин и Курильские острова .
Цель нашего исследования : изучить неолитические культуры Сахалина и Курильских островов, Сусуйскую стоянку.
Запишите в свои бортовые журналы - это ваши тетради: Неолитические культуры Сахалина и Курильских островов. Сусуйская стоянка.
Каждому из вас выдан путевой лист, запишите на нем свое имя и в этом путевом листе вы будете отмечать места, которые мы будем посещать.
Попросим у компьютера справку.
Неолит = ( от греч. нео - новый , литос - камень ), новый каменный век. На Сахалине и Курилах период с 6 в до н.э. до 5 в н.э.
Записали это в свои бортовые журналы .
С т а р т .
И вот мы в неолите.
( показывается иллюстрация берега моря , звучит шум моря ).
Как здорово в неолите . Красота какая ! Стоп.
А где же люди ? Что - то наша машина времени не пробилась сквозь глубину веков. Будем копать ! Юные археологи , на какую глубину будем делать раскоп ? Ответы учащихся.
Учитель : Нет.Культурный слой всюду залегает сразу же под дерновым . Мощность его обычно 30 - 45 см . А вот мощность культурных отложений побольше : Ловецкое ( Невельск ) - 110 см ., Сусуйская - 140 см., и т.д.
Вот и прокопали . Подождите , а мы ведь точно не указали места стоянок . Вот и машина времени нас везти не хочет .
2 . Археологические стоянки Сахалина и Курил .
Посмотрим археологическую карту Сахалина и Курил
Как много здесь стоянок !
Чем же наши родные края привлекали древних людей ?
Ответы учащихся .
Учитель : Стоянок много, а время ограничено . Возьмем свои путевые листы и отметим на них места нашего путешествия .
(на экране схема расположения неолитических культур па Сахалине и Курилах, учащиеся заполняют путевой лист).
А теперь мы готовы к путешествию . И пусть машина времени отправит нас на отмеченные нами стоянки Сахалина и Курил .
( звучит композиция группы „ Space ''|( Magic fly)
Вслед за зверем, спеша в неизвестность,
Предок мой, ты пришел сюда…
Ветром смята, разметана в клочья
Просоленная борода…
Иван Белоусов
3 . Жилища древних людей
(на экране иллюстрация : стоянка - мастерская первобытного охотника )
Здесь жили люди и стоял их дом ...
Склонись над ним , взгляни на камни эти .
И ты поймешь , как человек велик ...
В .Рябчинский
Древние люди жили в полуземлянках округлой формы . По краям сохранились ямки от опорных столбов , на которых крепили боковые стены и крышу . В некоторых жилищах выходом служило дымовое отверстие в крыше , что было довольно удобно при снежных заносах . Для обогрева жилища в центре был очаг;
Это имчинская культура . Обычно на стоянках Сахалина и Курил было от 8 - 60 землянок . А вот на Сусуйской стоянке были большие жилища шестиугольной формы или стоянки на скалах или отдельных сопках .
( на экране иллюстрация первобытных людей )
4. Орудия труда Учитель: какие орудия труда были у первобытного человека? Ответы учащихся. (на экране ранненеолитические изделия)
Учитель: А из каких материалов делали древние люди свои орудия ?
Ответы учащихся .
Человек уже умеет пилить и сверлить камень, у него расширился набор наконечников стрел; появились каменные топоры , тесла . Люди стали мастерить плоты , лодки , делать лыжи .
5 . Керамика .
Представим , что мы сидим вместе с людьми неолита у первобытного огня . Изготовим вместе с ними глиняную посуду .
Одним из первых способов изготовления глиняных сосудов был ленточный , или жгутовый . Из мягкой и пластичной глины раскатывали ленту ( жгут ), а мы возьмем с вами пластилин , сделаем ленту , уложим ее спиралью , придадим форму сосуда . Ленту загладим , уплотнив ее руками . Украсим стенки сосуда узором - орнаментом . У каждого племени был свой орнамент. У вас на сосудах орнамент будет тоже разный . Все зависит от вашей фантазии .
Посмотрите как украшали керамику люди неолита. (показ на экране керамики).
Были различные типы орнамента – это резной («елочка», «сетка», насечки , линии ), геометрический , крестовидный , овальный , фигурный , гребенчатый . шнуровой .
Затем сосуды обжигались в костре .
Зачем это делали первобытные люди ? Ответы учащихся .
Учитель.
А теперь приступим к работе
Прекрасен мир . История стара .
И на глазах истории веками
Не знающими устали руками
Все в мире создавали мастера .
Михаил Дудин .
6 . Сусуйская стоянка .
У нас на Сахалине была удивительная культура , название которой - культура раковинных куч это были поселения морских зверобоев и охотников , живших па морском побережье .
Суеуйская стоянка . Отметим ее в нашем путевом листе ,
Как вы думаете , почему эта культура называется «КУЛЬТУРА РАКОВИННЫХ КУЧ»?
Учитель . Интересные предположения .Эта стоянка находится в устье реки Сусуя . Она располагается на берегу Анивского залива . Поселение лесных и морских охотников .
На стоянке еще в 1882 году русский ученый И . С Поляков обнаружил богатый каменный и костяной материал , и раковинные кучи толщиной 165 см , в них каменные и костяные орудия , кости морских животных , а в 1955 году в одном из откосов раковинной кучи было обнаружено погребение человека .
7 . Подведение итогов .
В неолите человек научился изготавливать сосуды из глины , шлифовать и полировать , резать камень . Неолитическая культура нашей области Формировалась под влиянием нескольких культурных течений : из Приморья и Приамурья ,Охотского побережья и Камчатки.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ?
Что вам запомнилось ?
Ответы учащихся .
Наш путевой лист еще не заполнен , остался кроссворд. Это ваше домашнее задание.
А нам пора обратно .
Путешествуя сегодня мы почерпнули новые сведения , ощутили себя частичкой
огромного мира , научились изготавливать посуду , узнали какие были жилища
у древнего человека , какими орудиями труда он пользовался .
Надеюсь , что знания , полученные в сегодняшнем путешествии помогут вам в
выполнении домашнего задания , и расширят ваш кругозор .
Чтоб с днем грядущим быть на высоте ,
Преодолев веков и свет , и тьму ,
Цените , люди , тягу к красоте
Не менее , чем красоту саму .
В . Фирсов .
Запись в бортовом журнале - тетради учащихся :
НЕОЛИТ-(от греч . нео - новый , литое - камень ), новый каменный век . На
Сахалине и Курилах с VI в до н.э.до V в н.э.
Культурный слой,30~45 см. Мощность культурных отложений 110- 140 см . На стоянках от 8,- 60 землянок. Орудия труда : каменные топоры, тесла, ножи, наконечники, костяные гарпуны.
Керамика.Способ изготовления ленточный или жгутовый. Орнамент: резной, геометрический, крестовидный, овальный , фигурный, гребенчатый, шнуровой. Культура раковинных куч. Сусуйская стоянка.
Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 1.Неолит ; 2.Гарпун.
4 .Орнамент.5. Раковины. 6 Кремень .
По вертикали: 3. Очаг. 7. Ленточный .