СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по краеведению. Тема: "Неолитические культуры Сахалина и Курил. Сусуйская стоянка"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по краеведению. Тема: "Неолитические культуры Сахалина и Курил. Сусуйская стоянка"         

   У нас сегодня необычный урок, урок путешествия на машине времени.Наш класс -это борт машины времени.

      Введем в бортовой компьютер дату:   неолит.

      Место: Сахалин и Курильские острова .

      Цель нашего исследования : изучить неолитические культуры Сахалина и Курильских островов, Сусуйскую стоянку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по краеведению. Тема: "Неолитические культуры Сахалина и Курил. Сусуйская стоянка"»

         5 класс  Краеведение.  Тема урока:    «Неолитические культуры Сахалина и Курил.  Сусуйская стоянка.»   Ткаленко  Галина Анатольевна

5 класс Краеведение. Тема урока: «Неолитические культуры Сахалина и Курил. Сусуйская стоянка.»

Ткаленко Галина Анатольевна

План занятия :

Оборудование:

компьютерный проектор , отсканированные материалы : археологическая карта Сахалинской области ,схема размещения неолитических культур на Сахалине и Курилах ; иллюстрации : Сахалин - берег моря ,мыс Круглый. Вид с ручья Бушмакина .; люди неолита , стоянка - мастерская первобытных охотников , процесс изготовления глиняной посуды ; раннеолитические изделия , каменный инвентарь п. Белокаменная - часи ,имчинской культуры ; керамика : i имчинской

неолитической культуры , мыса Круглый , типа Западное , Островное ; Контурная карта - путевой лист аудиозаписи - шум моря композиция группы ,; Space " Magic fly 1,; доска для лепки . пластилин .стек .

Посвящается

Орловой Ольге Иосифовне

- Величайшему Учителю МХК

Цели :

сформировать у учащихся представление о неолитической культуре Сахалина и Курил . Сусуйской стоянке; познакомить учащихся с жилищами.керамикой ,

орудиями труда древнего человека :

формирование умений работы с картой . формирование

понятийного аппарата , умение описать иллюстрацию ;

заложить основы поисковой деятельности . развитие тонкой подвижности пальцев Воспитывать чувство любви к Родине , родному краю , стремление познавать историю родного края

Вводная беседа .

Археологические стоянки Сахалина и Курил .

Жилища древних людей .

Орудия труда .

Керамика .

Сусуйская стоянка .

Подведение итогов .

 1. Вводная беседа.    У нас сегодня необычный урок, урок путешествия на машине времени.Наш класс -это борт машины времени.  Введем в бортовой компьютер дату : неолит.  Место : Сахалин и Курильские острова .  Цель нашего исследования : изучить неолитические культуры Сахалина и Курильских островов, Сусуйскую стоянку.  Запишите в свои бортовые журналы - это ваши тетради: Неолитические культуры Сахалина и Курильских островов. Сусуйская стоянка.  Каждому из вас выдан путевой лист, запишите на нем свое имя и в этом путевом листе вы будете отмечать места, которые мы будем посещать.  Попросим у компьютера справку.  Неолит = ( от греч. нео - новый , литос - камень ), новый каменный век. На Сахалине и Курилах период с 6 в до н.э. до 5 в н.э.  Записали это в свои бортовые журналы .  С т а р т .   И вот мы в неолите.  ( показывается иллюстрация берега моря , звучит шум моря ).

1. Вводная беседа.

У нас сегодня необычный урок, урок путешествия на машине времени.Наш класс -это борт машины времени.

Введем в бортовой компьютер дату : неолит.

Место : Сахалин и Курильские острова .

Цель нашего исследования : изучить неолитические культуры Сахалина и Курильских островов, Сусуйскую стоянку.

Запишите в свои бортовые журналы - это ваши тетради: Неолитические культуры Сахалина и Курильских островов. Сусуйская стоянка.

Каждому из вас выдан путевой лист, запишите на нем свое имя и в этом путевом листе вы будете отмечать места, которые мы будем посещать.

Попросим у компьютера справку.

Неолит = ( от греч. нео - новый , литос - камень ), новый каменный век. На Сахалине и Курилах период с 6 в до н.э. до 5 в н.э.

Записали это в свои бортовые журналы .

С т а р т .

И вот мы в неолите.

( показывается иллюстрация берега моря , звучит шум моря ).

 Как здорово в неолите . Красота какая ! Стоп.  А где же люди ? Что - то наша машина времени не пробилась сквозь глубину веков. Будем копать ! Юные археологи , на какую глубину будем делать раскоп ? Ответы учащихся.  Учитель : Нет.Культурный слой всюду залегает сразу же под дерновым . Мощность его обычно 30 - 45 см . А вот мощность культурных отложений побольше : Ловецкое ( Невельск ) - 110 см ., Сусуйская - 140 см., и т.д.  Вот и прокопали . Подождите , а мы ведь точно не указали места стоянок . Вот и машина времени нас везти не хочет .

Как здорово в неолите . Красота какая ! Стоп.

А где же люди ? Что - то наша машина времени не пробилась сквозь глубину веков. Будем копать ! Юные археологи , на какую глубину будем делать раскоп ? Ответы учащихся.

Учитель : Нет.Культурный слой всюду залегает сразу же под дерновым . Мощность его обычно 30 - 45 см . А вот мощность культурных отложений побольше : Ловецкое ( Невельск ) - 110 см ., Сусуйская - 140 см., и т.д.

Вот и прокопали . Подождите , а мы ведь точно не указали места стоянок . Вот и машина времени нас везти не хочет .

 2 . Археологические стоянки Сахалина и Курил .   Посмотрим археологическую карту Сахалина и Курил

2 . Археологические стоянки Сахалина и Курил .

Посмотрим археологическую карту Сахалина и Курил

 Как много здесь стоянок !   Чем же наши родные края привлекали древних людей ?  Ответы учащихся .  Учитель : Стоянок много, а время ограничено . Возьмем свои путевые листы и отметим на них места нашего путешествия .  (на экране схема расположения неолитических культур па Сахалине и Курилах, учащиеся заполняют путевой лист).

Как много здесь стоянок !

Чем же наши родные края привлекали древних людей ?

Ответы учащихся .

Учитель : Стоянок много, а время ограничено . Возьмем свои путевые листы и отметим на них места нашего путешествия .

(на экране схема расположения неолитических культур па Сахалине и Курилах, учащиеся заполняют путевой лист).

 А теперь мы готовы к путешествию . И пусть машина времени отправит нас на  отмеченные нами стоянки Сахалина и Курил .  ( звучит композиция группы „ Space ''|( Magic fly)      Вслед за зверем, спеша в неизвестность,  Предок мой, ты пришел сюда…  Ветром смята, разметана в клочья  Просоленная борода…  Иван Белоусов

А теперь мы готовы к путешествию . И пусть машина времени отправит нас на отмеченные нами стоянки Сахалина и Курил .

( звучит композиция группы „ Space ''|( Magic fly)

Вслед за зверем, спеша в неизвестность,

Предок мой, ты пришел сюда…

Ветром смята, разметана в клочья

Просоленная борода…

Иван Белоусов

3 . Жилища древних людей (на экране иллюстрация : стоянка - мастерская первобытного охотника )

3 . Жилища древних людей

(на экране иллюстрация : стоянка - мастерская первобытного охотника )

Здесь жили люди и стоял их дом ...  Склонись над ним , взгляни на камни эти .  И ты поймешь , как человек велик ...  В .Рябчинский

Здесь жили люди и стоял их дом ...

Склонись над ним , взгляни на камни эти .

И ты поймешь , как человек велик ...

В .Рябчинский

 Древние люди жили в полуземлянках округлой формы . По краям сохранились ямки от опорных столбов , на которых крепили боковые стены и крышу . В некоторых жилищах выходом служило дымовое отверстие в крыше , что было довольно удобно при снежных заносах . Для обогрева жилища в центре был очаг;  Это имчинская культура . Обычно на стоянках Сахалина и Курил было от 8 - 60 землянок . А вот на Сусуйской стоянке были большие жилища шестиугольной формы или стоянки на скалах или отдельных сопках .  ( на экране иллюстрация первобытных людей )

Древние люди жили в полуземлянках округлой формы . По краям сохранились ямки от опорных столбов , на которых крепили боковые стены и крышу . В некоторых жилищах выходом служило дымовое отверстие в крыше , что было довольно удобно при снежных заносах . Для обогрева жилища в центре был очаг;

Это имчинская культура . Обычно на стоянках Сахалина и Курил было от 8 - 60 землянок . А вот на Сусуйской стоянке были большие жилища шестиугольной формы или стоянки на скалах или отдельных сопках .

( на экране иллюстрация первобытных людей )

 4. Орудия труда    Учитель: какие орудия труда были у первобытного человека?  Ответы учащихся.  (на экране ранненеолитические изделия)

4. Орудия труда Учитель: какие орудия труда были у первобытного человека? Ответы учащихся. (на экране ранненеолитические изделия)

 Учитель: А из каких материалов делали древние люди свои орудия ?  Ответы учащихся .  Человек уже умеет пилить и сверлить камень, у него расширился набор наконечников стрел; появились каменные топоры , тесла . Люди стали мастерить плоты , лодки , делать лыжи .

Учитель: А из каких материалов делали древние люди свои орудия ?

Ответы учащихся .

Человек уже умеет пилить и сверлить камень, у него расширился набор наконечников стрел; появились каменные топоры , тесла . Люди стали мастерить плоты , лодки , делать лыжи .

5 . Керамика .    Представим , что мы сидим вместе с людьми неолита у первобытного огня . Изготовим вместе с ними глиняную посуду .  Одним из первых способов изготовления глиняных сосудов был ленточный , или жгутовый . Из мягкой и пластичной глины раскатывали ленту ( жгут ), а мы возьмем с вами пластилин , сделаем ленту , уложим ее спиралью , придадим форму сосуда . Ленту загладим , уплотнив ее руками . Украсим стенки сосуда узором - орнаментом . У каждого племени был свой орнамент. У вас на сосудах орнамент будет тоже разный . Все зависит от вашей фантазии .

5 . Керамика .

Представим , что мы сидим вместе с людьми неолита у первобытного огня . Изготовим вместе с ними глиняную посуду .

Одним из первых способов изготовления глиняных сосудов был ленточный , или жгутовый . Из мягкой и пластичной глины раскатывали ленту ( жгут ), а мы возьмем с вами пластилин , сделаем ленту , уложим ее спиралью , придадим форму сосуда . Ленту загладим , уплотнив ее руками . Украсим стенки сосуда узором - орнаментом . У каждого племени был свой орнамент. У вас на сосудах орнамент будет тоже разный . Все зависит от вашей фантазии .

 Посмотрите как украшали  керамику люди неолита.   (показ на экране керамики).

Посмотрите как украшали керамику люди неолита. (показ на экране керамики).

 Были различные типы орнамента – это резной («елочка», «сетка», насечки , линии ), геометрический , крестовидный , овальный , фигурный , гребенчатый . шнуровой .  Затем сосуды обжигались в костре .  Зачем это делали первобытные люди ?  Ответы учащихся .   Учитель.  А теперь приступим к работе

Были различные типы орнамента – это резной («елочка», «сетка», насечки , линии ), геометрический , крестовидный , овальный , фигурный , гребенчатый . шнуровой .

Затем сосуды обжигались в костре .

Зачем это делали первобытные люди ? Ответы учащихся .

Учитель.

А теперь приступим к работе

Прекрасен мир . История стара . И на глазах истории веками Не знающими устали руками Все в  мире создавали мастера .    Михаил Дудин .

Прекрасен мир . История стара .

И на глазах истории веками

Не знающими устали руками

Все в мире создавали мастера .

Михаил Дудин .

6 . Сусуйская стоянка .  У нас на Сахалине была удивительная культура , название которой - культура раковинных куч это были поселения морских зверобоев и охотников , живших па морском побережье .  Суеуйская стоянка .  Отметим ее в нашем путевом листе ,  Как вы думаете , почему эта культура называется «КУЛЬТУРА РАКОВИННЫХ КУЧ»?  Учитель .  Интересные предположения .Эта стоянка находится в устье реки Сусуя . Она располагается на берегу Анивского залива . Поселение лесных и морских охотников .  На стоянке еще в 1882 году русский ученый И . С Поляков обнаружил богатый каменный и костяной материал , и раковинные кучи толщиной 165 см , в них каменные и костяные орудия , кости морских животных , а в 1955 году в одном из откосов раковинной кучи было обнаружено погребение человека .

6 . Сусуйская стоянка .

У нас на Сахалине была удивительная культура , название которой - культура раковинных куч это были поселения морских зверобоев и охотников , живших па морском побережье .

Суеуйская стоянка . Отметим ее в нашем путевом листе ,

Как вы думаете , почему эта культура называется «КУЛЬТУРА РАКОВИННЫХ КУЧ»?

Учитель . Интересные предположения .Эта стоянка находится в устье реки Сусуя . Она располагается на берегу Анивского залива . Поселение лесных и морских охотников .

На стоянке еще в 1882 году русский ученый И . С Поляков обнаружил богатый каменный и костяной материал , и раковинные кучи толщиной 165 см , в них каменные и костяные орудия , кости морских животных , а в 1955 году в одном из откосов раковинной кучи было обнаружено погребение человека .

7 . Подведение итогов .  В неолите человек научился изготавливать сосуды из глины , шлифовать и полировать , резать камень . Неолитическая культура нашей области Формировалась под влиянием нескольких культурных течений : из Приморья и Приамурья ,Охотского побережья и Камчатки.   Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ?  Что вам запомнилось ?  Ответы учащихся .  Наш путевой лист еще не заполнен , остался кроссворд. Это ваше домашнее задание.  А нам пора обратно .  Путешествуя сегодня мы почерпнули новые сведения , ощутили себя частичкой  огромного мира , научились изготавливать посуду , узнали какие были жилища  у древнего человека , какими орудиями труда он пользовался .  Надеюсь , что знания , полученные в сегодняшнем путешествии помогут вам в  выполнении домашнего задания , и расширят ваш кругозор .

7 . Подведение итогов .

В неолите человек научился изготавливать сосуды из глины , шлифовать и полировать , резать камень . Неолитическая культура нашей области Формировалась под влиянием нескольких культурных течений : из Приморья и Приамурья ,Охотского побережья и Камчатки.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ?

Что вам запомнилось ?

Ответы учащихся .

Наш путевой лист еще не заполнен , остался кроссворд. Это ваше домашнее задание.

А нам пора обратно .

Путешествуя сегодня мы почерпнули новые сведения , ощутили себя частичкой

огромного мира , научились изготавливать посуду , узнали какие были жилища

у древнего человека , какими орудиями труда он пользовался .

Надеюсь , что знания , полученные в сегодняшнем путешествии помогут вам в

выполнении домашнего задания , и расширят ваш кругозор .

Чтоб с днем грядущим быть на высоте , Преодолев веков и свет , и тьму , Цените , люди , тягу к красоте Не менее , чем красоту саму .  В . Фирсов .

Чтоб с днем грядущим быть на высоте ,

Преодолев веков и свет , и тьму ,

Цените , люди , тягу к красоте

Не менее , чем красоту саму .

В . Фирсов .

Запись в бортовом журнале - тетради учащихся :    НЕОЛИТ-(от греч . нео - новый , литое - камень ), новый каменный век . На  Сахалине и Курилах с VI в  до  н.э.до V в  н.э.  Культурный слой,30~45 см. Мощность культурных отложений 110- 140 см . На стоянках от 8,- 60 землянок. Орудия труда : каменные топоры, тесла, ножи, наконечники, костяные гарпуны.  Керамика.Способ изготовления ленточный или жгутовый. Орнамент: резной, геометрический, крестовидный, овальный , фигурный, гребенчатый, шнуровой. Культура раковинных куч. Сусуйская стоянка.

Запись в бортовом журнале - тетради учащихся :

НЕОЛИТ-(от греч . нео - новый , литое - камень ), новый каменный век . На

Сахалине и Курилах с VI в до н.э.до V в н.э.

Культурный слой,30~45 см. Мощность культурных отложений 110- 140 см . На стоянках от 8,- 60 землянок. Орудия труда : каменные топоры, тесла, ножи, наконечники, костяные гарпуны.

Керамика.Способ изготовления ленточный или жгутовый. Орнамент: резной, геометрический, крестовидный, овальный , фигурный, гребенчатый, шнуровой. Культура раковинных куч. Сусуйская стоянка.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1.Неолит ; 2.Гарпун.  4 .Орнамент.5. Раковины. 6 Кремень . По вертикали: 3. Очаг. 7. Ленточный .

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 1.Неолит ; 2.Гарпун.

4 .Орнамент.5. Раковины. 6 Кремень .

По вертикали: 3. Очаг. 7. Ленточный .