Литература 90-х гг. XX века
Восстановление русской литературы
В 80-90 гг. двадцатого века восстановилось единство русской литературы, постепенное слияние трёх её ветвей:
советской литературы,
зарубежной русской литературы (эмигрантской)
и « задержанной » литературы.
Рассеченная на три части, русская литература XX века оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую, а с определенного времени немало произведений задержанной на родине литературы.
Советский же широкий читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры).
Полное «возвращение» литературы состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов, когда российский читатель получил ранее скрытые от него (за исключением некоторых) произведения эмигрантской литературы.
Русская культура вплоть до начала 1990-х годов концентрировалась вокруг литературы.
Издавна писатель в России почитался учителем жизни.
Литература была больше, чем только и просто художественная словесность.
Революцию советские люди представляли себе прежде всего по поэмам Маяковского (позже - по кинофильмам о Ленине и Сталине), коллективизацию - по «Поднятой целине» Шолохова. Отечественную войну - по «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, а в 80-90-е годы времена - по литературным произведениям Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова, В. Астафьева и т.д.
Тематика русской литературы XX века
- Произошло переосмысление роли войны, раскрытие противоречий в мирной жизни («Судьба человека» М.Шолохова, «Районные будни» В.Овечкина ).
- Появилось новое поколение писателей, которые критически подходили к истории и к современной жизни народа и государства: В.Аксёнов, В.Дудинцев, И.Бродский, А.Солженицын и др.
- Возрос интерес писателей к нравственным конфликтам ( В.Розов, А.Вампилов, А.Володин ).
Тематика русской литературы XX века
- В 80-90-е гг. стали доступны произведения писателей русского зарубежья: Набокова, И.Бродского и др.
- Появляются недоступные ранее для читателей произведения: «Реквием» А.Ахматовой, «Окаянные дни» И.Бунина, «По праву памяти» А.Твардовского.
- В литературе нового времени в принципе ведущую роль играет роман. Так было и в Советской России, и в зарубежье. Жанр повести значил меньше.
Личностная, общечеловеческая тематика в принципе сближает разные ветви русской литературы. Но в СССР произведения такого плана часто становились «задержанными», включая лучшее из них - роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В русской литературе сюжет традиционно играл неглавную, подчиненную роль. Ее сила в идейности, философичности, психологизме.
- 1990-е годы считаются самыми «американскими» в русской литературе.
Исключительную роль в литературе и публицистике сыграл А. Солженицын.
- В третью волну эмиграции поэт Иосиф Бродский и крупнейший прозаик Александр Солженицын были высланы из СССР. В 90-е годы прозаик вернулся в Россию, а поэт умер в Америке.
Для поэзии И. Бродского и постмодернистов характерна ирония в отличие от большинства поэтов предшествующих десятилетий, а ирония - враг всякой однозначности.
И. Бродский доказал возможность высокой культуры стихотворного слова и почти в самом конце XX столетия. При этом в интервью 1993 г. он, не называя имен, говорил о современной поэзии: «Совершенно замечательный уровень! Произошел фантастический качественный скачок, так же, впрочем, как и количественный... И качество стихосложения на сегодняшний день чрезвычайно высокое. Если бы мне было сейчас не 52. а, скажем, 30 лет, я бы подумал: может, мне переменить профессию? Потому что есть действительно замечательные поэты».
Единство динамического многообразия проявляется даже на наиболее внешнем уровне формы - в ритме художественной речи.
Литература XX века
Распад СССР в конце 1991 г. породил новую огромную, двадцатипятимиллионную русскую диаспору со своими сложными проблемами, что, вероятно, еще скажется на литературе будущего.
В годы перестройки в литературе высмеивается массовое обращение из коммунистической веры в религиозную (Вместо «Слава КПСС!» - «Христос Воскрес!», и даже не заметили, что это в рифму»), утверждается литература как частное дело и человек как частный человек . Запоздалый по сравнению с западом русский постмодернизм недалеко отошел от модернизма.
Практическое воссоединение трех ветвей русской литературы к концу века состоялось и показало ее единство в главном: высочайшие художественные ценности были во всех ветвях, пока их одаренные представители искренне верили в утверждаемые ими идеалы, не позволяли себе сознательно лгать, выдавать желаемое за действительное и не подчиняли свое творчество официальной мифологии, когда ее искусственность стала уже угрожающей для ума и таланта.