СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе "Литература 50-90-х годов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический ресурс может быть использован для изучения нового материала в виде обзора раздела "Русская литература  50-90 -х годов" в 11 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Литература 50-90-х годов"»

Литература  90-х гг. XX века

Литература 90-х гг. XX века

 Восстановление русской литературы В 80-90 гг. двадцатого века восстановилось единство русской литературы, постепенное слияние трёх её ветвей:  советской литературы, зарубежной русской литературы (эмигрантской) и « задержанной » литературы.

Восстановление русской литературы

В 80-90 гг. двадцатого века восстановилось единство русской литературы, постепенное слияние трёх её ветвей:

советской литературы,

зарубежной русской литературы (эмигрантской)

и « задержанной » литературы.

 Рассеченная на три части, русская литература XX века оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую, а с определенного времени немало произведений задержанной на родине литературы.  Советский же широкий читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры).

Рассеченная на три части, русская литература XX века оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую, а с определенного времени немало произведений задержанной на родине литературы.

Советский же широкий читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры).

Полное «возвращение» литературы состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов, когда российский читатель получил ранее скрытые от него (за исключением некоторых) произведения эмигрантской литературы.

Полное «возвращение» литературы состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов, когда российский читатель получил ранее скрытые от него (за исключением некоторых) произведения эмигрантской литературы.

Русская культура вплоть до начала 1990-х годов концентрировалась вокруг литературы. Издавна писатель в России почитался учителем жизни. Литература была больше, чем только и просто художественная словесность.

Русская культура вплоть до начала 1990-х годов концентрировалась вокруг литературы.

Издавна писатель в России почитался учителем жизни.

Литература была больше, чем только и просто художественная словесность.

Революцию советские люди представляли себе прежде всего по поэмам Маяковского (позже - по кинофильмам о Ленине и Сталине), коллективизацию - по «Поднятой целине» Шолохова. Отечественную войну - по «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, а в 80-90-е годы времена - по литературным произведениям Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова, В. Астафьева и т.д.

Революцию советские люди представляли себе прежде всего по поэмам Маяковского (позже - по кинофильмам о Ленине и Сталине), коллективизацию - по «Поднятой целине» Шолохова. Отечественную войну - по «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, а в 80-90-е годы времена - по литературным произведениям Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова, В. Астафьева и т.д.

Тематика русской литературы XX века Произошло переосмысление роли войны, раскрытие противоречий в мирной жизни («Судьба человека» М.Шолохова, «Районные будни» В.Овечкина ). Появилось новое поколение писателей, которые критически подходили к истории и к современной жизни народа и государства: В.Аксёнов, В.Дудинцев, И.Бродский, А.Солженицын и др. Возрос интерес писателей к нравственным конфликтам ( В.Розов, А.Вампилов, А.Володин ).

Тематика русской литературы XX века

  • Произошло переосмысление роли войны, раскрытие противоречий в мирной жизни («Судьба человека» М.Шолохова, «Районные будни» В.Овечкина ).
  • Появилось новое поколение писателей, которые критически подходили к истории и к современной жизни народа и государства: В.Аксёнов, В.Дудинцев, И.Бродский, А.Солженицын и др.
  • Возрос интерес писателей к нравственным конфликтам ( В.Розов, А.Вампилов, А.Володин ).
Тематика русской литературы XX века В 80-90-е гг. стали доступны произведения писателей русского зарубежья: Набокова, И.Бродского и др. Появляются недоступные ранее для читателей произведения: «Реквием» А.Ахматовой, «Окаянные дни» И.Бунина, «По праву памяти» А.Твардовского.

Тематика русской литературы XX века

  • В 80-90-е гг. стали доступны произведения писателей русского зарубежья: Набокова, И.Бродского и др.
  • Появляются недоступные ранее для читателей произведения: «Реквием» А.Ахматовой, «Окаянные дни» И.Бунина, «По праву памяти» А.Твардовского.
В литературе нового времени в принципе ведущую роль играет роман. Так было и в Советской России, и в зарубежье. Жанр повести значил меньше.
  • В литературе нового времени в принципе ведущую роль играет роман. Так было и в Советской России, и в зарубежье. Жанр повести значил меньше.
 Личностная, общечеловеческая тематика в принципе сближает разные ветви русской литературы. Но в СССР произведения такого плана часто становились «задержанными», включая лучшее из них - роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Личностная, общечеловеческая тематика в принципе сближает разные ветви русской литературы. Но в СССР произведения такого плана часто становились «задержанными», включая лучшее из них - роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 В русской литературе сюжет традиционно играл неглавную, подчиненную роль. Ее сила в идейности, философичности, психологизме.

В русской литературе сюжет традиционно играл неглавную, подчиненную роль. Ее сила в идейности, философичности, психологизме.

1990-е годы считаются самыми «американскими» в русской литературе.   Исключительную роль в литературе и публицистике сыграл А. Солженицын.
  • 1990-е годы считаются самыми «американскими» в русской литературе.

Исключительную роль в литературе и публицистике сыграл А. Солженицын.

В третью волну эмиграции поэт Иосиф Бродский и крупнейший прозаик Александр Солженицын были высланы из СССР. В 90-е годы прозаик вернулся в Россию, а поэт умер в Америке.
  • В третью волну эмиграции поэт Иосиф Бродский и крупнейший прозаик Александр Солженицын были высланы из СССР. В 90-е годы прозаик вернулся в Россию, а поэт умер в Америке.
Для поэзии И. Бродского и постмодернистов характерна ирония в отличие от большинства поэтов предшествующих десятилетий, а ирония - враг всякой однозначности.

Для поэзии И. Бродского и постмодернистов характерна ирония в отличие от большинства поэтов предшествующих десятилетий, а ирония - враг всякой однозначности.

И. Бродский доказал возможность высокой культуры стихотворного слова и почти в самом конце XX столетия. При этом в интервью 1993 г. он, не называя имен, говорил о современной поэзии: «Совершенно замечательный уровень! Произошел фантастический качественный скачок, так же, впрочем, как и количественный... И качество стихосложения на сегодняшний день чрезвычайно высокое. Если бы мне было сейчас не 52. а, скажем, 30 лет, я бы подумал: может, мне переменить профессию? Потому что есть действительно замечательные поэты».

И. Бродский доказал возможность высокой культуры стихотворного слова и почти в самом конце XX столетия. При этом в интервью 1993 г. он, не называя имен, говорил о современной поэзии: «Совершенно замечательный уровень! Произошел фантастический качественный скачок, так же, впрочем, как и количественный... И качество стихосложения на сегодняшний день чрезвычайно высокое. Если бы мне было сейчас не 52. а, скажем, 30 лет, я бы подумал: может, мне переменить профессию? Потому что есть действительно замечательные поэты».

 Единство динамического многообразия проявляется даже на наиболее внешнем уровне формы - в ритме художественной речи.

Единство динамического многообразия проявляется даже на наиболее внешнем уровне формы - в ритме художественной речи.

Литература XX века Распад СССР в конце 1991 г. породил новую огромную, двадцатипятимиллионную русскую диаспору со своими сложными проблемами, что, вероятно, еще скажется на литературе будущего.

Литература XX века

Распад СССР в конце 1991 г. породил новую огромную, двадцатипятимиллионную русскую диаспору со своими сложными проблемами, что, вероятно, еще скажется на литературе будущего.

В годы перестройки в литературе высмеивается массовое обращение из коммунистической веры в религиозную (Вместо «Слава КПСС!» - «Христос Воскрес!», и даже не заметили, что это в рифму»), утверждается литература как частное дело и человек как частный человек . Запоздалый по сравнению с западом русский постмодернизм недалеко отошел от модернизма.

В годы перестройки в литературе высмеивается массовое обращение из коммунистической веры в религиозную (Вместо «Слава КПСС!» - «Христос Воскрес!», и даже не заметили, что это в рифму»), утверждается литература как частное дело и человек как частный человек . Запоздалый по сравнению с западом русский постмодернизм недалеко отошел от модернизма.

 Практическое воссоединение трех ветвей русской литературы к концу века состоялось и показало ее единство в главном: высочайшие художественные ценности были во всех ветвях, пока их одаренные представители искренне верили в утверждаемые ими идеалы, не позволяли себе сознательно лгать, выдавать желаемое за действительное и не подчиняли свое творчество официальной мифологии, когда ее искусственность стала уже угрожающей для ума и таланта.

Практическое воссоединение трех ветвей русской литературы к концу века состоялось и показало ее единство в главном: высочайшие художественные ценности были во всех ветвях, пока их одаренные представители искренне верили в утверждаемые ими идеалы, не позволяли себе сознательно лгать, выдавать желаемое за действительное и не подчиняли свое творчество официальной мифологии, когда ее искусственность стала уже угрожающей для ума и таланта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!