Н. С. ЛЕСКОВ И ХУДОЖНИКИ:
- Б. М. Кустодиев
- И. С. Глазунов
- А. Г. Тюрин
Н. С. Лесков (1831-1895)
Н. С. Лесков – самый национальный из писателей России. Некоторые из известных его произведений: «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866), «»Запечатлённый ангел» (1872), «Очарованный странник» (1872), «Левша» (1881).
Б. М. Кустодиев (1878-1927)
Борис Михайлович Кустодиев – русский художник, ученик В. Е. Савинского и И. Е. Репина. Известен как портретист, автор жанровых картин, иллюстратор. В начале 20-х годов 20 века Кустодиев исполнил цикл иллюстраций к произведениям Н. С. Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)
Скучная жизнь Катерины Львовны
«Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна -одинёшенька. Сидела раз Катерина Львовна у себя на вышке под окошечком, зевала -зевала, ни о чём определённом не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало. А на дворе погода чудесная: тепло, светло, весело…» «Леди Макбет Мценского уезда»
«Первую песенку зардевшись спеть»
Первое преступление Катерины Измайловой – убийство свёкра Бориса Тимофеевича Измайлова, которому было уже под восемьдесят лет. Поел он на ночь грибков с кашей и к утру умер. («Леди Макбет Мценского уезда»)
Глазунов И. С. (род. В 1930)
Глазунов Илья Сергеевич – российский художник-живописец, народный художник СССР. Он родился в 1930 году в Ленинграде (Петербурге). Его картины отличаются психологизмом и эмоциональностью. Глазунов создал цикл иллюстраций к произведениям М. Ф. Достоевского и Н. С. Лескова.
Образный мир Лескова глазами художника
Ни один из русских художников не сделал столько иллюстраций к классике, как Илья Глазунов. Лесков и отражённый мир русской жизни 19 века вдохновили художника на проникновенное воплощение образов таких произведений, как: «Воительница», «Левша», «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник» и других.
Иллюстрация «У самовара» (1973)
Илья Глазунов – автор иллюстрации «У самовара» к очерку Н. С. Лескова «Воительница» (1866). Это первый опыт лесковского сказа, один из женских портретов, очерков о судьбах женщин. Автора интересовала проблема влияния среды на человека. Главная героиня – «воительница» Домна Платоновна.
Рассказ о трагической любви.
Работа Ильи Глазунова «На кладбище» иллюстрирует повесть Н. С. Лескова «Тупейный художник». Бывшая крепостная актриса Любовь Онисимовна на кладбище, у могилы своего возлюбленного, тупейного художника Аркадия Ильича, рассказывает юному воспитаннику историю своей любви, тяжёлой судьбы и трагической смерти Аркадия.
«Ангел в душе живёт…»
Работа И. Глазунова «Странники. Осень» (1973) иллюстрирует повесть Н. С. Лескова «Запечатлённый ангел» (1872). Старец Памва говорит» «Ангел в душе живёт, но запечатлён, а любовь освободит его.» Запечатлён – то есть на него наложили печать. Ангел на иконе по сюжету был опечатан сургучной арестантской печатью.
И. Глазунов «Флягин» (1973)
Повесть Н. Лескова «Очарованный странник» (1872) входит в цикл легенд о русских праведниках Повествование ведётся от имени Ивана Северьяныча Флягина. Безмерность переносимых страданий, отмеченность особым жребием превращает его жизнь в житие. Автор сравнивает героя с богатырём Ильёй Муромцем.
«Мне за народ очень помереть хочется…»
Очарованный странник готов пойти в любую страну света «без всякого в себе намерения». Он одержим стремлением к чему-то неясному, но влекущему, очарован непонятными силами, а может, - собственной тоской по идеалу. Очарованный странник пришёл к важному жизненному итогу: «Мне за народ очень помереть хочется…»
Очарованность красотой и поэзией мира
В бескорыстной любви к Грушеньке Иван Флягин обретает своё главное назначение: перестаёт жить только для себя, подчиняет своё существование заботе о другом человеке. Он берёт на себя грех Груши, считая своей обязанностью «её из ада выручить».Открытие героем красоты в человеке, в женщине, - важный рубеж в жизни Флягина.
История греха и незаурядной судьбы
Не обыкновенную преступницу показал Н. С. Лесков в очерке «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), не простую историю греха, а судьбу незаурядную, замешанную на страдании. Иллюстрация И. С. Глазунова – «Леди Макбет Мценского уезда» (1973)
Илья Глазунов «Приказчик» (1973)
Незаурядность леди Макбет из Мценска отчётливее вырисовывается в сравнении с образом приказчика Сергея, для которого и любовь превращается в средство достижения преступных целей. «- А мне, Серёжа, всё равно: мне лишь бы тебя видеть. – Глупости всё это, - отвечает Сергей»
Страшный грех Катерины
«Катерина Львовна взошла к Феде, а он сидит на постели и читает патерик. Катерина Львовна подперлась рукою и стала смотреть на шевелящего губами Федю, и вдруг словно демоны с цепи сорвались, и разом осели её прежние мысли о том, сколько зла причиняет ей этот мальчик и как бы хорошо было, если бы его не было».
Н. Лесков «Грабёж». И. Глазунов «Купеческий сын»
Работа И. С. Глазунова «Купеческий сын» – иллюстрация к рассказу Н. С. Лескова «Грабёж»(1887). Это святочный рассказ, в котором весёлость соседствует с мрачными картинами повального воровства. Простодушный купеческий сынок Мишенька – настоящий русский богатырь по силе и удали, но имеет один грех: втайне от матушки ходит на кулачные бои.
У искусства «душа человечкина»
Рисунок Ильи Глазунова «Мастер» (1973) – иллюстрация к сказу Н. С. Лескова «Левша». «Таких мастеров, как баснословный левша, теперь уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвётся в борьбе против прилежания и аккуратности».
А. Г. Тюрин (1932-2003)
Тюрин Аркадий Георгиевич – русский художник-мультипликатор и иллюстратор. Он создал рисунки к первому мультфильму по сказу Н. С. Лескова «Левша» в 1962-1965 годах.
Сказ в оформлении А. Г. Тюрина
Аркадий Георгиевич Тюрин оформил отдельное издание сказа Н. С. Лескова «Левша», вышедшее в 1967 году .
Миллион за подарок
«Платов рассердился, потому что говорит: - Для чего такое мошенничество! Дар сделали и миллион за то получили. Футляр всегда при всякой вещи принадлежит. Но государь говорит: - Это не твоё дело – не порть мне политики. Сколько орех стоит, в котором блоха местится?»
Государь оплатил бриллиантовый футляр
« Государь Александр Павлович сказал: «Выплатить», а сам опустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку».
Как Государь обидел Платова
«У государя от военных дел сделалась меланхолия, и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота. Так они доехали до Петербурга, а к попу государь Платова уже совсем не взял. – Ты, - говорит, - к духовной беседе невоздержен и так очень много куришь, что у меня от твоего дыму в голове копоть стоит».
«Мои мастера что-нибудь сделают…»
Государь ответил Платову: - Мне эта коробочка всё равно теперь при моих хлопотах не нужна, ты возьми её с собою и на свою досадную укушетку больше не ложись. Покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают».
«Мы, бог даст, что-нибудь придумаем»
«… аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Против неё надо взяться подумавши и с божьим благословением. А ты, если твоя милость, как и государь наш, имеешь к нам доверие, поезжай на тихий Дон, а нам блошку оставь…»
Государь доволен результатом
«Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял – взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал…»
Левша гостит у англичан
«Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне, - он говорит: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть». Также и водки их пить не стал, потому что она зелёная – вроде как будто купоросом заправлена».
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НЕМЦЕВА Л. В.