А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 7 главы «Приступ».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
I
Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Творческая работа
- Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов».
Учимся понимать текст
Творческая работа
1- ученик. Обширная и богатая Оренбургская губерния обитаема была множеством полудиких народов. Они часто поднимали восстание. Поэтому российское правительство принимало меры для удержания их в повиновении.
Учимся понимать текст
Творческая работа
2 – ученик: Для этого были выстроены крепости и заселены казаками, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края. Но в 1772 году произошло возмущение яицких казаков в их главном городе. Бунт усмирили, но мятежники выжидали удобного случая для возобновления беспорядков.
Словарная работа:
- Стоять в ружьё – быть в боевой готовности.
- Ранг – чин, звание.
- Присяжные – здесь: присягнувшие, принявшие присягу.
- Сайдак – лук с колчаном и стрелами.
- Вор – здесь: разбойник, изменник.
- Великодушный – здесь: человек, обладающий величием души .
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Творческая работа
- Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов».
Учимся понимать текст
- Как понимаете название главы «Приступ»?
Приступ – атака, штурм
Учимся понимать текст
- Почему Марья Ивановна не смогла уехать в Оренбург?
- Кого увидел П.Гринёв недалеко от крепости?
- С какими словами обратился комендант к солдатам?
- О ком больше всего переживал П.Гринёв?
- Каким было войско Пугачёва?
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
- Почему так быстро удалось Пугачёву взять крепость?
- Как вели себя немногочисленные защитники крепости?
- О чём хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас погнали туда же»?
Учимся понимать текст
- Каким увидел Пугачёва Гринёв во вторую встречу?
- Как приняли смерть Иван Кузьмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?
Учимся понимать текст
Творческая работа.
- Проявление, каких черт Пугачева, мы наблюдаем в главе VII
«Приступ»?
Учимся понимать текст
Творческая работа.
- Проявление, каких черт Пугачева, мы наблюдаем в главе VII
«Приступ»?
- Жестокость - "Унять старую ведьму!",
- беспощадность - "Вешать его!",
- милосердие , благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 7 главе «Приступ».
Выучить выводы.
Прочитать 8 главу романа «Незваный гость». Составить план главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно