А.С.Пушкин
Роман «Капитанская дочка». Анализ
2 главы «Вожатый».
.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
работать над содержанием романа;
способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
- работать над содержанием романа; способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
Добрый день! Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
1. Имя отца Гринева?
2. Служил ли при графе...
3. Сыну был пожалован в дядьки...
4. Выучился Петруша грамоте...
5. Повесть была закончена …
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2. Служил ли при графе... (Минихе)
3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)
4. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году)
5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз …
7. ... который в Отечестве своем был… , ... в Пруссии …
8. Батюшка вошел на урок …
9. В это время Гринев …
10. Как зовут Савельича?
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)
7. ... который в Отечестве своем был… (парикмахером), ... в Пруссии (солдатом)
8. Батюшка вошел на урок (географии)
9. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
10. Как зовут Савельича? (Архип.)
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
11. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание?
12. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица …
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
11. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)
12. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица (Петра Гринева)
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
13. Имя матери Петра Гринева …
14.Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…
15. Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…
16.Алкогольный напиток, который впервые попробовал Гринев по настоянию Зурина …
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
13. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)
14.Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…( Семеновский)
15. Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…( Симбирск )
16.Алкогольный напиток, который впервые попробовал Гринев по настоянию Зурина …(пунш).
Учимся понимать текст
Блиц-опрос по 1 главе
1. Имя отца Гринева?
2. Служил ли при графе...
3. Сыну был пожалован в дядьки...
4. Выучился Петруша грамоте...
5. Повесть была закончена …
Словарная работа:
- Облучок – сиденье для кучера в повозке.
- Пороша – только что выпавший снег.
- Станция – пункт остановки и смены лошадей на больших дорогах, почтовых трактах.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
Циновка – здесь: занавеска из плетёной рогожи.
Вечерня – вечернее церковное богослужение.
Пристань – здесь: пристанище, приют, убежище.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
- Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
- При каких обстоятельствах происходит первое знакомство Гринева и Пугачева?
Учимся понимать текст
Сцена «Буран в степи»
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым (Пугачёвым), который спасает Петра от гибели.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
-Найдите портретное описание Пугачёва. Каким его описывает рассказчик?
-Чем привлёк Петра Гринева образ Пугачёва?
Учимся понимать текст
Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок.
Учимся понимать текст
-Что можете сказать о речи Пугачева?
Речь Пугачёва почтительная к барину,
по - простому с Савельичем, загадками с трактирщиком.
Учимся понимать текст
-Как отблагодарил Гринёв Вожатого?
- Зачем берет тулупчик, если тот трещит по швам?
Учимся понимать текст
-Как отблагодарил Гринёв Вожатого?
- Зачем берёт тулупчик, если тот трещит по швам?
Учимся понимать текст
Вывод :
-Чем интересна и значима эта встреча с вожатым?
1. Человек хорошо умеет ориентироваться на местности, сметливый.
2. Разговаривает с товарищем загадками (тайна), пословицами (меткость народного языка).
3.Тулуп, подаренный как благодарность за услугу, сыграет важную роль в судьбе Гринева.
4. Вещий сон.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно