М.Ю.Лермонтов.
Анализ стихотворения
«Листок».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
- Какова тема произведения?
-Какие мотивы звучат в этом стихотворении?
-Почему стихотворение называется «Листок»?
- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?
- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение?
Словарная работа:
Чинара - дерево, восточный платан.
Стра ́ нник – странствующий человек.
Прию ́ т – место, где можно спастись и отдохнуть.
Моли ́ ть – просить, умолять.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
неместный человек.
- Мудрёный – загадочный, непонятный.
- Утоми ́ ть – привести в состояние усталости, утомления.
- Небыли ́ ца – вымысел, враньё.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
- О чём это стихотворение?
-Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю?
Учимся понимать текст
- Кто главные герои стихотворения?
- Как называют тех, кто много странствует, постоянно находится в пути?
- Найдите в стихотворении «Листок» строчку с этим словом.
Учимся понимать текст
- Какова история листка-странника?
-Составьте рассказ о листке, опираясь на слова – глаголы.
Учимся понимать текст
Самостоятельная (творческая) работа.
«Оторвался … , укатился … , засох и увял … ,… и …; докатился … . Прижался … и молит он … . До срока созрел он».
Учимся понимать текст
- Что мы узнаём о жизни чинары?
«Высокая молодая чинара стоит у Чёрного моря, с ней шепчется ветер, зелёные ветви, изумрудные листья, на ветвях качаются райские птицы».
«Я солнцем любима, по небу ветви раскинула, корни мои умывает холодное море».
Учимся понимать текст
- Какие два мира противопоставлены в этом стихотворении?
- Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары.
- Листок окружают враждебные силы, чинару – ласковый ветер.
Учимся понимать текст
- Почему чинара отказывается приютить странника?
Она не хочет нарушать свой покой, не хочет знать ничего, что выходит за грани ее собственного мира.
Учимся понимать текст
-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими?
Листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины;
чинара - высокомерна, молода, избалована.
Учимся понимать текст
-Есть ли будущее у листка? Подтвердите строчками самого стихотворения.
-На чьей стороне симпатии читателя?
-Кому сочувствуете вы и почему?
Учимся понимать текст
- Как вы поняли главную мысль стихотворения?
Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.
Учимся понимать текст
Выводы:
1. В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения.
2. Плохо, когда одиноко, надо иметь друзей.
3. Помоги тому, кому одиноко.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить стихотворение «Листок».
Выучить выводы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!