СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события III действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;
  • углубить знания литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 3 действия».»

Н. В.Гоголь. Анализ 3 действия комедии «Ревизор».  Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Н. В.Гоголь.

Анализ

3 действия комедии

«Ревизор».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст

Задачи:  Развивать навыки анализа текста;  познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I II действия комедии; формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся; продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству писателя. I

Задачи:

Развивать навыки анализа текста;

познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I II действия комедии;

формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству писателя.

I

 Добрый день!   Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу, дружок!

Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Повторим теорию литературы Комедия-  драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Повторим теорию литературы

Комедия-

драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Учимся понимать текст  Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.

Учимся понимать текст

Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.

Индивидуальное задание Пересказ событий явлений 1 – 3, действия III .  Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский.

Индивидуальное задание

Пересказ событий явлений 1 – 3, действия III .

Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский.

Подумай и ответь… - Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая появления кого-нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут? Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.

Подумай и ответь…

- Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая появления кого-нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут?

Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.

Учимся понимать текст Работа в группах. 1-я группа (1 явление):  Анна Андреевна и Марья Антоновна с нетерпением ждут новостей. Спорят, кто идёт в конце улицы. Марья Антоновна говорит, что идёт Добчинский, а Анна Андреевна говорит, что не Добчинский.

Учимся понимать текст

Работа в группах.

1-я группа (1 явление):

Анна Андреевна и Марья Антоновна с нетерпением ждут новостей. Спорят, кто идёт в конце улицы. Марья Антоновна говорит, что идёт Добчинский, а Анна Андреевна говорит, что не Добчинский.

Учимся понимать текст 2-я группа (2 явление): Приходит Добчинский. Анна  Андреевна расспрашивает его о Хлестакове. Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от Антона Антоновича.

Учимся понимать текст

2-я группа (2 явление):

Приходит Добчинский. Анна Андреевна расспрашивает его о Хлестакове.

Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от Антона Антоновича.

Учимся понимать текст 3-я группа (3 явление):  Анна Андреевна и Марья  Антоновна обсуждают, какое платье им надеть, чтобы важный гость их не осмеял. Спорят по поводу цвета платья.

Учимся понимать текст

3-я группа (3 явление):

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают, какое платье им надеть, чтобы важный гость их не осмеял. Спорят по поводу цвета платья.

Подумай и ответь… - Что важно для Анны Андреевны? - Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд? Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.

Подумай и ответь…

- Что важно для Анны Андреевны?

- Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд?

Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.

Учимся понимать текст 4-я группа (4 явление):  В комнату входит Осип с чемоданами. Его встречает Мишка, слуга городничего. Осип просит Мишку принести ему что – нибудь поесть.

Учимся понимать текст

4-я группа (4 явление):

В комнату входит Осип с чемоданами. Его встречает Мишка, слуга городничего. Осип просит Мишку принести ему что – нибудь поесть.

Благочиние – здесь: соблюдение приличий, порядка Лабардан – свежепросоленная треска Вояжировка – путешествие Департамент – отдел министерства Коллежский асессор – гражданский чин V III класса Гауптвахта – помещение для караула Водевиль – небольшая пьеса с пением куплетов    Словарная работа: Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
  • Благочиние – здесь: соблюдение приличий, порядка
  • Лабардан – свежепросоленная треска
  • Вояжировка – путешествие
  • Департамент – отдел министерства
  • Коллежский асессор – гражданский чин V III класса
  • Гауптвахта – помещение для караула
  • Водевиль – небольшая пьеса с пением куплетов

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст Выразительное чтение по ролям явлений 5 – 6, действия III . -Куда возил городничий Хлестакова? Что показывал? -Что понравилось Хлестакову? -Чему он был удивлён? -Какова самохарактеристика чиновников: Артемия Филипповича, городничего? -Как ведут себя при встрече Хлестаков и Анна Андреевна?

Учимся понимать текст

Выразительное чтение по ролям явлений 5 – 6, действия III .

  • -Куда возил городничий Хлестакова? Что показывал?
  • -Что понравилось Хлестакову?
  • -Чему он был удивлён?
  • -Какова самохарактеристика чиновников: Артемия Филипповича, городничего?
  • -Как ведут себя при встрече Хлестаков и Анна Андреевна?

Учимся понимать текст Выборочное чтение отрывка «Враньё Хлестакова» -Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему? - О чём Хлестаков врёт?        Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора

Учимся понимать текст

Выборочное чтение отрывка «Враньё Хлестакова»

-Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?

- О чём Хлестаков врёт?

Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора

Подумай и ответь… - Как характеризует Хлестакова его речь? - Речь Хлестакова показывает его полное бессмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого. - Чем в композиционном отношении является сцена вранья?  (Кульминацией). Хлестаков. Художник А.Константиновский.

Подумай и ответь…

- Как характеризует Хлестакова его речь?

- Речь Хлестакова показывает его полное бессмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.

- Чем в композиционном отношении является сцена вранья? (Кульминацией).

Хлестаков. Художник А.Константиновский.

Подумай и ответь… - Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать? Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него. Хлестаков. Художник П.Боклевский.

Подумай и ответь…

- Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать?

Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него.

Хлестаков. Художник П.Боклевский.

-Составьте выборочный пересказ «Враньё Хлестакова»    Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало , как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.   Творческая работа: Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

-Составьте выборочный пересказ «Враньё Хлестакова»

  Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало , как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.

Творческая работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Исследовательская работа с текстом Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна Хлестаков «Нам ещё более приятно видеть такую особу». «Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне». Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять». «Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?» «Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…» «Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего». «Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»

Исследовательская работа с текстом

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна

Хлестаков

«Нам ещё более приятно видеть такую особу».

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».

Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».

«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»

«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»

Исследовательская работа с текстом Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна Хлестаков «Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?» «Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы» «Это господина Загоскина сочинение». «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». «Да, это моё сочинение» «Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…» «Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». «Меня сам Государственный совет боится».

Исследовательская работа с текстом

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна

Хлестаков

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»

«Это господина Загоскина сочинение».

«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».

«Да, это моё сочинение»

«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»

«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».

«Меня сам Государственный совет боится».

Подведём итоги - Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся? Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него.

Подведём итоги

- Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся?

Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него.

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова». 2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами. 3. Прочитать 4 действие.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами.

3. Прочитать 4 действие.

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!