Н. В.Гоголь.
Анализ
3 действия комедии
«Ревизор».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Учимся понимать текст
Задачи:
Развивать навыки анализа текста;
познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I II действия комедии;
формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству писателя.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Повторим теорию литературы
Комедия-
драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
Учимся понимать текст
Хлестаков едет из Петербурга уже второй месяц. Дорогою истратил зря деньги. В каждом городе любил себя показать: комнату самую лучшую, обед самый лучший. В Петербурге занимает должность коллежского регистратора (низший гражданский чин). Любит играть в карты, проигрывает деньги. Кутит на деньги, которые присылает батюшка: ездит на извозчике, посещает театр. Делом не занимается: гуляет по проспекту, в карты играет.
Индивидуальное задание
Пересказ событий явлений 1 – 3, действия III .
Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский.
Подумай и ответь…
- Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая появления кого-нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут?
Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.
Учимся понимать текст
Работа в группах.
1-я группа (1 явление):
Анна Андреевна и Марья Антоновна с нетерпением ждут новостей. Спорят, кто идёт в конце улицы. Марья Антоновна говорит, что идёт Добчинский, а Анна Андреевна говорит, что не Добчинский.
Учимся понимать текст
2-я группа (2 явление):
Приходит Добчинский. Анна Андреевна расспрашивает его о Хлестакове.
Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от Антона Антоновича.
Учимся понимать текст
3-я группа (3 явление):
Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают, какое платье им надеть, чтобы важный гость их не осмеял. Спорят по поводу цвета платья.
Подумай и ответь…
- Что важно для Анны Андреевны?
- Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд?
Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.
Учимся понимать текст
4-я группа (4 явление):
В комнату входит Осип с чемоданами. Его встречает Мишка, слуга городничего. Осип просит Мишку принести ему что – нибудь поесть.
- Благочиние – здесь: соблюдение приличий, порядка
- Лабардан – свежепросоленная треска
- Вояжировка – путешествие
- Департамент – отдел министерства
- Коллежский асессор – гражданский чин V III класса
- Гауптвахта – помещение для караула
- Водевиль – небольшая пьеса с пением куплетов
Словарная работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Выразительное чтение по ролям явлений 5 – 6, действия III .
- -Куда возил городничий Хлестакова? Что показывал?
- -Что понравилось Хлестакову?
- -Чему он был удивлён?
- -Какова самохарактеристика чиновников: Артемия Филипповича, городничего?
- -Как ведут себя при встрече Хлестаков и Анна Андреевна?
Учимся понимать текст
Выборочное чтение отрывка «Враньё Хлестакова»
-Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
- О чём Хлестаков врёт?
Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора
Подумай и ответь…
- Как характеризует Хлестакова его речь?
- Речь Хлестакова показывает его полное бессмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.
- Чем в композиционном отношении является сцена вранья? (Кульминацией).
Хлестаков. Художник А.Константиновский.
Подумай и ответь…
- Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать?
Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него.
Хлестаков. Художник П.Боклевский.
-Составьте выборочный пересказ «Враньё Хлестакова»
Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало , как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.
Творческая работа:
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Исследовательская работа с текстом
Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна
Хлестаков
«Нам ещё более приятно видеть такую особу».
«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».
Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».
«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»
«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»
«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».
«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»
Исследовательская работа с текстом
Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна
Хлестаков
«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»
«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»
«Это господина Загоскина сочинение».
«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».
«Да, это моё сочинение»
«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»
«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».
«Меня сам Государственный совет боится».
Подведём итоги
- Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся?
Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».
2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами.
3. Прочитать 4 действие.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!