В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».
Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Цель урока
- проанализировать рассказ В.Шукшина «Срезал»;
- сформировать ценностное отношение обучающихся к людям, исследовать писательское мастерство автора, создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его;
- формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя .
Словарная работа
-Подберите синонимы к слову «СРЕЗАЛ»
( уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил).
Срезать словом, резко ответить.
Оборвать, резко прервать (говорящего).
Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство.
Чтение с остановками.
Первая остановка
- Какое событие встревожило жителей Новой деревни?
- Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина?
- Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?
Чтение с остановками.
Первая остановка
- Опишите Глеба Капустина.
Глеб Капустин, .. .. мужик лет .., деревенский краснобай, .. и .. Работает на .. Имеет страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей.
словарик
- Кандидат - младшая ученая степень; лицо, имеющее эту степень.
- Краснобай – человек, который много и цветисто говорит.
- Пилорама – машина для распилки брёвен на доски.
- Филфак – филологический факультет, на котором изучают язык и литературу.
словарик
- Философия – наука о наиболее общих законах развития природы
- Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
- Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.
- Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.
- Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.
- Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе.
- Шаманизм — ранняя форма религии.
Чтение с остановками.
Вторая остановка
- Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина?
- Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой?
- На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?
Чтение с остановками.
Третья остановка
- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?
- С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?
-Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы?
- (Философия, физика, филология, астрономия.)
Чтение с остановками.
Третья остановка
- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?
- Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею?
( Глеб Капустин считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить.
Чтение с остановками.
Третья остановка
- Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?
Чтение с остановками
- Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович?
- Почему он не торопился с ответом?
(Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену. )
Чтение с остановками.
Третья остановка
Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Это и называлось у мужиков «срезать».
Чтение с остановками.
Выводы:
- Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия».
Чтение с остановками.
Выводы:
- На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством.
Учимся понимать текст
- Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения?
(Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают, и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли»).
Учимся понимать текст
- - Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?
- (Сам Глеб многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)
- Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем,
что «поучал» других людей, искал
возможности их унизить.
Любимый герой - чудик
- добродушный, бесхитростный, живущий с открытым сердцем человек
Учимся понимать текст
- - Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук?
- На чьей стороне были мужики?
- Кем восхищались?
- Кого жалели?
В поведении Глеба много грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».
Вывод.
- Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду.
Домашнее задание
Давать характеристику Глебу Капустину. Подготовить выразительное чтение словесного поединка Глеба Капустина и кандидата.