СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал» (6 класс, литература)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по литературе представляет материал для анализа содержания рассказа "Срезал".

Презентация рассчитана на широкий круг зрителей. Разработку может включать в свой урок учитель литературы. Школьникам полезно самостоятельно изучить содержание показа и подготовиться к уроку. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал» (6 класс, литература)»

В.М.Шукшин.  Рассказ «Срезал». Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Цель урока проанализировать рассказ В.Шукшина «Срезал»; сформировать ценностное отношение обучающихся к людям, исследовать писательское мастерство автора, создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть  текст и осмыслять его; формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя .

Цель урока

  • проанализировать рассказ В.Шукшина «Срезал»;
  • сформировать ценностное отношение обучающихся к людям, исследовать писательское мастерство автора, создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его;
  • формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя .
Словарная работа -Подберите синонимы к слову «СРЕЗАЛ» ( уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил). Срезать словом, резко ответить. Оборвать, резко прервать (говорящего). Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство.

Словарная работа

-Подберите синонимы к слову «СРЕЗАЛ»

( уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил).

Срезать словом, резко ответить.

Оборвать, резко прервать (говорящего).

Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство.

Чтение с остановками.  Первая остановка  - Какое событие встревожило жителей Новой деревни?  - Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина? - Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

Чтение с остановками.

Первая остановка

- Какое событие встревожило жителей Новой деревни?

- Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина?

- Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?

Чтение с остановками.  Первая остановка  - Опишите Глеба Капустина. Глеб Капустин, .. .. мужик лет .., деревенский краснобай, .. и .. Работает на .. Имеет страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей.

Чтение с остановками.

Первая остановка

- Опишите Глеба Капустина.

Глеб Капустин, .. .. мужик лет .., деревенский краснобай, .. и .. Работает на .. Имеет страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей.

словарик Кандидат - младшая ученая степень; лицо, имеющее эту степень. Краснобай – человек, который много и цветисто говорит. Пилорама – машина для распилки брёвен на доски. Филфак – филологический факультет, на котором изучают язык и литературу.

словарик

  • Кандидат - младшая ученая степень; лицо, имеющее эту степень.
  • Краснобай – человек, который много и цветисто говорит.
  • Пилорама – машина для распилки брёвен на доски.
  • Филфак – филологический факультет, на котором изучают язык и литературу.
словарик Философия – наука о наиболее общих законах развития природы Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.

словарик

  • Философия – наука о наиболее общих законах развития природы
  • Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
  • Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.

 Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь. Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг. Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе. Шаманизм — ранняя форма религии.

  • Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.
  • Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.
  • Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе.
  • Шаманизм — ранняя форма религии.

Чтение с остановками.  Вторая остановка  - Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина? Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой? На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?

Чтение с остановками.

Вторая остановка

- Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина?

  • Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой?
  • На что надеялись мужики, направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?
Чтение с остановками.  Третья остановка - Как встретили гостей в доме бабки Агафьи? - С чего начал Глеб «атаку» на кандидата? -Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы? (Философия, физика, филология, астрономия.)

Чтение с остановками.

Третья остановка

- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?

- С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?

-Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы?

  • (Философия, физика, филология, астрономия.)
Чтение с остановками.  Третья остановка Как встретили гостей в доме бабки Агафьи? Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? ( Глеб Капустин считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить.

Чтение с остановками.

Третья остановка

  • Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?
  • Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею?

( Глеб Капустин считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить.

Чтение с остановками.  Третья остановка - Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?

Чтение с остановками.

Третья остановка

- Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?

Чтение с остановками Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович? Почему он не торопился с ответом?   (Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену. )

Чтение с остановками

  • Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович?
  • Почему он не торопился с ответом? 

(Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену. )

Чтение с остановками.  Третья остановка  Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Это и называлось у мужиков «срезать».

Чтение с остановками.

Третья остановка

Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Это и называлось у мужиков «срезать».

Чтение с остановками.  Выводы: - Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия».

Чтение с остановками.

Выводы:

- Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия».

Чтение с остановками.  Выводы: - На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством.

Чтение с остановками.

Выводы:

- На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством.

Учимся понимать текст - Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения? (Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,  и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли»).

Учимся понимать текст

- Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим в деревню из города, достигшим определенного отношения?

(Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают,  и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли»).

Учимся понимать текст - Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?    (Сам  Глеб многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)       Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить.

Учимся понимать текст

  • - Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»? 
  •   (Сам  Глеб многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)
  •       Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем,

что «поучал» других людей, искал

возможности их унизить.

Любимый герой - чудик - добродушный, бесхитростный, живущий с открытым сердцем человек

Любимый герой - чудик

- добродушный, бесхитростный, живущий с открытым сердцем человек

Учимся понимать текст - Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук?  На чьей стороне были мужики?  Кем восхищались? Кого жалели?  В поведении Глеба много грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Учимся понимать текст

  • - Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук?
  • На чьей стороне были мужики?
  • Кем восхищались?
  • Кого жалели?

В поведении Глеба много грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».

Вывод. Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду.

Вывод.

  • Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду.
Домашнее задание Давать характеристику Глебу Капустину. Подготовить выразительное чтение словесного поединка Глеба Капустина и кандидата.

Домашнее задание

Давать характеристику Глебу Капустину. Подготовить выразительное чтение словесного поединка Глеба Капустина и кандидата.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!