Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина"»
Тема поэта и по э зии в лирике А.С.Пушкина
Тема поэта и поэзии – важнейшая в творчестве А.С.Пушкина
«Памятник»
«Пророк»
«Разговор книгопродавца с поэтом»
«Поэт»
«Поэту»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Разговор книгопродавца с поэтом
1. Как в репликах поэта отразилась эстетика романтиков?
Подтвердите мысли примерами.
2.Какая лексика и стилистика характерны для авторской позиции Поэта? Как лексико-стилистический анализ помогает понять смысл стихотворения?
3. Д окажите, что для поэта поэзия выше всего земного?
4. Какова пушкинская оценка творческой позиции Поэта?
5. Почему в финале Поэт переходит на прозу?
Вопросы к стихотворению «Поэт»
1.Как композиция стихотворения помогает понять его смысл?
2.Сопоставьте ключевые образы и стилистику 2 частей стихотворения.
3.Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
4.Почему в процессе творчества поэт бежит от мира и людей?
5.Как в стихотворении Пушкин решает проблему поэта и поэзии?
Вопросы к стихотворению «Поэту»
- Какие отношения связывают поэта и толпу? Как можно реагировать на похвалы и смех толпы?
- Докажите, что стихотворение написано в форме сонета.
- Какой изображена толпа? Какая лексика характерна для изображения толпы?
- Какое настроение придает тексту обилие глаголов повелительного наклонения?
- Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
- Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи поэту?
Стихотворение «Осень»
- Соответствует ли поведение человека сезонным изменениям в природе?
- Что происходит с природой в разные времена года и как в это время ведет себя человек?
- В чем философский смысл пробуждения творческого вдохновения осенью, когда природа умирает?
- Можно ли утверждать, что осенью поэт творит новый мир, вопреки увяданию природы?
- Какой характер придает стихотворению разговорная интонация?
- Что нового вносит стихотворение «Осень» в тему развития поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?
Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А.С.Пушкина. Она итог глубоких размышлений о назначении поэта и поэзии и смысле жизни поэта, о высокой и непреходящей ценности искусства, о нерукотворных памятниках, которые создают художники слова, о тайной свободе их творчества. Пушкин уверен, что поэтические произведения создаются не по заказу, а «по велению Божию», поэтому поэт – это избранник, провозглашающий миру идеалы добра и красоты.
Итог урока
Примерный план сочинения-анализа лирического произведения
- Название стихотворения и его автор.
- Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
- Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
- Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
- Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
- Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
- Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Домашнее задание
- Прочитать стихи А.С.Пушкина «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти».
- Сделать анализ стихотворения «Вольность»