Название и последовательность чисел от 10 до 20 (урок математики в 1 классе УМК «Школа России»)
Составил учитель начальных классов Байбакова Наталья Владимировна МКОУ «Аксайская СШ» Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Цель:
- Повторить последовательность и образование чисел второго десятка;
- Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Логическая разминка
Какая фигура лишняя?
Устный счет
Найдите в каждом столбике лишний пример. Прочитайте его, используя названия компонентов. Решите примеры устно. Назовите ответы.
4+3 10-6 8-3 5+3 5+4 7-4
1+7 9-0
3+3 7-2
Работа над задачами
- Сколько яблок в корзине? - Сколько яблок около корзины? - На сколько яблок около корзины меньше, чем в корзине? - Сколько всего яблок?
Послушайте стихотворение
Все, что вижу во дворе я, Все, что вижу на пути, Я умею, я умею Сосчитать до десяти. Еду с мамой в зоосад
И считаю все подряд. Пробегает дикобраз- Это раз. Чистит перышки сова- Это два. Третьей стала росомаха, А четвертой – черепаха. Серый волк улегся спать- Это пять. Попугай в листве густой, Он шестой.
Вот лосенок рядом с лосем, Это будет семь и восемь. Девять – это бегемот, Рот как бабушкин комод, В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый. Дальше мне не сосчитать- Надо снова начинать!
- До какого числа научился считать мальчик? - До какого числа научились считать на прошлом уроке вы? - Давайте проверим!
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. - Посчитайте от 11 до 17. - 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. - Посчитайте от 15 до 19. - 15, 16, 17, 18, 19. - Назовите число, которое при счете стоит перед числом 13, 18, 20, между числами 16 и 18, 13 и 15, 17 и 19. - Назовите соседей чисел 18, 11, 16.
- Как называется это число? - Кто догадался чем мы будем заниматься на уроке?
Практическая работа
- Я задумала число, которое идет при счете после числа 17. Какое число я задумала? - Положите перед собой 18 палочек. Сколько десятков и сколько отдельных единиц в числе 18. - Число 18 – это 10 и 8, или один десяток и восемь единиц. Мы представили число 18 в виде суммы десятка и единиц. - Я задумала число, которое идет при счете перед числом 16. Положите перед собой палочки так, чтобы было видно сколько десятков и отдельных единиц в задуманном числе. - Представьте число 15 в виде суммы десятков и отдельных единиц.
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок, И еще разок. А потом в присядку, А потом в присядку, А потом в присядку, И снова по порядку. Побежим мы по дорожке- Раз, два, три! И похлопаем в ладошки- Раз, два, три! И покрутим головами- Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами- Раз, два, три!
Работа по учебнику
№ 1с. 48 (коллективное выполнение с комментированием); № 4с. 48 (коллективное выполнение с комментированием); № 2с. 48 (устно); № 3с. 48; № 6с. 48 (самостоятельное выполнение); № 8с. 49 (самостоятельное выполнение, проверка).
Работа в тетради с печатной основой.
№ 4 – 7 стр. 23
Итог урока
- Какие числа мы сегодня изучали? - Что означают части слова в названии чисел до 20? - Как образуются такие числа?